В российской и советской историографии проповедовались шовинистические по сути идеи о содержании и последствиях завоевания территории Казахстана Россией. Разумеется, при этом завоевание преподносилось как "добровольное присоединение Казахстана к России", а шовинизм завуалировали такими высоконравственными понятиями, как забота старшего брата о младшем, опека сильного над слабым.
В секретном циркуляре Туркестанского генерал-губернатора об основных положениях национальной политики России в Казахстане мы читаем: "Туземцы нас должны интересовать как материал, из коего в близком будущем должны выработаться обычные русские крестьяне, хотя и мусульманского вероисповедания. Поэтому их и надо ввести в духе строжайшего уважения ко всему русскому". Те из них, кто вздумал бы этому не подчиниться, "испытают печальную судьбу: они или останутся безземельным нищими и перемрут, или Россия с ними расстанется". Реализовывалась первая часть угрозы; отбирая земли у казахов, царизм увеличивал армию нищих. Расставание же России с другой категорией непокорных вовсе не означало её отказа от завоёванных территорий – именно те, кто не подчинился, должны были покинуть родную землю.
Превращение коренного населения в «обычных русских крестьян» также являлось незавидной перспективой для казахов. Переселенцы в основном состояли из малограмотных элементов. И привнести полезное в жизнь местных жителей они не могли. Более того, некоторые русские офицеры, в своих наблюдениях, отмечали негативные последствия колонизации. Так, один из них писал: «… от более частого соприкосновения с русскими вымерли, от продолжительного общения с нашими поселенцами в течение 40 лет казахи в умственном отношении ничего не приобрели, а в нравственном, быть может, даже потеряли. Развивать и доказывать эту мысль не к чему. Цивилизаторы казахов были сами люди невежественные».
Необходимо вспомнить, что одной из причин «присоединения Казахстана к России» было джунгарское нашествие. Логически это должно это должно было выразиться в помощи русских казахам в борьбе против вражеских полчищ. Но ни в советской истории Казахстана, ни России, не упоминается ни одного русского героя, оставившего свой след. И в настоящее время ни российским, ни зарубежным исследователям не удалось отыскать ни одного русского имени в анналах истории периода казахско-джунгарских войн. В отличие от неё, казахская история всё чаще вспоминает имена казахских батыров, возглавивших войска и отстоявших войска и отстоявших свои родные земли (кстати, Казахстан является самой большой по размерам территории мусульманской страной – эта огромную территорию сохранили наши предки, которые крепко придерживались своей религии). «Помощь» России выразилась в других сферах жизни казахов: стремление привлечь на свою сторону даровитых казахов, изменение самоназвания целой нации, русификация и т.д.
В результате колониальной политики царизма казахи потеряли своё самоназвание. Чтобы в официальных документах отличать казахов от «русского казачества сопредельных регионов Южного Урала и Западной Сибири» коренных жителей стали называть «киргиз-кайсаки», «кайсаки». В «Сборнике узаконений о киргизах степных областей» указывается: "Чтобы отличить кочевников казаков от казаков русских, пришлось дать первым дополнительное название и при том такое, которое могло создать ясное для всех представление об этом народе. Но подыскивать особое название казакам не пришлось: они за свои хищничества и набеги уже получили кличку, в виде брани, «киргизов» и эта кличка была прибавлена к действительному названию их, откуда и получилось наименование «киргиз-казаки», впоследствии изменённое в «киргиз-кайсаки», а затем сокращенно «киргизы»". К слову, следует отметить, что соседние калмыцкие племена по иному объясняли название «хозак» (козак), что значит, «отважный».
Название «киргизы» встречаем в архивных документах и публикациях XIX — начала XX века. Только 25 апреля 1925 года Киргизская АССР была переименована в Казахскую, восстановив самоназвание нации. Название казахов появилось задолго до русского казачества, но для удобства царизм пожертвовал наименованием целого народа, не утруждая себя поиском названия для казаков. Ведь при желании можно было найти синоним для казаков в великом и могучем русском языке.
Интересно о понятии дружеских отношений между казахами и русскими пишет доцент Императорского Новороссийского университета И.Л. Яворский в книге: «Средняя Азия. Культурные успехи и задачи в ней России». Отмечая проявленную доблесть русских солдат при завоевании Туркестана, с беспощадностью относящемуся к врагу, вчерашний чудо-богатырь «добродушно и даже любовно», относится к побежденному врагу. Подгулявшего на празднике солдата, пошатывающего на ногах, «бережно поддерживает его «тамыр», то есть приятель из туземцев, ведя его в казармы. Солдат норовит засветить своего приятеля в ухо, но тот, увёртываясь, всё же не покидает своего подгулявшего друга и продолжает бережно его поддерживать и вести до места». Или автор книги намеренно не «видит», что такие отношения вряд ли можно назвать дружескими, или на самом деле считает подобное поведение свидетельством дружбы. Нам видится в этом совершенно другое. Терпеливое отношение «тамыра» является ничем иным, как вынужденное проявление заботы. Интересно, как бы отнесся автор к тому, если бы «тамыр» пытался бы «засветить» в ухо своего русского друга. Реакция, мы уверены, последовала бы в духе: «как посмел», «какой-то туземец», «обнаглел» и т.д.
