Во все времена торговые отношения являются важной составляющей успешного процветания любого государства. В Средние века в ареале исламской цивилизации торговля была основным фактором ее политических и экономических успехов. Более того, дальняя торговля – это конгломерат отношений: экономических, политических, социальных и культурных.
В прошлые времена (а зачастую и в наши дни) занятие дальней торговлей было связано с целым букетом опасностей; чего стоят только одни грабители с большой дороги. Торговец древнего мира и средних веков – это универсал. Не может слабый человек, водить караваны через пустыни и горы или утлые суднам через моря и океаны. Купец должен быть сверхвыносливым, обладать недюжинным терпением, его должна сопровождать отвага и мужество. Он должен быть скрытным и дальновидным, расчетливым (но не болезненно скупым), скромным. Быть честным и щедрым (но не расточительным), внимательным к друзьям, партнерам и клиентам. Он должен соблюдать торговый и придворный этикет. Он должен быть терпимым к чужим обычаям, верованиям, нравам и взглядам других народов. Он должен знать несколько иностранных языков, особенно торговых. Он должен быть грамотным: уметь читать, писать, считать. Поэтому нередко правители поручали купцам дипломатические дела. Купец – это и воин. Он должен владеть боевым оружием и в случае необходимости защищаться от грабителей. Купец – это и этнограф, который на родине рассказывает о далеких странах и чужих народах. Купец должен быть умным, образованным молодым мужчиной с крепким здоровьем, иммунитетом к болезням, способностью к переменам климата и занятий. Все вышесказанное – основные критерии купца-путешественника.
Особое восхищение вызывает личная свобода купца. В IX веке Джахиз (знаменитый арабский писатель) в своей «Похвале купцам и порицании служащим султану» отмечает моральное превосходство купца над придворным и чиновником. В своей лавке торговец самодержавен, как султан на престоле, ему не надо унижаться или просить милостей. Купцы успешно овладевают различными науками. Димашки в своей «Книге о правильной торговле» (конец X в.- начало XI в.) говорит, что нажитое купцом богатство – это свидетельство его большого разума и благоразумия.
Как говорят ученые: торговля, наряду с ремесленной и сельскохозяйственной деятельностью самая лучшая разновидность труда. Торговые путешествия обозначены в Коране как «поиск милости Аллаха» («…одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха…» [73:20]). Аллах поощряет торговлю и призывает к ней. Некоторые аяты из Священного Корана говорят о морском пароходстве, о попутных ветрах, которые сопутствуют торговым кораблям.
Недаром Мекка – самый священный город на нашей планете и место рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) – еще до появления ислама был крупным и процветающим торговым центром Аравийского полуострова. «…Разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, в которое привозят плоды любых видов в качестве пропитания от Нас?» [28:57]. Из Мекки дважды в год уходил торговый верблюжий караван: летом на север, в Сирию, Палестину и Египет, а зимой на юг, в Йемен. Нередко численность верблюдов в караване достигала 1000 единиц. Более того, историк ат-Табари упоминает караван в 2500 верблюдов во время жизни пророка. Причем, в целях поддержания связи, глава мекканского каравана регулярно посылал гонцов на быстроходных верблюдах в Мекку. Так что племя курайшитов справедливо можно назвать «племенем купцов». Жители Мекки не имели пашен и садов, хотя самые богатые жители Мекки владели «виллами» в оазисе Таиф. Охраняли мекканские караваны бедуины из близлежащих племен.
Из жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) мы знаем, что в молодости он занимался караванной торговлей в качестве приказчика богатой купеческой вдовы Хадиджы, которая в будущем станет его женой. Торговлей занимались также такие великие сподвижники как Абу Бакр, Умар, Усман, Абдрахман ибн Ауф, Талха, Абдаллах ибн Са’д, ‘Аббас ибн Абд ал-Мутталиб.