Первые попытки склонить кочевников-тюрков к мусульманству предпринимались уже при халифе Хишаме (724-743), но серьезных результатов не принесли. В Х в. известны отдельные группы кочевников, обратившихся в ислам. Так по сообщению Ибн-Хаукаля, в Сюткенте (город на левом берегу Сырдарьи) «есть мечеть и в ней собираются тюрки из разных племен гузов и карлуков, которые уже приняли ислам… Между Фарабом, Кенджида и Шашем хорошие пастбища, там около тысячи семей тюрок, которые уже приняли ислам». Но отдельные успехи ислама в кочевой среде не меняли общую картину. Этот период кочевники оставались верными своим прежним богам. «По представлению географов первой половины Х в., границы распространения ислама на северо-востоке совпадали с границами саманидского государства. Турки везде противопоставляются мусульманам, за исключением турок на Сырдарье, принявших ислам, и вместе с тем сделавшихся подданными Саманидов». Кроме того, в некоторых районах с исламом успешно конкурировало христианство. Несторианство, например, получило признание среди найманов, переселившихся в конце ХII — начале ХIII в. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и Семиречье. Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман, потребовав от них, чтобы они «приняли или христианство, или буддизм, или по крайней мере внешним образом отказались от своей религии и носили китайскую одежду».
Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Однако в условиях Средней Азии монголы очень быстро утратили свой язык, сменив его на тюркский, и стали принимать традиции оседлой культуры, в том числе и религию. Уже правнук Чагатая, Мубарек-шах, правивший короткое время в 1266 г., был мусульманином. Его приемник, Борак-хан, в конце своей жизни также принял ислам. Правитель чагатайской державы Кебек (1318-1326 гг.) установил свое местопребывание в Мавераннахре, в долине Кашкадарьи. Здесь он выстроил себе дворец, что означало отход от степных традиций. Кебек не обратился в ислам, но был прославлен историками как покровитель мусульман. Его приемник Тармашарин (1326-1334 гг.) стал мусульманином и, говоря словами В.В. Бартольда, «окончательно установил господство ислама в монгольском среднеазиатском государстве».
В 1340-е годы чагатайская держава распалась на два самостоятельных государства. Западное, сохранившее за собой название Чагатай, включало в себе как основную часть Мавераннахр с древними центрами оседлой культуры; восточное, называвшееся Моголистаном, вошли Восточный Туркестан и степи к востоку от озера Балхаш. В Среднеазиатском Междуречье позиции ислама становились все более прочными. Незадолго до возвышения Тимура Хорезм обрел политическую самостоятельность; его правители опирались на ислам; монеты чеканились с надписью "«власть принадлежит Богу". Правление Тимура ознаменовало окончательно избранную ориентацию кочевой знати Мавераннахра на центры оседлой жизни; Тимур, сделавший своей столицей Самарканд, последовательно поддерживал оседлую культуру мусульманского мира и ислам. Интересно, что Хорезм не признавал чагатаев настоящими мусульманами и этим обосновывал свой отказ подчиниться власти Тимура.
Кочевники отделившегося Моголистана, называвшиеся моголами, считали себя верными хранителями монгольских кочевых традиций. Несмотря на то, что правитель страны Туклук-Тимур (1348-1362 гг.) принял ислам, его поданные большей частью оставались неверными. Но в начале ХV в. ислам победил и в Моголистане. Ставший в 1408 г. правителем Мухаммед-хан проявил себя как ревностный распространитель ислама в своих владениях: « все монголы должны были носить чалму; непослушным вбивали в голову гвозди». Во второй половине ХV в. западные соседи нашли возможным признать обитателей Моголистана мусульманами.
В течении средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения. Укрепление позиций ислама среди кочевников, объясняется, прежде всего, влиянием среднеазиатских государств. Средняя Азия и Казахстан имели давние тесные политические, экономические и культурные связи с Передним Востоком. Когда, начиная с VII-VIII вв. Передний Восток стал центром мусульманского мира, у среднеазиатских государств фактически не оставалось выбора: не принять ислам значило противопоставить себя военной мощи мусульманских стран, подвергнуть риску сложившуюся торговлю с ними, оказаться в отрыве от блестящей цивилизации того времени. Кочевая степь в значительной мере жила своей жизнью, но и у нее были с оазисами Средней Азии и Южного Казахстана разнообразные связи, которые способствовали проникновению ислама.
Другим источником воздействия ислама на обитателей степей были мусульманские государства Поволжья. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников Дешт-и Кыпчака началась при золотоордынском хане Берке (1255-1266) и усилилась при хане Узбеке (1312-1340). Проповедники ислама шли в степи не только из Поволжья и Средней Азии, но и из стран Передней Азии – прежде всего, из Ирана. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства.
Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец г. Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмед Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Он был талантливым поэтом, и его стихи, проповедовавшие величие Бог и необходимость смирения, сыграли немалую роль в пропаганде мусульманского мировоззрения. В XIV в. в казахские степи стало проникать учение, возникшего в г. Бухаре суфийского ордена Накшбандия, проповедовавшего аскетизм, отказ от роскоши и богатства. В Семиречье в первой половине XIV ислам нанес жестокий удар христианству: при царевиче Али-султане, мусульманине, в 1339 году произошло кровавое гонение христиан. Многие христианские миссионеры были убиты. Таким образом, христианство было вытеснено из казахских степей. В XIX в. единственным воспоминанием о христианстве была, вероятно, тамга в виде креста у казахского племени Керей.
Владимир Николаевич Басилов — доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии народов Средней Азии и Казахстана института этнологии и антропологии Российской академии наук им. Миклухо-Маклая. Безвременно погибший в расцвете творческих сил. Крупный специалист по истории религиозных верований. Автор многочисленных статей и монографий. Наиболее известная из них «Избранники духов» (Москва 1984 год).
Джамалия Халиловна Кармышева — известный казахстанский этнограф, сотрудник института истории археологии и этнологии им. Чокана Валиханова НАН Казахстана.
Источник: http://www.neonomad.kz