Вчера только «чудо-богатыри» пели песни, наполненные пафосом:
«Наш Черняев с Романовским, да Кауфман с Крыжановским
Памятны врагам – всем в Азии Ордам!
Колпаковский и Абрамов также били басурманов
Где только могли! Их всюду стерегли!
Городов набрали кучу. Знай вали ребята в кучу
После разберём, как всё заберём
Для естественной ограды, мы раскинем там отряды
Да стрелков в цепи! Лишь звенья закрепи».
А через непродолжительное время, как пытается убедить И.Л. Яворский, сложились приятельские отношения между победителем и побежденным.
И в продолжение строки из военной песни туркестанских солдат:
«Подерешься с врагом, поработаешь штыком,
Есть в кого пострелять и винтовку испытать».
По истечении 30 лет эти отношения нисколько не улучшились. Далеки от дружеских были отношения между христианским и мусульманским населением Казахстана. Наличие военных, казаков было недостаточным для наведения порядка. Их присутствие являлось демонстрацией силы казахам. Поступали указания об обязательном вооружении христианского населения. В 1900 году каждому крестьянскому двору Верненского уезда было выделено по одной берданке. С каждым годом количество выданного оружия увеличивалось. Если перемножить цифры выданного оружия для русских поселенцев Казахстана, то можно сказать, что всё нехристианское население находилось под прицелом.
Можно предположить для чего вооружали христианское население. О каких дружественных отношениях может идти речь, если с казахами говорили языком оружия. Обосновавшись на казахской земле, в русских постепенно вырабатывалось чувство хозяина. Они не церемонились с коренными жителями, считая, что им всё дозволено, а казахи будут безропотно выполнять любую их прихоть. В 1907 году в Кустанайском уезде Тургайской области переселенцы так сильно хотели завладеть землями казахов, что не остановились перед соблазном прибрать к рукам участки, принадлежащие мечети и медресе. Но, казахи в количестве 80 человек встали на защиту этих земель. Перевес в количественном соотношении (300 русских) не испугал казахов и между ними произошла схватка, в результате которой двое были убиты и несколько ранено. Как передавала газета «Вактъ», «делу дан ход, но всё-таки мечетские земли хотят насильно отобрать у казахов».
Между казахами и переселенцами из российских глубинок (пятая колонна царизма) лежала ненависть и море крови. Эта ненависть подвергает сомнению, бытовавший прежде, в советской исторической науке тезис о постоянном объединении усилий казахских шаруа и русских крестьян в борьбе против царизма. Скорее, действия администрации и переселенцев объединялись для выработки у казахов чувства страха и уважения. Подтверждение сказанному мы находим в работе «Россия в Средней Азии» Е. Маркова: «Трепет азиатов перед русским именем был достигнут нелегко и стоил недешево. Необходимы были беспощадные кровавые расправы с туземцами».
Желание русских переселенцев участвовать в кровавой расправе над казахами объясняется тем, что у себя на родине показать своё более привилегированное положение было некому. Окружающие его соседи были такими же русскими: кто-то беднее, кто-то богаче. Бытовые драки не являлись показателем превосходства.
С обсуждением колониальной политики царизма выступал известный политический деятель, который, как и многие представители казахской интеллигенции удостоился ярлыка "буржуазного националиста", — М. Чокай. Сравнивая методы колониальной политики европейских стран и России, Мустафа Чокай отмечал: "Если захват территории странами Европы сопровождался приходом торговли и индустрии, в русском случае он сопровождался приливом бесконечной массы крепостных-крестьян. Колонизация Туркестана Россией была проведена без всякого плана, без знания, какое количество земли было свободной для колонизации". Современный нам публицист и политический деятель Мухтар Кул-Мухаммед считает, что политика самодержавия вообще была направлена на уничтожение казахов. В своей монографии "Ж. Акпаев: Патриот. Политик. Правовед" М. Кул-Мухаммед пишет: "Мало кому известно, что переселенческое управление при МВД России разработало план изъятия оставшихся у казахов пригодных для сельского хозяйства земель в период с 1916 года по 1920 год. Этот план разрабатывался в глубокой тайне…".
Как видим, планы России по отношению к казахскому народу были далеко не добрые. Не случайно М. Дулатов в 1909 году издает сборник "Оян қазақ", в котором сказано:
"Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты,
Өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кетті, дін нашарлап, хал һарам боп,
Қазағым енді жату жарамасты".
