Старинные атрибуты женского наряда

Ка­зах­ские жен­ские юве­лир­ные укра­ше­ния, со­здан­ные мас­те­ра­ми-зер­ге­ра­ми, ког­да-то поль­зо­ва­лись боль­шим спро­сом, ко­то­рый опре­де­лял­ся не толь­ко кра­со­той, но и сим­во­ли­чес­кой зна­чи­мостью, свя­зан­ной с на­род­ны­ми обы­ча­я­ми, об­ря­да­ми, ре­ли­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми.

Ко­ли­чест­во укра­ше­ний и их де­ко­ра­тив­ная на­сы­щен­ность за­ви­се­ли от воз­рас­та. Важ­ной де­талью в ко­ло­рит­ном на­ря­де ка­заш­ки бы­ли серь­ги. Они счи­та­лись древ­ней­шим обе­ре­гом, по­это­му но­си­ли их с ран­не­го дет­ст­ва и на про­тя­же­нии всей жиз­ни. Ма­лыш­кам про­ка­лы­ва­ли уш­ки с трех-пя­ти лет и на­де­ва­ли скром­ные се­реж­ки. С 12 лет, что тог­да уже счи­та­лось пе­ри­о­дом со­вер­шен­но­ле­тия, де­воч­ки но­си­ли бо­лее раз­но­об­раз­ный на­бор укра­ше­ний. Ос­нов­ное от­ли­чие се­рег от дру­гих юве­лир­ных из­де­лий – они вы­пус­ка­лись в па­ре. Но не всег­да – дол­гож­дан­но­му маль­чи­ку на­де­ва­ли од­ну серь­гу. Воз­мож­но, это свя­за­но с дав­ни­ми пред­став­ле­ни­я­ми са­ков и ски­фов о ро­ли и ста­ту­се единст­вен­ных на­след­ных прин­цев-маль­чи­ков.

В со­вет­ский пе­ри­од тра­ди­ци­он­ные жен­ские укра­ше­ния, в том чис­ле и серь­ги, поч­ти вы­шли из упо­треб­ле­ния. Они со­хра­ни­лись лишь у стар­ше­го по­ко­ле­ния, как па­мять и ре­лик­вия прош­лых эпох. Боль­шинст­во этих из­де­лий на­шли свое до­стой­ное мес­то в му­зе­ях. Од­на­ко в кон­це 80-х и в 90-е го­ды про­ш­ло­го сто­ле­тия ин­те­рес к на­цио­наль­ным укра­ше­ни­ям стал воз­рож­дать­ся. Оче­вид­но, с при­о­бре­те­ни­ем не­за­ви­си­мос­ти из­ме­ни­лось от­но­ше­ние ка­за­хов к этой со­став­ля­ю­щей на­цио­наль­ной куль­ту­ры – жен­ским укра­ше­ни­ям, ко­то­рые с дав­них пор счи­та­лись, к то­му же, обе­ре­гом.

Осо­бо же­лан­ны­ми ока­за­лись плос­кие серь­ги раз­ных форм. По­сто­ян­но но­си­мы­ми ста­ли изящ­ные фи­лиг­ран­ные серь­ги «лун­ни­цы» (ай сыр­га), успе­хом поль­зу­ют­ся «сал­пын­шак сыр­га» в ви­де двух­ъ­ярус­ной под­вес­ки с гус­той про­во­лоч­ной ба­хро­мой, звуч­ные «ко­ны­рау» (бу­бен­чи­ки), серь­ги со встав­ны­ми кам­ня­ми, ко­то­рые, по по­верью на­ро­да, на­де­ле­ны чу­до­дейст­вен­ной си­лой. От них ве­ет теп­лом ста­ри­ны, ко­то­рая хра­нит па­мять о тех, кто не­ког­да был вла­дель­цем этих пре­крас­ных из­де­лий.

Кро­ме се­рег, осо­бым жен­ским ат­ри­бу­том бы­ли раз­но­об­раз­ные укра­ше­ния для во­лос. По срав­не­нию с серь­га­ми и брас­ле­та­ми, коль­ца­ми и перст­ня­ми в на­сто­я­щее вре­мя сей­час они яв­ля­ют­ся ред­костью, и встре­тить их мож­но толь­ко в фон­дах му­зе­ев. Де­воч­ки до со­вер­шен­но­ле­тия но­си­ли скром­ные укра­ше­ния для кос, де­вуш­ки на вы­данье – рос­кош­ные под­вес­ки. Для сва­деб­но­го на­ря­да не­ве­с­ты укра­ше­ния за­ка­зы­ва­ли луч­ше­му юве­ли­ру, ра­бо­та ко­то­ро­го от­ли­ча­лась изя­щест­вом и бо­гат­ст­вом от­дел­ки. Чем стар­ше ста­но­ви­лась жен­щи­на, тем про­ще ее укра­ше­ния, и на­кос­ни­ки ча­ще за­ме­ня­лись клю­ча­ми или кам­ня­ми.

