Йусуф и его братья

Все­выш­ний Ал­лах при­во­дит в Ко­ра­не не­ма­ло ис­то­ри­чес­ких со­об­ще­ний, что­бы му­суль­ма­не мог­ли из­влечь из них по­ло­жи­тель­ный урок. Так, в Свя­щен­ном Ко­ра­не есть це­лая су­ра по­свя­щен­ная про­ро­ку Йу­су­фу (мир ему!), ко­то­рая так и на­зы­ва­ет­ся – «Йу­суф». Од­ной из осо­бен­нос­тей этой су­ры яв­ля­ет­ся то, что она прак­ти­чес­ки пол­ностью по­свя­ще­на жиз­ни это­го вы­да­ю­ще­го­ся про­ро­ка, а в дру­гих су­рах про его жизнь (за ис­клю­че­ни­ем име­ни) ни­че­го не упо­мя­ну­то.

Бо­лее 14 ве­ков му­суль­ма­не чер­па­ют ис­точ­ник бо­го­бо­яз­нен­нос­ти и муд­рос­ти из этой пре­крас­ной ко­ра­ни­чес­кой ис­то­рии. Сам Все­выш­ний Ал­лах на­звал этот нрав­ст­вен­но-на­зи­да­тель­ный ис­то­ри­чес­кий рас­сказ пре­крас­ным по­вест­во­ва­ни­ем. «Мы рас­ска­зы­ва­ем те­бе са­мое пре­крас­ное по­вест­во­ва­ние, вну­шая те­бе в от­кро­ве­нии этот Ко­ран, хо­тя преж­де ты был од­ним из тех, кто ни­че­го не ве­дал об этом» [Йу­суф, 3].

Су­щест­ву­ет мно­жест­во тол­ко­ва­ний 12-ой су­ры Свя­щен­но­го Ко­ра­на, в ко­то­рых мож­но най­ти об­шир­ную ин­фор­ма­цию о про­ро­ке Йу­су­фе (мир ему!). Мы же рас­смот­рим лишь не­ко­то­рые ас­пек­ты этой уди­ви­тель­ной ис­то­рии.

Тра­ге­дия ра­зыг­ры­ва­ет­ся в семье по­чтен­но­го шей­ха пу­с­ты­ни и вла­дель­ца об­шир­ных стад до­маш­них жи­вот­ных – про­ро­ка Йа­ку­ба (мир ему!), ко­то­рый вел ко­че­вую жизнь в Па­лес­ти­не и Се­вер­ном Ира­ке (мест­ность Пад­дам-Арам). У про­ро­ка Йа­ку­ба (мир ему!) бы­ло 12 сы­но­вей. В древ­нем об­щест­ве сы­новья це­ни­лись осо­бо, так как сын – это во­ин, пас­тух, ра­бот­ник и про­дол­жа­тель ро­да в од­ном ли­це. Не­да­ром, знат­ные ку­рай­ши­ты гор­ди­лись мно­го­чис­лен­ностью сво­их сы­но­вей и на­сме­ха­лись над про­ро­ком Му­хам­ма­дом (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), по­то­му что у не­го не бы­ло сы­но­вей (все его сы­новья уми­ра­ли в ран­нем дет­ст­ве).

Не­смот­ря на мно­го­чис­лен­ность сы­но­вей и оби­лие стад до­маш­них жи­вот­ных, дом про­ро­ка Йа­ку­ба (мир ему!) не из­бе­жал обыч­ных жи­тей­ских про­блем, ко­то­рые час­то воз­ни­ка­ют меж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми.

У не­го бы­ло 12 сы­но­вей от раз­лич­ных жен. Имен­но эти 12 сы­но­вей Йа­ку­ба ста­ли ро­до­на­чаль­ни­ка­ми 12 ко­лен сы­нов Ис­ра­и­ла. Как мы зна­ем, еще с древ­них вре­мен ев­реи опре­де­ля­ли свою на­цио­на­ль­ность по на­цио­на­ль­нос­ти ма­те­ри (мат­ри­мо­на­ль­ная ли­ния). Воз­мож­но, что сы­новья про­ро­ка Йа­ку­ба (мир ему!) внут­ри семьи так­же груп­пи­ро­ва­лись по ма­те­рин­ской ли­нии (сы­новья стар­шей же­ны Йа­ку­ба – Лии, сы­новья млад­шей же­ны — Ра­хи­ли, сы­новья на­лож­ниц Йа­ку­ба – Вал­лы и Зел­фы).

