Мусульманские купцы

Во все вре­ме­на тор­го­вые от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся важ­ной со­став­ля­ю­щей успеш­но­го про­цве­та­ния лю­бо­го го­су­дар­ст­ва. В Сред­ние ве­ка в аре­а­ле ис­лам­ской ци­ви­ли­за­ции тор­гов­ля бы­ла ос­нов­ным фак­то­ром ее по­ли­ти­чес­ких и эко­но­ми­чес­ких успе­хов. Бо­лее то­го, даль­няя тор­гов­ля – это кон­гло­ме­рат от­но­ше­ний: эко­но­ми­чес­ких, по­ли­ти­чес­ких, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных.

В прош­лые вре­ме­на (а за­час­тую и в на­ши дни) за­ня­тие даль­ней тор­гов­лей бы­ло свя­за­но с це­лым бу­ке­том опас­нос­тей; че­го сто­ят толь­ко од­ни гра­би­те­ли с боль­шой до­ро­ги. Тор­го­вец древ­не­го ми­ра и сред­них ве­ков – это уни­вер­сал. Не мо­жет сла­бый че­ло­век, во­дить ка­ра­ва­ны че­рез пу­с­ты­ни и го­ры или ут­лые суд­нам че­рез мо­ря и оке­а­ны. Ку­пец дол­жен быть сверх­вы­нос­ли­вым, об­ла­дать не­дю­жин­ным тер­пе­ни­ем, его долж­на со­про­вож­дать отва­га и му­жест­во. Он дол­жен быть скрыт­ным и даль­но­вид­ным, рас­чет­ли­вым (но не бо­лез­нен­но ску­пым), скром­ным. Быть чест­ным и щед­рым (но не рас­то­чи­тель­ным), вни­ма­тель­ным к друзь­ям, парт­не­рам и кли­ен­там. Он дол­жен со­блю­дать тор­го­вый и при­двор­ный эти­кет. Он дол­жен быть тер­пи­мым к чу­жим обы­ча­ям, ве­ро­ва­ни­ям, нра­вам и взгля­дам дру­гих на­ро­дов. Он дол­жен знать не­сколь­ко ино­стран­ных язы­ков, осо­бен­но тор­го­вых. Он дол­жен быть гра­мот­ным: уметь чи­тать, пи­сать, счи­тать. По­это­му не­ред­ко пра­ви­те­ли по­ру­ча­ли куп­цам дип­ло­ма­ти­чес­кие де­ла. Ку­пец – это и во­ин. Он дол­жен вла­деть бое­вым ору­жи­ем и в слу­чае не­об­хо­ди­мос­ти за­щи­щать­ся от гра­би­те­лей. Ку­пец – это и эт­но­граф, ко­то­рый на ро­ди­не рас­ска­зы­ва­ет о да­ле­ких стра­нах и чу­жих на­ро­дах. Ку­пец дол­жен быть ум­ным, об­ра­зо­ван­ным мо­ло­дым муж­чи­ной с креп­ким здо­ровь­ем, им­му­ни­те­том к бо­лез­ням, спо­соб­ностью к пе­ре­ме­нам кли­ма­та и за­ня­тий. Все вы­шес­ка­зан­ное – ос­нов­ные кри­те­рии куп­ца-пу­те­шест­вен­ни­ка.

Осо­бое вос­хи­ще­ние вы­зы­ва­ет лич­ная сво­бо­да куп­ца. В IX ве­ке Джа­хиз  (зна­ме­ни­тый араб­ский пи­са­тель) в сво­ей «По­хва­ле куп­цам и по­ри­ца­нии слу­жа­щим сул­та­ну» от­ме­ча­ет мо­раль­ное пре­вос­ход­ст­во куп­ца над при­двор­ным и чи­нов­ни­ком. В сво­ей лав­ке тор­го­вец са­мо­дер­жа­вен, как сул­тан на пре­сто­ле, ему не на­до уни­жать­ся или про­сить ми­лос­тей. Куп­цы успеш­но ов­ла­де­ва­ют раз­лич­ны­ми на­ука­ми.  Ди­маш­ки в сво­ей «Кни­ге о пра­виль­ной тор­гов­ле» (ко­нец X в.- на­ча­ло XI в.) го­во­рит, что на­жи­тое куп­цом бо­гат­ст­во – это сви­де­тель­ст­во его боль­шо­го ра­зу­ма и бла­го­ра­зу­мия.

