Рассказывал Дакин ибн Раджа, поэт, прославившийся своими стихами в размере раджаз: «Я вознес хвалу Умару ибн Абд аль-Азизу, когда он был наместником Медины, и он подарил мне пятнадцать чистокровных, но еще не прирученных верблюдиц. Я не решался гнать их по ущелью, опасаясь, что они разбегутся, а продавать мне было их жаль. Но тут объявились попутчики, которые возвращались из Египта, и я попросил у них разрешения гнать своих верблюдиц вместе с их караваном. Они сказали:
— Если хочешь ехать с нами, то присоединяйся этой же ночью.
— Но я не успел проститься с эмиром, — возразил я.
— Эмир не отказывает в приеме даже тому, кто приходит к нему ночью, — ответили они.
Тогда я немедля отправился к Омару, попросил разрешения войти, и меня пустили к нему. Войдя, я увидел, что эмир беседует с двумя незнакомыми мне старцами.
— Послушай, Дакин, — обратился ко мне амир, — я жажду достичь большего, чем имею, и, если это случится, я тебя вновь одарю.
— Можешь ли ты поклясться в этом? – спросил я.
— Да, клянусь Аллахом, — ответил он.
— А кто будет свидетелем этой клятвы?
— Пусть из творений Аллаха свидетелями будут эти два шейха.
— Да помилует тебя Аллах, — обратился я к одному из них, — скажи мне, как тебя зовут, чтобы знать кто ты такой.
— Я Салим ибн Абдаллах, — молвил тот в ответ.
— Ну вот, теперь ты знаешь имя одного из свидетелей, — сказал Умар.
Тогда я обратился ко второму старцу:
— А кто ты, да помилует тебя Аллах?
— Я Музахим Абу Яхья, маула амира, — ответил тот.
Той же ночью я отправился с караваном и привел верблюдиц в земли своего племени, будто на них пало благословение Аллаха, выгодно продал часть и купил на эти деньги несколько усадеб с землей и рабами.
Однажды в пустыне Фаладж мимо меня проскакал гонец барида, направляясь в Сирию.
— Какие вести ты несешь? – спросил я.
— Умер Сулейман ибн Абд аль-Малик.
— А кто унаследовал престол?
— Умар ибн Абд аль-Азиз.
Я тотчас опустил на колени свою верховую верблюдицу, нагрузил на нее все мои пожитки и отправился к Умару. По дороге я встретил Джарира и спросил его?
— Откуда путь держишь, Абу Харза?
— От амира Умара, который одаряет бедняков и вознаграждает поэтов. Поспеши к нему, — ответил Джарир.
Я последовал его совету и, прибыв, увидел, что Умар сидит перед своим дворцом на высоком сиденье, окруженный толпой людей. Не в силах пробраться сквозь нее, я воззвал к эмиру с того места, где стоял, и стал читать стихи так громко, как мог:
Умар, ты сделал много благих и достойных дел,
Сколько славных поступков ты совершить сумел!
Я же из рода Катна, это почтенный род.
Прошу, что мне причитается, о источник щедрот!
Вспомни, бессонной ночью ты мне клятву давал.
Салима и Абу Яхью в свидетели я призывал.
Тогда Абу Яхья встал, провел меня к Умару и сказал ему:
— Повелитель правоверных, я был свидетелем в пользу этого человека.
— Я не забыл этого, — ответил Умар. – Подойди ко мне. Помнишь, я говорил тебе, что жажду большего, чем имею в этом мире. Но, достигнув, желаемого, я почувствовал разочарование, и теперь все мои помыслы о мире ином. Клянусь Аллахом, я не приобрел с тех пор, как мы виделись, ничего, чем мог бы одарить тебя. У меня есть две тысячи дирхемов, я готов поделить их между нами поровну.
С этими словами он приказал принести мне тысячу дирхемов».
Рассказ Ибн Абд Раббихи из сборника «Чудесное ожерелье» (Х в.)