Сегодня мало кто знает, что арабская письменность в древности имела более примитивный характер чем она представляется сегодня. Казалось бы каллиграфическую красоту арабского письма не возможно представить без точек и огласовок, однако было время когда этому было место.
Немного из истории арабского языка
Арабский язык относится к древним семитским языкам. Сегодня как и раньше он имеет широкое распространение во всем мире. Но самое главное это язык Корана, священной книги Ислама. Его читают сегодня все мусульмане мира на своем оригинальном литературном арабском языке.
Дошедшие до нас древние арабские рукописи свидетельствуют нам, что в древности арабы не использовали при письме точки и какие либо знаки.
Исследователи имеют различные мнения относительного до исламского периода , использовали ли арабы того времени аль-игджам أَلْإِعْجَام (точки над и под буквами для их отличия между собой) при письме или нет. Некоторые из ученых сказали, что арабы до исламского периода уже использовали точки. Доказательством этому они приводят факты о том, что некоторые сподвижники Пророка, в раннюю эпоху Ислама стремились исключать при письме аятов (стихов) Корана точки и огласовки дабы отличать священные свитки от других текстов . Однако другая часть ученых склонны полагать, что арабы до исламского периода еще не применяли точки и огласовки при письме. Доказательством данного суждения они приводят самый первый Коран раннего периода Ислама, написанный под редакцией Усмана (ум. 656 г.), третьего праведного халифа, повелителя правоверных, да будет доволен им Аллах. Текст этого Корана не содержит точек и огласовок.
Во времена первых десятилетий распространения Ислама, среди других народов, стали возникать тесные культурные и языковые сплетения между арабами и не арабами. Каждый новый мусульманин не араб, недавно принявший новую для себя исламскую религию, был склонен декламировать Коран в угоду своему говору, конечно не в корыстных целях, а по не знанию литературного языка Корана. Возникала обеспокоенность внедрением новых не желательных слов или чуждых не правильных интерпритаций Корана среди населения. И тогда Хаджадж бин Юсуф (полководец, омейядский губернатор в Хиджазе (692—694)). повелел улемам вплотную заняться данной проблемой дабы сохранить Коран от неправильных смыслов и декламаций.
Первый, кто установил точки над буквами
Арабские ученые разошлись во мнении относительного того, кто же все таки первым изобрел аль-игджам أَلْإِعْجَام. Некоторые из них сказали, что первым это сделал Али бин Абу Талиб , четвертый праведный халиф, повелитель правоверных, да будет доволен им Аллах. Другие же сказали, что это сделал Абу аль-Асад ад-Дуалий. Третьи сказали, что это сделал Насер бин Асим ал-Лайси. Есть мнение, что это сделал Абд ар-Рахман бин Хурмуз аль-Маданий. Однако, кто бы это не сделал, он преследовал цель сохранить Коран и его дальнейшее копирование от различного рода каллиграфических и смысловых ошибок.
Сегодня, можно смело заявить, что первым кто изобрел огласовки фатха, кясра и дамма, передающие гласные звуки а и у, является именно Абу аль-Асад ад-Дуалий. Насер бин Асим ал-Лайси по мнению большинства ученых является тем, кто по приказу Хаджаджа бин Юсуфа развил использование точек над и под буквами как в буквах ب ت ث ба, та, са и др., для того что бы их было легче отличать между собой.
Родословная Насер бин Асим ал-Лайси
Насер бин Асим бин Амр бин Халед ал-Лайси аль-Кинани (ум. 89 г. по хиджре) происходит из племени кинана. Он был знатоком мусульманской юриспруденции, весьма красноречивым ученым, но глубокие знания он имел именно в области арабского языка. Он является учеником Абу аль-Асад ад-Дуалий, который тоже происходил из племени кинана. Знания Насер бин Асим ал-Лайси в области грамматики и литературы переняли его верные ученики, среди которых знаменитые Абдулла аль-Хадрами и Абу Амр аль-Аля.