Всевышний Аллах приводит в Коране немало исторических сообщений, чтобы мусульмане могли извлечь из них положительный урок. Так, в Священном Коране есть целая сура посвященная пророку Йусуфу (мир ему!), которая так и называется – «Йусуф». Одной из особенностей этой суры является то, что она практически полностью посвящена жизни этого выдающегося пророка, а в других сурах про его жизнь (за исключением имени) ничего не упомянуто.
Более 14 веков мусульмане черпают источник богобоязненности и мудрости из этой прекрасной коранической истории. Сам Всевышний Аллах назвал этот нравственно-назидательный исторический рассказ прекрасным повествованием. «Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом» [Йусуф, 3].
Существует множество толкований 12-ой суры Священного Корана, в которых можно найти обширную информацию о пророке Йусуфе (мир ему!). Мы же рассмотрим лишь некоторые аспекты этой удивительной истории.
Трагедия разыгрывается в семье почтенного шейха пустыни и владельца обширных стад домашних животных – пророка Йакуба (мир ему!), который вел кочевую жизнь в Палестине и Северном Ираке (местность Паддам-Арам). У пророка Йакуба (мир ему!) было 12 сыновей. В древнем обществе сыновья ценились особо, так как сын – это воин, пастух, работник и продолжатель рода в одном лице. Недаром, знатные курайшиты гордились многочисленностью своих сыновей и насмехались над пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!), потому что у него не было сыновей (все его сыновья умирали в раннем детстве).
Несмотря на многочисленность сыновей и обилие стад домашних животных, дом пророка Йакуба (мир ему!) не избежал обычных житейских проблем, которые часто возникают между родственниками.
У него было 12 сыновей от различных жен. Именно эти 12 сыновей Йакуба стали родоначальниками 12 колен сынов Исраила. Как мы знаем, еще с древних времен евреи определяли свою национальность по национальности матери (матримональная линия). Возможно, что сыновья пророка Йакуба (мир ему!) внутри семьи также группировались по материнской линии (сыновья старшей жены Йакуба – Лии, сыновья младшей жены — Рахили, сыновья наложниц Йакуба – Валлы и Зелфы).
Но всем в семье было ясно, что отец особо выделяет среди них сыновей любимой жены Рахили – Йусуфа и Бенйамина. «Вот они сказали: «Отец любит Йусуфа (Иосифа) и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа…» [Йусуф, 8]. Ослепленные шайтаном сыновья Йакуба (мир ему!) гордились своей силой, которая позволяла им увеличивать материальную мощь рода и защищать ее от врагов. Также они считали своего отца старым глупцом и презирали его, считая его заблудшим (совершающим ошибку). «…Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении» [Йусуф, 8]. Но кто же их отец?! Их отец пророк Самого Аллаха! К сожалению, здесь мы наблюдаем проявления человеческой зависти и ревности, которая постепенно перерастает в ненависть и злобу.
Наверняка они опасались того, что отец утвердит право первородства (возможно под этим правом подразумевалось передача духовного и большей частью материального наследия) за Йусуфом. Ослепленные завистью и ненавистью они не смогли разглядеть за особой любовью отца к Йусуфу и Бенйамину обычную человеческую заботу о младших детях, которые к тому же в раннем детстве остались без материнской опеки и ласки.
Они могли бы взглянуть на этот вопрос и с другой стороны: их отец был пророком Аллаха и такая забота пророка Йакуба о Йусуфе, который по своим нравственным качествам более других подходил на роль духовного наследника должна была быть понятной им. «Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба (Иакова), подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима (Авраама) и Исхака (Исаака). Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» [Йусуф, 6].
Но человеческие страсти на время победили чувство разума и человечности у сыновей Йакуба (мир ему!). Их неприязнь к сводному брату Йусуфу усиливалась. Масло в огонь подлило и то, что они узнали про знаменитый сон Йусуфа, содержавший в себе некий неприятный для братьев намек на возможное вознесение Йусуфа. «Вот Йусуф (Иосиф) сказал своему отцу: «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне» [Йусуф, 4]. И не зря умудренный опытом старец Йакуб (мир ему!) запретил Йусуфу рассказывать о своем сне братьям. «Он сказал: «О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку» [Йусуф, 4]. И посмотрим на его точный диагноз проблемы: они стали игрушками в руках зла и шайтан стал направлять их дальнейшие действия.
Неудивительно, что в скором времени их ненависть реализовалась в конкретное действие (преступный сговор): он был связан, сильно помят в свалке и скинут братьями в заброшенный колодец на верную смерть. «И они взяли его с собой и договорились бросить его на дно колодца…» [Йусуф, 15]. От гибели Йусуфа спасает караван купцов, которые держали свой путь в Египет и проезжали мимо этого места. Положение Йусуфа облегчается и тем, что один из братьев предлагает не убивать Йусуфа, а устроить так, чтобы его забрал торговый караван в неведомые земли. «Один из них сказал: «Не убивайте Йусуфа (Иосифа), а бросьте его на дно колодца, если вы решили действовать. Один из караванов вытащит его» [Йусуф, 10]. Тем более, что место где они пасли свои стада пересекались с караванными путями ведущими в Египет.
Для сыновей Йакуба (мир ему!) исповедующих религию единобожников Ибрахима, Исхака и Йакуба (мир им!), погрязший в многобожии Египет был олицетворением преисподней и ассоциировался с царством мертвых. И даже если бы судьба забросила Йусуфа в другие земли, то и там также процветали различные языческие культы и божества развитых тираний. Поэтому их уловка с целью перемещения Йусуфа в другие земли была в их понимании равносильна смерти. «Убейте Йусуфа (Иосифа) или бросьте его в другой земле…» [Йусуф, 9].
Для прошлого Йусуф действительно умер, и оно представало перед ним только в воспоминаниях. А сейчас маленький, но хлебнувший в своей жизни немало горя, Йусуф ехал в торговом караване в Египет навстречу своей судьбе, навстречу к своему правдивому сну.