Шол­пы и шаш тен­ге (букв. мо­не­ты для во­лос) под­ве­ши­ва­лись к кон­цам кос. Мо­не­ты, ажур­ные ме­даль­о­ны со встав­кой из сер­до­ли­ка, пер­ла­мут­ро­вые бля­хи со­еди­ня­лись в один-три ря­да. При дви­же­нии под­вес­ки из­да­ва­ли ме­ло­дич­ный звон. По на­род­но­му по­верью шум под­ве­сок от­пу­ги­вал не­чи­с­тые си­лы.

Шаш­бау (букв. шнур для во­лос) име­ли весь­ма не­за­тей­ли­вую кон­струк­цию. Длин­ная слож­но­го пле­те­ния це­поч­ка (час­то двой­ная или трой­ная), лен­та с на­ши­ты­ми мо­нет­ка­ми, впле­тен­ная в гус­тую ко­су, за­кан­чи­ва­лась пыш­ны­ми шел­ко­вы­ми кис­тя­ми или се­реб­ря­ны­ми под­вес­ка­ми. Шаш­бау кре­пи­лись у ос­но­ва­ния кос и спус­ка­лись до са­мых их кон­чи­ков, под­чер­ки­вая их дли­ну.

Жел­ке­лик или шаш­кер­ме кре­пи­лись на за­тыл­ке и счи­та­лась спе­ци­аль­но де­вичь­им укра­ше­ни­ем. Что­бы пре­до-хра­нить во­ло­сы от су­ро­вых кли­ма­ти­чес­ких усло­вий ис­поль­зо­ва­лись ма­тер­ча­тые чех­лы для кос – шаш­кап, укра­шен­ные по­зу­мен­том, юве­лир­ны­ми укра­ше­ни­я­ми, вы­шив­кой. Из­го­тав­ли­ва­лись серь­ги и на­кос­ни­ки в ос­нов­ном из се­реб­ра, об­ла­дав­ше­го по пред­став­ле­нию ка­за­хов ма­ги­чес­ки­ми свойст­ва­ми, со встав­ка­ми из сер­до­ли­ка, би­рю­зы, ко­рал­лов, пер­ла­мут­ра, стек­лоп­ла­вов. Не­ис­то­щи­ма бы­ла фан­та­зия зер­ге­ров в со­зда­нии форм и де­ко­ра, в ис­поль­зо­ва­нии раз­ных тех­ник ис­пол­не­ния: ков­ки и литья, штам­пов­ки и че­кан­ки, гра­ви­ров­ки и сквоз­ной резь­бы, ска­ни и зер­ни, чер­не­ния и эма­ли.

Из­де­лия раз­лич­ных ре­гио­нов Ка­зах­ста­на име­ли свои ха­рак­тер­ные чер­ты.
Укра­ше­ния За­пад­но­го Ка­зах­ста­на ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мо­ну­мен­таль­ностью и стро­гостью сти­ля, круп­ны­ми и гео­мет­ри­зо­ван­ны­ми фор­ма­ми. В ос­но­ве де­ко­ра – встав­ки из сер­до­ли­ка и гео­мет­ри­чес­кий узор из лож­ной зер­ни. Рас­прост­ра­не­ны так­же скань, или фи­лиг­рань, – узо­ры, об­ра­зу­е­мые из тон­кой про­во­ло­ки.

Юве­лир­ным из­де­ли­ям Юж­но­го Ка­зах­ста­на свойст­вен­но оби­лие зве­ня­щих под­ве­сок и фор­мы, со­став­лен­ные из мно­гих час­тей. Ха­рак­тер­но вве­де­ние в де­кор го­лу­бой эма­ли, цвет­ных сте­кол, по­зо­ло­ты и би­рю­зы. Укра­ше­ния из Се­вер­но­го Ка­зах­ста­на от­ли­ча­ют­ся уд­ли­нен­ностью и плас­тич­ностью форм под­ве­сок и яс­но вы­ра­жен­ной рит­ми­чес­кой ор­га­ни­за­ци­ей ком­по­зи­ции. В ос­но­ве из­де­лий – ажур­ная скань ли­бо каст со встав­кой из сер­до­ли­ка. Юве­лир­ным укра­ше­ни­ям Цент­раль­но­го и Вос­точ­но­го Ка­зах­ста­на при­су­щи прос­то­та, со­раз­мер­ность форм, сдер­жан­ность де­ко­ра.

На фо­то: Шаш­бау (укра­ше­ние для во­лос). XX в. Ал­ма-Атин­ская об­ласть. Се­реб­ро, мо­не­та, штамп, пле­те­ние. 62*2,6

Укра­ше­ния, о ко­то­рых шла речь, – толь­ко не­боль­шая часть из за­ме­ча­тель­ной му­зей­ной кол­лек­ции юве­лир­ных из­де­лий. Ис­кус­ст­во ка­зах­ских зер­ге­ров – это сво­е­го ро­да «зо­ло­той» мос­тик, со­еди­ня­ю­щий на­сто­я­щее с прош­лым, с его об­ря­да­ми, ри­ту­а­ла­ми, сим­во­ла­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми воз­зре­ни­я­ми.

Умит­кан Аяз­бе­ко­ва, Жур­нал Nomad Kazakhstan.

Ис­точ­ник: http://www.kazakh.ru



Оставить ответ