Имамы прошлого

В хо­де осу­щест­вле­ния по­ли­ти­ки ру­си­фи­ка­ции и хрис­ти­а­ни­за­ции за­кры­ва­лись му­суль­ман­ские ме­че­ти и мек­те­бы, има­мы под­вер­га­лись го­не­ни­ям. Ка­за­хи от­ры­ва­лись, от ве­ка­ми сло­жив­ших­ся, на­цио­на­ль­ных кор­ней: обы­ча­ев, тра­ди­ций, им на­силь­но при­ви­вал­ся рус­ский об­раз жиз­ни. В ре­зуль­та­те на­вис­ла угро­за су­щест­во­ва­нию ка­за­хов как са­мос­то­я­тель­ной на­ции.

Всё это уси­ли­ва­ло бро­же­ние в умах и серд­цах ка­зах­ско­го на­ро­да, на­прав­лен­ное про­тив ко­ло­ни­за­тор­ской по­ли­ти­ки ца­риз­ма. Осо­бое мес­то в этих вы­ступ­ле­ни­ях за­ни­ма­ли има­мы. Рос­сий­ские идео­ло­ги ста­ра­лись лю­бы­ми сред­ст­ва­ми об­ли­чать тех му­суль­ман­ских слу­жи­те­лей, ко­то­рые про­яв­ля­ли не­до­воль­ст­во по­ли­ти­кой ца­риз­ма. Имен­но та­ким пред­ста­ви­те­лям му­суль­ман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва при­пи­сы­ва­лись все­воз­мож­ные гре­хи.

Об има­мах в рус­ской на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре пи­са­ли как о ко­рыс­то­лю­би­вых об­ман­щи­ках. Од­на­ко Б. Бар­тольд в статье «Со­вре­мен­ный ис­лам и его за­да­чи» дал дру­гую ха­рак­те­рис­ти­ку има­мам. Он пи­шет: «Меж­ду тем да­же пи­шу­ще­му эти стро­ки, не­смот­ря на его не­зна­чи­тель­ное зна­ком­ст­во с кра­ем, уда­лось встре­тить меж­ду има­ма­ми дей­ст­ви­тель­но вы­со­кую, поч­ти иде­аль­ную лич­ность, дей­ст­ву­ю­щую оба­я­тель­но не толь­ко на му­суль­ман, но и на рус­ских. Есть, ко­неч­но, има­мы, поль­зу­ю­щи­е­ся сво­им зна­че­ни­ем толь­ко для то­го, что­бы оби­рать на­род; но у ту­зем­цев до­воль­но здра­во­го смыс­ла, что­бы раз­гля­деть этих вол­ков в овечь­ей шку­ре».

Има­мы иг­ра­ли наиболь­шую роль в ду­хов­ной жиз­ни ка­зах­ско­го на­ро­да. Им и боль­ше все­го до­ста­ва­лось от ко­ло­ни­аль­ных влас­тей, ста­ра­ю­щих­ся по­ка­зать их нег­ра­мот­ны­ми и да­лёки­ми от все­го про­грес­сив­но­го. Что бы­ло в кор­не не вер­но, так как мно­гие из них за­кан­чи­ва­ли спе­ци­аль­ные му­суль­ман­ские ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния. О том, что ду­хов­ные слу­жи­те­ли ис­ла­ма бы­ли гра­мот­ные и хо­ро­шо под­ко­ван­ные в во­про­сах ре­ли­гии лю­ди, от­ме­ча­ли и не­ко­то­рые пра­во­слав­ные про­по­вед­ни­ки: «На пер­вых по­рах мис­сио­нер­ские по­уче­ния встре­ти­ли за­яв­ле­ния гра­мот­ных ка­за­хов о не­пра­виль­ном пе­ре­во­де Еван­ге­лия».

Не­пло­хое вла­де­ние рус­ским язы­ком гра­мот­ных ка­за­хов при­во­ди­ло к не­же­ла­тель­ным по­след­ст­ви­ям, о чем с го­речью от­ме­ча­ют мис­сио­не­ры. А тем бо­лее, зна­ние рус­ско­го язы­ка с до­бав­ле­ни­ем изу­чен­нос­ти хрис­ти­ан­ских бо­го­слов­ских книг има­ма­ми, со­слу­жи­ли плохую служ­бу для про­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия и вы­зы­ва­ли у них серь­ёз­ные опа­се­ния за судь­бу сво­е­го де­ла. Они не бы­ли на­прас­ны, так как имен­но има­мы, ко­то­рых в рус­ской и со­вет­ской ис­то­ри­чес­кой на­уке ха­рак­те­ри­зо­ва­ли да­ле­ко не лест­ны­ми эпи­те­та­ми, не мень­ше пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции, бы­ли обес­по­ко­е­ны бу­ду­щим ка­зах­ско­го на­ро­да.

