Мусульмане Казахстана в годы войны

Тя­же­лым бы­ло по­ло­же­ние Ка­зах­ста­на в го­ды II Ми­ро­вой вой­ны. Под угро­зой во­ен­но­го по­ра­же­ния Ста­ли­ну и его окру­же­нию при­шлось на вре­мя от­ка­зать­ся от идео­ло­гии ка­зар­мен­но­го со­ци­а­лиз­ма и апел­ли­ро­вать к пат­ри­о­ти­чес­ким чув­ст­вам на­ро­да. Про­изо­шло ослаб­ле­ние ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­ки. В 1943 г. в Таш­кен­те бы­ло со­зда­но Цент­раль­ное управ­ле­ние му­суль­ман и из­бран муф­тий. С пер­вых ме­ся­цев вой­ны му­суль­ма­не при­зва­ли ве­ру­ю­щих к за­щи­те сво­е­го Оте­чест­ва. Са­мое ин­те­рес­ное за­клю­ча­лось в том, что тай­но НКВД СССР раз­мно­жа­ло на сво­их ти­по­гра­фи­ях дан­ные при­зы­вы.

Му­суль­ман­ская ум­ма Ка­зах­ста­на в го­ды Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­ны по­ка­за­ла се­бя де­я­тель­ной си­лой. Му­суль­ма­не внес­ли ог­ром­ный вклад в де­ло за­щи­ты сво­ей Ро­ди­ны от не­мец­ких за­хват­чи­ков.

Влас­ти санк­ци­о­ни­ро­ва­ли вос­ста­нов­ле­ние од­но­го из стол­пов ис­ла­ма – зя­ке­та (на­ло­га в поль­зу нуж­да­ю­щих­ся). Ре­ли­ги­оз­ным цент­рам бы­ло раз­ре­ше­но под­го­то­вить и рас­прост­ра­нить фет­ву (бо­го­слов­ско–пра­во­вое за­клю­че­ние) о стро­гой обя­за­тель­нос­ти для пра­во­вер­ных вы­пол­не­ния это­го пред­пи­са­ния Ко­ра­на. В дни ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ков влас­ти пе­ре­ста­ли чи­нить пре­пят­ст­вия жерт­воп­ри­но­ше­ни­ям. Бы­ло раз­ре­ше­но раз­да­вать жерт­вен­ное жи­вот­ное семь­ям фрон­то­ви­ков, раз­ре­ша­лась обя­за­тель­ная ми­ло­с­ты­ня, на­зы­ва­е­мая у ка­за­хов са­да­ка.

Не­смот­ря на соб­ст­вен­ное бед­ст­вен­ное по­ло­же­ние, му­суль­ма­не Ка­зах­ста­на внес­ли в го­ды вой­ны ве­со­мый об­щест­вен­ный и ма­те­ри­аль­ный (от­ме­тим, из лич­но­го по­дворья) вклад. Они не остав­ля­ли без вни­ма­ния семьи крас­но­ар­мей­цев – фрон­то­ви­ков, под­дер­жи­ва­ли ра­не­ных и де­тей–си­рот, по­сы­ла­ли ве­щи, про­дук­ты на фронт.

В «Из­вес­ти­ях» от 3 мар­та 1943 го­да И. Ста­лин бла­го­да­рил ве­ру­ю­щих пра­во­слав­ных, му­суль­ман­ских и дру­гих об­щин СССР за бес­ко­рыст­ную пат­ри­о­ти­чес­кую по­мощь стра­не. Он лич­но об­ра­щал­ся к му­суль­ма­нам Ка­зах­ста­на: «про­шу пе­ре­дать ве­ру­ю­щим го­ро­да Пав­ло­да­ра, со­брав­шим 71.478 руб­лей в фонд Крас­ной Ар­мии, мой при­вет и бла­го­дар­ность», — из те­ле­грам­мы И. Ста­ли­на има­му Куль­ма­гам­бе­то­ву, мул­лам Тар­ба­ко­ву и Ма­мы­ро­ву от 15.07.1946 го­да.

Му­суль­ман­ские об­щи­ны Ка­зах­ста­на, про­явив­шую вы­со­кую со­ци­аль­ную ак­тив­ность, са­ми не в долж­ной ме­ре вос­поль­зо­ва­лись пред­ста­вив­ши­ми­ся во вре­мя вой­ны воз­мож­нос­тя­ми для воз­вра­ще­ния преж­них или стро­и­тель­ст­ва но­вых ме­че­тей. При­чи­на за­клю­ча­лась в том, что про­це­ду­ра ре­гист­ра­ции ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций бы­ла за­труд­ни­тель­ной, она тре­бо­ва­ла про­хож­де­ния мно­гих ин­стан­ций и окон­ча­тель­но­го утверж­де­ния в Моск­ве. Дол­гой и уто­ми­тель­ной бы­ла пе­ре­пис­ка по по­во­ду воз­вра­ще­ния му­суль­ман­ской об­щи­не зда­ния ме­че­ти в Ал­ма-Ате, по ули­це Пуш­ки­на, 28. В пе­ри­од ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных кам­па­ний она бы­ла изъ­ята под ра­бо­чее об­ще­жи­тие. Ал­ма-Атин­ский гор­со­вет при­нял ре­ше­ние вер­нуть ме­четь 1 де­каб­ря 1943 го­да, в Моск­ве оно бы­ло утверж­де­но толь­ко в мар­те 1945 го­да. Мест­ные влас­ти под раз­ны­ми пред­ло­га­ми не то­ро­пи­лись осво­бо­дить зда­ние до 1948 го­да. Меж­ду тем, в сто­ли­це до изъ­я­тий 1930-х го­дов дей­ст­во­ва­ли 12 ме­че­тей, за­тем дол­гий пе­ри­од не су­щест­во­ва­ло ни од­ной, в пос­ле­во­ен­ные го­ды толь­ко од­на. Об­щи­на стан­ции Ая­гоз так и не до­би­лась вы­де­ле­ния зем­ли под стро­и­тель­ст­во ме­че­ти. Во­ло­ки­та с ре­гист­ра­ци­ей вы­нуж­да­ла об­щи­ны су­щест­во­вать не­за­кон­но.

