Конституция Казахстана

Слово «конституция» имеет латинские корни и означает «устройство». В формальном смысле, это нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. В материальном смысле, это совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Отличие Конституции от других законов в том, что она закрепляет государственный строй, основные права и свободы; определяет форму государства и систему высших органов государственной власти, обладает высшей юридической силой; отличается относительной стабильностью; является базой для текущего законодательства; отличается особым порядком принятия и изменения.

При раскопках на территории современного Ирака в 1877 году было обнаружено свидетельство о самом раннем юридическом кодексе, который был издан шумерским царем Уруинимгином города Лагаш около 2300 года до н.э. Сам документ не найден, однако известно, что он давал некоторый набор прав жителям города.

С того времени множество правительств действовали на основании специальных сводов писаных законов. Старейшим существующим ныне документом является Судебник Ур-Намму города Ура (около 2050 года до н.э.).

В Афинах демократия просуществовала немногим более двух с половиной столетий, с 594 до 338 года до н.э., когда Солон создал афинскую Конституцию.

Самой старой из ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят еще в 1600 году, при том, что базировался этот закон на городском уставе, принятом в 1300 году.

Первой все еще действующей номинальной Конституцией (то есть документом, прямо объявляющим себя Конституцией) считается Конституция США, ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. Следующий прецедент – польский Основной Закон, который утвержден 3 мая 1791 года, несколькими месяцами раньше, чем это сделало французское Учредительное собрание. Франция стала третьей страной в мире и второй в Европе, создав в 1791 году писаную Конституцию.

Роль Конституции в казахской степи выполнил свод законов Тауке хана «Жеты-Жаргы» XVIII века, который, отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутри казахского единства. По своей структуре «Жеты-Жаргы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т.д.

Отечественное конституционное законодательство советского и независимого Казахстана в своем развитии и становлении прошло пять этапов (годы принятия: 1926, 1937, 1978, 1993, 1995).

Действующая Конституция Республики Казахстан принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Этот день отмечается всеми как государственный праздник. Конституция 1995 года положила начало многим законодательным инициативам в стране, а также продолжила традиции Конституции 1993 года по межнациональному диалогу и установлению стандартов казахстанского общества. Отметим, что ее предшественница, принятая в 1993 году, заложила основу демократических установок. Так, в ней уже нет следов классового похода, который был в Основном Законе СССР и конституциях союзных республик. Дело в том, что в Конституции Республики Казахстан от 1993 года не было упоминания о рабочем классе, колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции, которым по Конституции Казахской ССР 1978 года принадлежала «вся власть». Поэтому, начиная с первого Основного Закона независимого Казахстана, вводится понятие «народ», которое понимается как целостное социально-политическое явление, включающее все национальные группы. Это означает, что действующее в нашей стране законодательство не разделяет граждан на социальные слои, классы, что и стало основой для сохранения равенства и мира в обществе. Сегодняшняя Конституция, не разделяя людей на социальные слои в зависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью-либо сторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения. Она признает государство социальным, то есть представителем всего народа. Конституция Республики Казахстан признает весь народ, без деления на социальные группы, без ограничения прав, субъектом конституционно-правовых отношений.

В 2007 году Казахстан официально вступил в новый этап общественно-политического развития. Закон внес изменения и дополнения в Конституцию, которые утвердили стремление страны на пути к строительству парламентско-президентской республики. Начавшаяся конституционная реформа предполагает два этапа. Первый – разработка закона о внесении изменений и дополнений в Основной Закон. Второй – совершенствование действующего законодательства, приведение его в соответствие с новыми положениями Конституции. Для этого в стране создана комиссия по выработке концепции правовой политики на 2010-2020 годы.

По-новому интерпретируется действующей Конституцией известная Доктрина Шарля-Луи Монтескье о разделении властей, придавая этой концепции не безусловный, а ориентирующий характер. Выполняя единые функции государства, его органы должны взаимодействовать, дополнять друг друга. Нет и не может быть монопольных ветвей власти, жесткого их разделения, иначе теряется значение сдержек и противовесов.

Сегодня государством расширены правовые гарантии личности. Принятыми изменениями в Конституцию страны решены вопросы о полной передаче права санкционирования ареста суду, внесены поправки, фактически отменяющие применение смертной казни.

Модернизировав основы общественно-политической системы, мы вышли на совершенно другую, качественную ступень развития. Изменения, внесенные в Основной Закон, повысили роль парламента, политических партий и институтов гражданского общества.

Значительный шаг – компетенция парламента в вопросах решения войны и мира.

В общем, несмотря на пятнадцатилетний срок, Основной Закон нашей страны имеет значительный потенциал. В частности, вступая в новую фазу становления парламентаризма, мы уже готовим почву для политической модернизации.



Оставить ответ