В советский период традиционные женские украшения, в том числе и серьги, почти вышли из употребления. Они сохранились лишь у старшего поколения, как память и реликвия прошлых эпох. Большинство этих изделий нашли свое достойное место в музеях. Однако в конце 80-х и в 90-е годы прошлого столетия интерес к национальным украшениям стал возрождаться. Очевидно, с приобретением независимости изменилось отношение казахов к этой составляющей национальной культуры – женским украшениям, которые с давних пор считались, к тому же, оберегом.
Особо желанными оказались плоские серьги разных форм. Постоянно носимыми стали изящные филигранные серьги «лунницы» (ай сырга), успехом пользуются «салпыншак сырга» в виде двухъярусной подвески с густой проволочной бахромой, звучные «конырау» (бубенчики), серьги со вставными камнями, которые, по поверью народа, наделены чудодейственной силой. От них веет теплом старины, которая хранит память о тех, кто некогда был владельцем этих прекрасных изделий.
Кроме серег, особым женским атрибутом были разнообразные украшения для волос. По сравнению с серьгами и браслетами, кольцами и перстнями в настоящее время сейчас они являются редкостью, и встретить их можно только в фондах музеев. Девочки до совершеннолетия носили скромные украшения для кос, девушки на выданье – роскошные подвески. Для свадебного наряда невесты украшения заказывали лучшему ювелиру, работа которого отличалась изяществом и богатством отделки. Чем старше становилась женщина, тем проще ее украшения, и накосники чаще заменялись ключами или камнями.
Шолпы и шаш тенге (букв. монеты для волос) подвешивались к концам кос. Монеты, ажурные медальоны со вставкой из сердолика, перламутровые бляхи соединялись в один-три ряда. При движении подвески издавали мелодичный звон. По народному поверью шум подвесок отпугивал нечистые силы.
Шашбау (букв. шнур для волос) имели весьма незатейливую конструкцию. Длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), лента с нашитыми монетками, вплетенная в густую косу, заканчивалась пышными шелковыми кистями или серебряными подвесками. Шашбау крепились у основания кос и спускались до самых их кончиков, подчеркивая их длину.
Желкелик или шашкерме крепились на затылке и считалась специально девичьим украшением. Чтобы предо-хранить волосы от суровых климатических условий использовались матерчатые чехлы для кос – шашкап, украшенные позументом, ювелирными украшениями, вышивкой. Изготавливались серьги и накосники в основном из серебра, обладавшего по представлению казахов магическими свойствами, со вставками из сердолика, бирюзы, кораллов, перламутра, стеклоплавов. Неистощима была фантазия зергеров в создании форм и декора, в использовании разных техник исполнения: ковки и литья, штамповки и чеканки, гравировки и сквозной резьбы, скани и зерни, чернения и эмали.
Изделия различных регионов Казахстана имели свои характерные черты.
Украшения Западного Казахстана характеризуются монументальностью и строгостью стиля, крупными и геометризованными формами. В основе декора – вставки из сердолика и геометрический узор из ложной зерни. Распространены также скань, или филигрань, – узоры, образуемые из тонкой проволоки.
Ювелирным изделиям Южного Казахстана свойственно обилие звенящих подвесок и формы, составленные из многих частей. Характерно введение в декор голубой эмали, цветных стекол, позолоты и бирюзы. Украшения из Северного Казахстана отличаются удлиненностью и пластичностью форм подвесок и ясно выраженной ритмической организацией композиции. В основе изделий – ажурная скань либо каст со вставкой из сердолика. Ювелирным украшениям Центрального и Восточного Казахстана присущи простота, соразмерность форм, сдержанность декора.
На фото: Шашбау (украшение для волос). XX в. Алма-Атинская область. Серебро, монета, штамп, плетение. 62*2,6
Украшения, о которых шла речь, – только небольшая часть из замечательной музейной коллекции ювелирных изделий. Искусство казахских зергеров – это своего рода «золотой» мостик, соединяющий настоящее с прошлым, с его обрядами, ритуалами, символами и религиозными воззрениями.
Умиткан Аязбекова, Журнал Nomad Kazakhstan.
Источник: http://www.kazakh.ru