Берегите нервы !!!

Со­вре­мен­ные уче­ные раз­ра­бо­та­ли прин­ци­пы, сле­дуя ко­то­рым мож­но предот­вра­тить по­яв­ле­ние от­ри­ца­тель­ных эмо­ций, со­здать по­ло­жи­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный фон. Эти прин­ци­пы опи­ра­ют­ся на зна­ние, ин­фор­ми­ро­ван­ность каж­до­го че­ло­ве­ка о том, что его окру­жа­ет, о де­я­тель­нос­ти, ко­то­рой он за­ни­ма­ет­ся; о яв­ле­ни­ях, свойст­вен­ных той или иной де­я­тель­нос­ти; о си­ту­а­ци­ях, слу­ча­ю­щих­ся на жиз­нен­ном пу­ти. Раз­ве не так бы­ва­ет: чем вы мень­ше зна­е­те, че­го ждать, ка­кое бу­дет при­ня­то ре­ше­ние и то­му по­доб­ное, тем боль­ше вол­ну­е­тесь, боль­ше нер­в­ни­ча­е­те. Осве­дом­лен­ность, на­обо­рот, сни­ма­ет боль­шую во­лю вол­не­ний.

Чем боль­ше че­ло­век на­кап­ли­ва­ет жиз­нен­ный опыт, тем боль­ше вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся у не­го са­мос­то­я­тель­нос­ти, уве­рен­нос­ти, ре­ши­тель­нос­ти, це­ле­уст­рем­лен­нос­ти в по­ступ­ках, тем мень­ше со­мне­ний и вол­не­ний.

И де­ло, без­ус­лов­но, не в воз­мож­нос­ти за­пас­тись на всю жизнь го­то­вы­ми ре­цеп­та­ми, а воз­мож­нос­ти на ос­но­ве по­лу­чен­ных зна­ний и опы­та разо­брать­ся в об­ста­нов­ке, в слож­ных, не­пред­ви­ден­ных усло­ви­ях, то есть наи­луч­шим об­ра­зом ре­шать жиз­нен­ные за­да­чи.

Ши­ро­та кру­го­зо­ра, об­щая куль­ту­ра спо­собст­ву­ет раз­ви­тию во­ли, дис­цип­ли­ны, вы­держ­ки, на­стой­чи­вос­ти, оп­ти­миз­ма – де­ла­ют нер­в­ную сис­те­му бо­лее устой­чи­вой к пе­ре­груз­кам, эмо­ци­о­наль­ным на­пря­же­ни­ям. Че­ло­век спо­со­бен дать пра­виль­ную оцен­ку сво­им по­ступ­кам и ста­но­вит­ся бо­лее тре­бо­ва­тель­ным к се­бе и бо­лее объ­ек­тив­ным, тер­пи­мым к дру­гим лю­дям.

Очень час­то Ва­ши эмо­ции – в Ва­шей влас­ти. Вот не­сколь­ко про­с­тых со­ве­тов, ко­то­рые по­мо­гут спра­вить­ся с со­бой.

Преж­де все­го – про­гул­ки. Про­гул­ки пеш­ком ока­зы­ва­ют бла­го­твор­ное вли­я­ние на нер­в­ную сис­те­му. По­это­му взвол­но­ван­ный че­ло­век, вый­дя на про­гул­ку, по­сте­пен­но успо­ка­ива­ет­ся. Осо­бен­но хо­ро­шо дейст­ву­ет на че­ло­ве­ка про­гул­ка за го­ро­дом: чи­с­тый воз­дух, ти­ши­на, кра­со­та окру­жа­ю­ще­го пей­за­жа вы­зы­ва­ют по­ло­жи­тель­ные эмо­ции, сни­ма­ют утом­ле­ние.

Еще од­на ре­ко­мен­да­ция – пе­ре­клю­че­ние вни­ма­ния. Ви­де­ли вы ког­да-ни­будь, как ро­ди­те­ли пе­ре­клю­ча­ют вни­ма­ние кап­риз­ни­ча­ю­ще­го или пла­чу­ще­го ре­бен­ка, по­ка­зы­вая или рас­ска­зы­вая ему то, что сра­зу мо­жет его за­ин­те­ре­со­вать? Эф­фект это­го прос­то­го дейст­вия мгно­вен­ный. Вы смо­же­те при­глу­шить не­при­ят­ные эмо­ции, поль­зу­ясь тем же са­мым ме­ха­низ­мом пе­ре­клю­че­ний. Пой­ми­те, луч­ше в та­кой мо­мент дро­ва ко­лоть, чем ле­жать на ди­ва­не и ду­мать о сво­их про­бле­мах. Ра­бо­та по­мо­га­ет спра­вить­ся да­же с тя­же­лым го­рем. Не сто­ро­ни­тесь дру­зей, по­ста­рай­ся про­вес­ти вре­мя с ин­те­рес­ным со­бе­сед­ни­ком, мож­но по­ехать на экскур­сию, схо­дить в ме­четь. Да­же тог­да, ког­да ка­жет­ся, что «ни­че­го ду­ше не ми­ло», ког­да ду­ма­ет­ся, что ни­что не спо­соб­но вы­вес­ти из со­сто­я­ния по­дав­лен­нос­ти, пе­ре­утом­ле­ния, на­пря­же­ния, по­про­буй­те из­ме­нить та­ким об­ра­зом свой «эмо­ци­о­наль­ный кли­мат» и не по­жа­ле­е­те.

Пе­ре­клю­чить­ся мож­но и при утом­ле­нии ра­бо­той – за­ме­нить од­ну на дру­гую, при­чем не ме­нее на­пря­жен­ную, чем пре­ды­ду­щая, но со­всем дру­гую.

Прой­дет не­мно­го вре­ме­ни, и утом­ле­ние как ру­кой сни­мет.

На­учи­тесь вклю­чать «тор­мо­за»: не да­вать во­ли сво­им эмо­ци­ям. Вклю­чать их очень прос­то — по­вре­ме­нить на мгно­ве­ние, по­ду­мать, про­ана­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию, взве­сить все «за» и «про­тив». А это не что иное, как эмо­ци­о­наль­ная куль­ту­ра че­ло­ве­ка.

Ищи­те в жиз­ни ра­дость, стре­ми­тесь к ней. Из­вест­но, что чувст­во ра­дос­ти ока­зы­ва­ет са­мое бла­го­твор­ное дейст­вие на наш ор­га­низм и на­ше на­стро­е­ние. Для то­го что­бы ис­пы­тать это чувст­во, нуж­но пре­одо­леть труд­нос­ти, спра­вить­ся с бе­дой, до­стиг­нуть по­став­лен­ной це­ли, по­бе­дить опас­ность. По­то­му-то ис­точ­ни­ком ра­дос­ти мо­жет стать лю­бое де­ло и сам про­цесс тру­да.

По ма­те­ри­а­лам: В. Пе­ке­лис. Как най­ти се­бя. М., «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра», 1986.



Оставить ответ