В со­зна­нии мно­гих лю­дей проч­но все­лил­ся, со­здан­ный идео­ло­га­ми, об­раз има­ма: ма­лог­ра­мот­ный, ник­чем­ный, су­хонь­кий ста­ри­чок с ост­рой бо­род­кой, во­ору­жен­ный пал­кой, ис­поль­зу­е­мой для на­ка­за­ния бед­ных уче­ни­ков. К не­му до­бав­ля­ли ещё его пол­ное без­учас­тие к судь­бе сво­е­го на­ро­да и по­сто­ян­ное стрем­ле­ние к на­жи­ве. Луч­ше при­ду­мать что-то бо­лее гад­кое, не­воз­мож­но, что­бы пол­ностью отвра­тить лю­дей к об­ще­нию с по­доб­ны­ми лич­нос­тя­ми.

Не­ко­то­рые дей­ст­вия има­мов свя­за­ны с про­тес­том про­тив рас­прост­ра­не­ния сре­ди му­суль­ман хрис­ти­ан­ских бо­го­слов­ских книг. На­блю­дая за судь­бой пе­ре­во­дов Биб­лии на пер­сид­ском и тюрк­ских язы­ках в ка­зах­ской сте­пи, учи­тель на­род­ной шко­лы пи­сал: «В од­ном се­ле­нии ту­зем­цы-му­суль­ма­не од­наж­ды, по при­ка­за­нию мест­но­го ка­зия, со­бра­ли эти пе­ре­во­ды и бро­си­ли в пруд, что­бы они боль­ше не со­блаз­ня­ли му­суль­ман». Та­кие слу­чаи бы­ли да­ле­ко не еди­нич­ны.

Му­суль­ма­не не­ко­то­рых ка­зах­ских го­ро­дов, ви­дя ухуд­ше­ние по­ло­же­ния сво­е­го на­ро­да, пы­та­лись ока­зать им по­мощь. С этой целью со­зда­ва­лись раз­лич­ные об­щест­ва, за­да­ча­ми ко­то­рых бы­ло улуч­ше­ние ма­те­ри­аль­но­го и нрав­ст­вен­но­го со­сто­я­ния лю­дей. Од­но из них – Се­ми­па­ла­тин­ское му­суль­ман­ское бла­го­тво­ри­тель­ное об­щест­во, со­здан­ное в 1898 го­ду. Уч­ре­ди­те­ля­ми об­щест­ва яв­ля­лись 27 че­ло­век, сре­ди них мно­го пред­ста­ви­те­лей ду­хов­ной сфе­ры. В Ус­та­ве это­го об­щест­ва бы­ло за­пи­са­но, что оно «име­ет целью до­став­ле­ние средств» для бед­ных му­суль­ман го­ро­да и его окрест­нос­тей «без раз­ли­чия по­ла и воз­рас­та». Их по­мощь за­клю­ча­лась в снаб­же­нии одеж­дой, пи­щей и при­ютом не­иму­щих, со­дей­ст­вию к при­ис­ка­нию нуж­да­ю­щим­ся за­ня­тий или служ­бы, обес­пе­че­ни­ем боль­ных ме­ди­ка­мен­та­ми и мно­гое дру­гое. Учас­тие в этом бла­го­тво­ри­тель­ном об­щест­ве има­мов сви­де­тель­ст­ву­ет об их стрем­ле­нии по­мочь сво­им брать­ям по ве­ре в труд­ные вре­ме­на. В то же вре­мя по­яв­ле­ние та­ко­го об­щест­ва по­ка­зы­ва­ет уве­ли­че­ние чис­лен­нос­ти бед­ных сре­ди ко­рен­но­го на­се­ле­ния, что сле­ду­ет свя­зы­вать с по­ли­ти­кой ца­риз­ма, на­прав­лен­ной на при­тес­не­ние ка­за­хов.