Но всем в семье бы­ло яс­но, что отец осо­бо вы­де­ля­ет сре­ди них сы­но­вей лю­би­мой же­ны  Ра­хи­ли – Йу­су­фа и Бе­нй­а­ми­на. «Вот они ска­за­ли: «Отец лю­бит Йу­су­фа (Иоси­фа) и его бра­та боль­ше, чем нас, хо­тя нас – це­лая груп­па…» [Йу­суф, 8]. Ослеп­лен­ные шай­та­ном сы­новья Йа­ку­ба (мир ему!) гор­ди­лись сво­ей си­лой, ко­то­рая по­зво­ля­ла им уве­ли­чи­вать ма­те­ри­аль­ную мощь ро­да и за­щи­щать ее от вра­гов. Так­же они счи­та­ли сво­е­го от­ца ста­рым глуп­цом и пре­зи­ра­ли его, счи­тая его за­блуд­шим (со­вер­ша­ю­щим ошиб­ку). «…Во­ис­ти­ну, наш отец пре­бы­ва­ет в оче­вид­ном за­блуж­де­нии» [Йу­суф, 8]. Но кто же их отец?! Их отец про­рок Са­мо­го Ал­ла­ха! К со­жа­ле­нию, здесь мы на­блю­да­ем про­яв­ле­ния че­ло­ве­чес­кой за­вис­ти и рев­нос­ти, ко­то­рая по­сте­пен­но пе­ре­рас­та­ет в не­на­висть и зло­бу.

На­вер­ня­ка они опа­са­лись то­го, что отец утвер­дит пра­во пер­во­род­ст­ва (воз­мож­но под этим пра­вом под­ра­зу­ме­ва­лось пе­ре­да­ча ду­хов­но­го и боль­шей частью ма­те­ри­аль­но­го на­сле­дия) за Йу­су­фом. Ослеп­лен­ные за­вистью и не­на­вистью они не смог­ли раз­гля­деть за осо­бой лю­бовью от­ца к Йу­су­фу и Бе­нй­а­ми­ну обыч­ную че­ло­ве­чес­кую за­бо­ту о млад­ших де­тях, ко­то­рые к то­му же в ран­нем дет­ст­ве ос­та­лись без ма­те­рин­ской опе­ки и лас­ки.

Они мог­ли бы взгля­нуть на этот во­прос и с дру­гой сто­ро­ны: их отец был про­ро­ком Ал­ла­ха и та­кая за­бо­та про­ро­ка Йа­ку­ба о Йу­су­фе, ко­то­рый по сво­им нрав­ст­вен­ным ка­чест­вам бо­лее дру­гих под­хо­дил на роль ду­хов­но­го на­след­ни­ка долж­на бы­ла быть по­нят­ной им. «Твой Гос­по­дь из­бе­рет те­бя, на­учит те­бя тол­ко­вать сны и ода­рит со­вер­шен­ной ми­лостью те­бя и род Йа­ку­ба (Иа­ко­ва), по­доб­но то­му, как еще рань­ше Он ода­рил со­вер­шен­ной ми­лостью тво­их от­цов Иб­ра­хи­ма (Ав­раама) и Ис­ха­ка (Иса­а­ка). Во­ис­ти­ну, твой Гос­по­дь – Зна­ю­щий, Муд­рый» [Йу­суф, 6].