В ноябре 1905 года на первом съезде автономистов М. Тынышпаев выступает с докладом "Киргизы и освободительное движение". В своей обличительной речи он отметил: "… Киргизы (т.е. казахи), принимая русское подданство, никогда не думали и даже не допускали мысль, что в семье русского народа они окажутся пасынками, не имеющими никакого права на материнскую заботу и любовь со стороны России. Политика правительства и современное состояние киргизов ясно показали, насколько обманулись киргизы в своих ожиданиях".
Современные зарубежные аналитики дают свою оценку колониальной политике царизма и деятельности казахской интеллигенции, боровшейся против неё. Некоторые сравнивают национальную политику самодержавия с политикой апартеида в Южной Африке. Директор Центра региональных исследований Пешаварского университета (Пакистан) М. Анвар-Хан писал: "Русские безжалостные завоеватели. В отличие от англичан они были не просто колонизаторами, а пришли для того, чтобы остаться навсегда и растворить в себе местное население".
Во всемирной истории имеются многочисленные примеры борьбы против захватчиков. Участниками их являлись простые люди, возглавляемые неординарными личностями. В их лице, выступали представители царствующих династий, князья, ханы и т.д. Главной их целью было – отстоять независимость. В данном случае деление по имущественному цензу почти не приходило. Важнее было достижение поставленной задачи. Так же было и в Казахстане во время событий 1916 года.
В советских журналах раннего периода можно найти интересные заметки по интересующей нас тематике. Так, о восстании 1916 года указано: «некоторые товарищи (Бройдо, Рыскулов) считают, что оно было вызвано искусственным путём и вполне сознательно, что оно было вызвано для того, чтобы затем во время этого восстания, уничтожить население и освободить земли для русского переселения». Автор статьи пытается убедить в том, что у правительства не хватило ума додуматься до этого. Он пишет: «Дело обстояло много проще – правительство было способно на примитивную расправу – рубить казацкими шашками, расстреливать из пулемётов и винтовок не только вооруженных камнями и палками, но и мирных жителей на площади городов». Так оно и было. Но не следует игнорировать тот факт, что правительство действительно могло подтолкнуть казахов к выступлению с определёнными целями. Но оно получило совершенно неожиданный оборот. Рассчитывая безнаказанно расправляться с казахами, власти столкнулись с массовым выступлением, что не входило в планы правительства. Более того, оно оказалось гибельным для самого существующего строя.
Освободительное восстание 1916 года было крупнейшим и окончательным ответом казахов на колониальную политику царизма. Развернувшиеся события 1916 года показали, что казахи больше не могут терпеть колонизаторов, и не хотят находиться в положении угнетённых и обездоленных на своей земле.
Существует множество различных мнений историков, касаемо событий 1916 года, но все они единодушны в одном: отряды, посланные для подавления восстания, жестоко расправлялись с мусульманским населением Казахстана.
Жестокость, проявленная при расправе над восставшими лишний раз убеждает в том, что отношения между завоевателями и казахами были далеки от дружеских. «Карательные отряды еще долго рыскали по краю, разыскивая в ужасе разбежавшихся казахов. Ужас охватил весь край. Коренное население, восставшее и не восставшее, целыми аулами бросало насиженные места и бежало за границу, в пределы Китая». Русские отряды не отставали от убегавших, и по дороге в Китай они всё время гнались за казахами и убивали их.
Бежавшие через горы, ввиду наступивших морозов и снежных буранов, потеряли большую часть скота, причем было и много человеческих жертв. Часть бежавших была по пути ограблена калмыками, а при переходе китайской границы лишилась последних остатков скота. Так, доживавшее последние годы царское правительство, расправилось с восставшим народом. «В одной только Семиреченской области после подавления восстания недосчитывалось свыше 260000 душ казахов и киргизов, т.е. 60 процентов общего количества».
О негативных последствиях для русских, расправы над восставшими писали уже в начале 1917 года: «Восстание казахов и усмирение их осенью 1916 года, несомненно, на много лет вырыло пропасть между казахами и русскими, и будет иметь следствием сплочение казахского и других, исповедующих ислам племён Средней Азии. Пролитая кровь создаст у казахов новую поэзию, которая будет славить уже не подвиги казахов в войнах с калмыками, а оплакивать погибших от русского оружия. Последствия этого могут быть весьма значительны». И, вправду, во времена засилья советской власти, казахи более 300 раз поднимались с оружием в руках на борьбу с тоталитарной системой тех времен.
Интересная параллель: после национально-освободительного движения 1916 года произошел распад Российской империи, а после декабрьских событий 1986 года, спустя 70 лет после событий 1916 года, КПСС и советскому правительству не хватило сил удерживать в одном «великом и могучем» Союзе 15 советских республик.