Сирия – единственная страна на Востоке, которая сохранила замки крестоносцев. Они возвышаются на побережье и горах, представляя своеобразную архитектуру, являясь памятниками далекого тревожного времени битв и религиозного фанатизма знаменитых крестовых походов.
Крак де Шевалье – единственный в Сирии реставрированный замок крестоносцев. Стоит он на оживленной магистрали, в 25 километрах от дороги Латакия–Хомс. Цитадель возвышается на горе, с которой открывается вид на большое пространство вплоть до моря. Место было тщательно выбрано древними архитекторами. С верхней площадки можно видеть любое движение по дороге Триполи–Хомс и хорошо просматривается долина Бека в Ливане. С каждой башни крепости открывается широкая панорама типично сирийского пейзажа. Крепость, как и многие другие, представляет собой смешение стилей и вкусов разных эпох. Историки говорят, что когда-то она называлась Крепостью курдов. Арабский эмир Хомса в 1031 году создал здесь курдский военный пост, который следил за дорогой в Триполи. Более далекие сведения о крепости относятся ко времени древнего города Шабтуна, упоминаемого в египетских текстах. О нем напоминает горный ручей Нахр аш-Шабтах, который берет свое начало недалеко от крепости. Как утверждают древние тексты, город был основан великими древнеегипетскими завоевателями – фараонами XVIII династии и пережил период расцвета при Рамзесе II. Но никаких фактических следов тех далеких времен не осталось.
Крестоносцы прибыли сюда в 1110 году и, оценив по достоинству местонахождение старой крепости, приступили к строительству новой. Обосновавшиеся здесь рыцари ордена госпитальеров выдержали натиск войск курдского эмира Нур-ад-Дина, затем осаду его знаменитого племянника Салах-ад-Дина. Крепость была неуязвима. В XIII веке она имела тот завершенный вид, в каком предстает сейчас перед туристами. Со временем иноземные завоеватели начали терпеть на территории Сирии одно поражение за другим. Крепость подверглась неоднократным осадам и в 1271 году капитулировала под натиском войск султана Бейбарса. В более позднее время она служила оплотом мусульман в борьбе против попыток крестоносцев взять реванш.
Каждое из зданий крепости весьма своеобразно по своей архитектуре, интерьеру, по той роли, которую оно играло в жизни рыцарей. Часовня 12 века со стрельчатыми окнами – характерная базилика западноевропейского типа и не напоминает византийские церкви, часто встречающиеся в Сирии. При реставрационных работ здесь была найдена фреска с изображением Богородицы и Иисуса. К ней обращали свой взор рыцари, моля о защите и покровительстве.
За исключением фрески, единственного яркого пятна, интерьер часовни сдержан и скуп. Он отражает атмосферу жизни в крепости. Каменные башни крепости скрывают немало неразгаданных тайн. Одна из этих башен названа арабами «башней дочери короля». У основания она имела потайную дверь. Другая потайная дверь вела от центральной башни ко рву. Залы с массивными подпирающими столбами сменяются сводчатым залом, где стоит огромная печь для выпечки хлеба. На многочисленных этажах башен масса складских и жилых помещений.
На внутреннем дворе крепости, заросшем травой, в огромных цистернах – вода. Кстати, эти цистерны – уникальные сооружения как по размерам, так и по характеру архитектуры.
Крак де Шевалье дает полное представление об особенностях своеобразной, постепенно исчезающей архитектуры. Но чем жили, что любили и чем увлекались обитатели подобных замков? Аскетический быт крепости однообразие этой жизни, постоянная тоска по родине выразились в поэзии, лишь немногие которого дошли до нашего времени. Где-то в Европе оставалась Прекрасная Дама – предмет любви и бесконечного поклонения. В душе рыцаря боролись страсть и чувство долга, нашедшие выражение в знаменитой «Песне о крестовом походе» Канона де Батюна, непосредственного участника двух походов:
Увы, Любовь, зачем ты мне велела
В последний раз переступить порог
Прекраснейшей, которая умела
Так много лет держать меня у ног!
И вот настал разлуки нашей срок…
Что говорю? Уходит только тело,
Его призвал к себе на службу бог,
А сердце ей принадлежит всецело.
Скорбя о ней душой осиротелой,
В святую землю еду на Восток…