Но че­ло­ве­чес­кие страс­ти на вре­мя по­бе­ди­ли чув­ст­во ра­зу­ма и че­ло­веч­нос­ти у сы­но­вей Йа­ку­ба (мир ему!). Их не­при­язнь к свод­но­му бра­ту Йу­су­фу уси­ли­ва­лась. Мас­ло в огонь под­ли­ло и то, что они узна­ли про зна­ме­ни­тый сон Йу­су­фа, со­дер­жав­ший в се­бе не­кий не­при­ят­ный для брать­ев на­мек на воз­мож­ное воз­не­се­ние Йу­су­фа. «Вот Йу­суф (Иосиф) ска­зал сво­е­му от­цу: «О мой отец! Я ви­дел один­над­цать звезд, солн­це и лу­ну. Я ви­дел, как они по­кло­ни­лись мне» [Йу­суф, 4]. И не зря умуд­рен­ный опы­том ста­рец Йа­куб (мир ему!) за­пре­тил Йу­су­фу рас­ска­зы­вать о сво­ем сне брать­ям. «Он ска­зал: «О сын мой! Не рас­ска­зы­вай этот сон сво­им брать­ям, а не то они за­мыс­лят про­тив те­бя дур­ное. Во­ис­ти­ну, са­та­на – яв­ный враг че­ло­ве­ку» [Йу­суф, 4]. И по­смот­рим на его точ­ный ди­аг­ноз про­бле­мы: они ста­ли иг­руш­ка­ми в ру­ках зла и шай­тан стал на­прав­лять их даль­ней­шие дей­ст­вия.

Не­уди­ви­тель­но, что в ско­ром вре­ме­ни их не­на­висть ре­а­ли­зо­ва­лась в кон­крет­ное дей­ст­вие (пре­ступ­ный сго­вор): он был свя­зан, силь­но по­мят в свал­ке и ски­нут брать­я­ми в за­бро­шен­ный ко­ло­дец на вер­ную смерть. «И они взя­ли его с со­бой и до­го­во­ри­лись бро­сить его на дно ко­лод­ца…» [Йу­суф, 15]. От ги­бе­ли Йу­су­фа спа­са­ет ка­ра­ван куп­цов, ко­то­рые дер­жа­ли свой путь в Еги­пет и про­ез­жа­ли ми­мо это­го ме­с­та. По­ло­же­ние Йу­су­фа об­лег­ча­ет­ся и тем, что один из брать­ев пред­ла­га­ет не уби­вать Йу­су­фа, а устро­ить так, что­бы его за­брал тор­го­вый ка­ра­ван в не­ве­до­мые зем­ли. «Один из них ска­зал: «Не уби­вай­те Йу­су­фа (Иоси­фа), а брось­те его на дно ко­лод­ца, если вы ре­ши­ли дей­ст­во­вать. Один из ка­ра­ва­нов вы­та­щит его» [Йу­суф, 10]. Тем бо­лее, что мес­то где они пас­ли свои ста­да пе­ре­се­ка­лись с ка­ра­ван­ны­ми пу­тя­ми ве­ду­щи­ми в Еги­пет.

Для сы­но­вей Йа­ку­ба (мир ему!) ис­по­ве­ду­ю­щих ре­ли­гию еди­но­бож­ни­ков Иб­ра­хи­ма, Ис­ха­ка и Йа­ку­ба (мир им!), по­гряз­ший в мно­го­бо­жии Еги­пет был оли­цет­во­ре­ни­ем пре­ис­под­ней и ас­со­ци­и­ро­вал­ся с цар­ст­вом мерт­вых. И да­же если бы судь­ба за­бро­си­ла Йу­су­фа в дру­гие зем­ли, то и там так­же про­цве­та­ли раз­лич­ные язы­чес­кие куль­ты и бо­жест­ва раз­ви­тых ти­ра­ний. По­это­му их улов­ка с целью пе­ре­ме­ще­ния Йу­су­фа в дру­гие зем­ли бы­ла в их по­ни­ма­нии рав­но­силь­на смер­ти. «Убей­те Йу­су­фа (Иоси­фа) или брось­те его в дру­гой зем­ле…» [Йу­суф, 9].

Для про­ш­ло­го Йу­суф дей­ст­ви­тель­но умер, и оно пред­ста­ва­ло пе­ред ним толь­ко в вос­по­ми­на­ни­ях. А сей­час ма­лень­кий, но хлеб­нув­ший в сво­ей жиз­ни не­ма­ло го­ря, Йу­суф ехал в тор­го­вом ка­ра­ва­не в Еги­пет на­встре­чу сво­ей судь­бе, на­встре­чу к сво­е­му прав­ди­во­му сну.



Оставить ответ