Тем не ме­нее, не­ко­то­рые по­слаб­ле­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва за­мет­но ожи­ви­ли ре­ли­ги­оз­ную жизнь в рес­пуб­ли­ке. Без юри­ди­чес­ко­го оформ­ле­ния в го­ро­дах и се­лах бы­ли от­кры­ты де­сят­ки ме­че­тей. В це­лом по СССР на ко­нец 1945 го­да бы­ла раз­ре­ше­на де­я­тель­ность 500 му­суль­ман­ских ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций. В то­же вре­мя в Ка­зах­ста­не по офи­ци­аль­ным дан­ным за 1945-1948 го­ды за­ре­гист­ри­ро­ва­но все­го 30 му­суль­ман­ских ор­га­ни­за­ций.

В те же го­ды из тю­рем и ла­ге­рей бы­ло вы­пу­ще­но не­ко­то­рое ко­ли­чест­во има­мов. К со­жа­ле­нию, за­труд­ни­тель­но ус­та­но­вить об­щее ко­ли­чест­во под­верг­ших­ся ре­прес­си­ям има­мов. Фрон­таль­ное изу­че­ние дел осуж­ден­ных по­ка­за­ло, что ис­тин­ные при­чи­ны аре­с­та не ука­зы­ва­лись. С кон­ца 1920-х го­дов ре­ли­ги­оз­ные слу­жи­те­ли пре­сле­до­ва­лись как «ку­ла­ки», «клас­со­вые вра­ги», «про­тив­ни­ки кол­хоз­но­го строя», в 1930-е как «шпи­о­ны гер­ман­ской и япон­ской раз­ве­док» и т.д.

В 1944 го­ду пер­вая груп­па пра­во­вер­ных вы­еха­ла в Са­у­дов­скую Ара­вию для со­вер­ше­ния хад­жа. За­прет на хадж для со­вет­ских му­суль­ман дей­ст­во­вал с 1920 го­да. Но чис­ло лю­дей, вы­ез­жа­ю­щих для со­вер­ше­ния хад­жа, стро­го огра­ни­чи­ва­лось. На­при­мер, в 1945 го­ду – все­го 17 че­ло­век. В 1948 го­ду хадж не со­сто­ял­ся из-за во­ен­ных дей­ст­вий ара­бов и ев­ре­ев в Па­лес­ти­не. В по­сле­ду­ю­щие го­ды груп­па па­лом­ни­ков ста­биль­но со­сто­я­ла из 20 че­ло­век. По­да­вав­ших же за­яв­ле­ния на учас­тие в хад­же из Ка­зах­ста­на бы­ло все го­ды мно­го.

Вмес­те с тем, ре­ли­ги­оз­ное воз­рож­де­ние всту­па­ло в про­ти­во­ре­чие со сте­рео­ти­пом со­ци­аль­но–по­ли­ти­чес­ких воз­зре­ний, ко­то­рые на­саж­да­лись офи­ци­аль­ной про­па­ган­дой в об­щест­вен­ном со­зна­нии со­вет­ско­го че­ло­ве­ка на­ка­ну­не вой­ны. И во вре­мя вой­ны в об­щест­ве про­дол­жа­ла тор­жест­во­вать ате­ис­ти­чес­кая идео­ло­гия. На­при­мер, к кон­цу 1944 го­да в Се­ве­ро–Ка­зах­стан­ской об­лас­ти по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­прост­ра­не­ние об­ре­за­ние под­рост­ков и мла­ден­цев у ка­зах­ско­го и та­тар­ско­го на­се­ле­ния. По инер­ции, мест­ные влас­ти ста­ли при­вле­кать к су­деб­ной от­вет­ст­вен­нос­ти «ви­нов­ных».

Как ви­дим, вре­мен­ные уступ­ки со­вет­ской влас­ти му­суль­ма­нам бы­ли не бес­ко­рыст­ны­ми и вы­нуж­ден­ны­ми для со­вет­ско­го ру­ко­вод­ст­ва. Пос­ле вой­ны на­чал­ся от­кат от до­стиг­ну­то­го ком­про­мис­са.

По ма­те­ри­а­лам ар­хив­ных раз­ра­бо­ток ка­зах­стан­ских ис­то­ри­ков



Оставить ответ