Как го­во­рят уче­ные: тор­гов­ля, на­ря­ду с ре­мес­лен­ной и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­ностью са­мая луч­шая раз­но­вид­ность тру­да. Тор­го­вые пу­те­шест­вия обо­зна­че­ны в Ко­ра­не как «по­иск ми­лос­ти Ал­ла­ха» («…од­ни стран­ст­ву­ют по зем­ле в по­ис­ках ми­лос­ти Ал­ла­ха, а дру­гие сра­жа­ют­ся на пу­ти Ал­ла­ха…» [73:20]). Ал­лах по­ощ­ря­ет тор­гов­лю и при­зы­ва­ет к ней. Не­ко­то­рые ая­ты из Свя­щен­но­го Ко­ра­на го­во­рят о мор­ском па­ро­ход­ст­ве, о по­пут­ных вет­рах, ко­то­рые со­пут­ст­ву­ют тор­го­вым ко­раб­лям.

Не­да­ром Мек­ка – са­мый свя­щен­ный го­род на на­шей пла­не­те и мес­то рож­де­ния про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) – еще до по­яв­ле­ния ис­ла­ма был круп­ным и про­цве­та­ю­щим тор­го­вым цент­ром Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва. «…Раз­ве Мы не за­кре­пи­ли за ни­ми без­опас­но­го свя­ти­ли­ща, в ко­то­рое при­во­зят пло­ды лю­бых ви­дов в ка­чест­ве про­пи­та­ния от Нас?» [28:57]. Из Мек­ки дваж­ды в год ухо­дил тор­го­вый верб­лю­жий ка­ра­ван: ле­том на се­вер, в Си­рию, Па­лес­ти­ну и Еги­пет, а зи­мой на юг, в Йе­мен. Не­ред­ко чис­лен­ность верб­лю­дов в ка­ра­ва­не до­сти­га­ла 1000 еди­ниц. Бо­лее то­го, ис­то­рик ат-Та­ба­ри упо­ми­на­ет ка­ра­ван в 2500 верб­лю­дов во вре­мя жиз­ни про­ро­ка. При­чем, в це­лях под­дер­жа­ния свя­зи, гла­ва мек­кан­ско­го ка­ра­ва­на ре­гу­ляр­но по­сы­лал гон­цов на быст­ро­ход­ных верб­лю­дах в Мек­ку.  Так что пле­мя ку­рай­ши­тов спра­вед­ли­во мож­но на­звать «пле­ме­нем куп­цов». Жи­те­ли Мек­ки не име­ли па­шен и са­дов, хо­тя са­мые бо­га­тые жи­те­ли Мек­ки вла­де­ли «вил­ла­ми» в оа­зи­се Та­иф. Ох­ра­ня­ли мек­кан­ские ка­ра­ва­ны бе­ду­и­ны из близ­ле­жа­щих пле­мен.

Из жиз­не­опи­са­ния Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) мы зна­ем, что в мо­ло­дос­ти он за­ни­мал­ся ка­ра­ван­ной тор­гов­лей в ка­чест­ве при­каз­чи­ка бо­га­той ку­пе­чес­кой вдо­вы Ха­дид­жы, ко­то­рая в бу­ду­щем ста­нет его же­ной. Тор­гов­лей за­ни­ма­лись так­же та­кие ве­ли­кие спо­движ­ни­ки как Абу Бакр, Умар, Усман, Аб­д­рах­ман ибн Ауф, Тал­ха, Аб­дал­лах ибн Са’д, ‘Аб­бас ибн Абд ал-Мут­та­либ.



Оставить ответ