Если вна­ча­ле про­ше­ния, вы­ступ­ле­ния има­мов бы­ли весь­ма роб­ки­ми и не­ре­ши­тель­ны­ми, и боль­ше на­по­ми­на­ли об­ра­ще­ния с прось­ба­ми, то со вре­ме­нем про­ис­хо­дят из­ме­не­ния. По­яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния, про­те­с­ты и в це­лом, ме­ня­ет­ся тон, и го­ло­са воз­му­ще­ния ста­но­вят­ся всё силь­нее. В ис­то­рии со­хра­ни­лись име­на этих му­жест­вен­ных лю­дей: Му­хам­мед-Али, братья Му­ха­мед­жан и Ху­са­ин Бек­ши­е­вы, Му­ха­мед­жан Еле­ба­ев, На­урыз­бай Та­ла­сов, Шай­мер­ден Ко­ше­гу­лов, Сма­гул Бал­жа­нов, Ку­ди­яр Рас­па­ев и др. Пись­ма има­мов к чи­нов­ни­кам цар­ской ад­ми­нист­ра­ции со­дер­жат мно­го фак­тов ис­крен­ней бо­ли и гне­ва за свой на­род. В них ука­зы­ва­лось на не­об­хо­ди­мость под­чи­не­ния Орен­бург­ско­му муф­тию, о пре­кра­ще­нии пре­сле­до­ва­ния ис­ла­ма цер­ковью и влас­тя­ми, ува­же­ние обы­ча­ев и тра­ди­ций ка­за­хов, со­хра­не­ние му­суль­ман­ских школ, о сво­бо­де ка­зах­ско­го язы­ка, о пре­кра­ще­нии пе­ре­се­ле­ния кресть­ян на ка­зах­ские зем­ли и т.д. В пись­ме ми­нист­ру МВД от име­ни ка­за­хов вось­ми во­лос­тей Кок­ше­таус­ко­го уез­да Ак­мо­лин­ской об­лас­ти от 28 ап­ре­ля 1903 го­да пи­са­лось: «от­дав кресть­я­нам на­ши зем­ли, на­чаль­ни­ки вы­ве­ли нас на бес­по­лез­ные нам ме­с­та. Мы и это про­тер­пе­ли. Ны­не по­ко­ем на­ших душ был свя­щен­ный ша­ри­ат и ве­ра на­ша. Ког­да же при­шло та­кое утес­не­ние, на­ша ду­ша не вы­нес­ла, ког­да на­ше­го до­ве­рен­но­го для по­да­чи про­ше­ния без вся­ко­го раз­го­во­ра под­верг­ли на­ка­за­нию, по­са­див в гаупт­вах­ту. Ко­ра­ны на­ши, кни­ги на­ши по­бро­са­ли в ху­дые ме­с­та, мед­ре­се на­ши за­пе­ча­та­ли. Мы ско­рее умрём, чем от­ста­нем от ша­ри­а­та».

Има­мы не огра­ни­чи­ва­лись толь­ко «пи­са­ни­ной». Под их ру­ко­вод­ст­вом в раз­ных мес­тах про­ис­хо­ди­ли ан­ти­ко­ло­ни­аль­ные вос­ста­ния. А 18 мая 1898 го­да про­изо­шло ан­ди­жан­ское вос­ста­ние под ру­ко­вод­ст­вом има­ма Му­хам­мед-Али, взбу­до­ра­жив­шее весь Тур­кес­тан­ский край. В этом вос­ста­нии вы­ступ­ле­нии участ­во­ва­ло бо­лее 2000 че­ло­век, в том чис­ле во­лост­ные пра­ви­те­ли, на­род­ные судьи и дру­гие со­сло­вия мест­ных жи­те­лей. Глав­ная цель, вы­дви­га­е­мая ими: «нис­про­верг­нуть рус­ское вла­ды­чест­во». Вос­ста­ние бы­ло по­топ­ле­но в кро­ви.

Та­ким об­ра­зом, мы ви­дим, что има­мы про­ш­ло­го от­кры­то, сме­ло вы­сту­па­ли про­тив рос­сий­ско­го ко­ло­ни­а­лиз­ма, при­зва­ли на­род осво­бо­дить­ся от ко­ло­ни­за­то­ров, что­бы со­хра­нить и раз­ви­вать ис­лам и ка­зах­ский язык. Они со­зда­ва­ли под­поль­ные ор­га­ни­за­ции, со­чи­ня­ли пись­ма, стре­ми­лись свя­зать­ся с вли­я­тель­ны­ми людь­ми и при­ни­ма­ли ак­тив­ное учас­тие в му­суль­ман­ском по­ли­ти­чес­ком дви­же­нии.

Под­го­тов­ле­но на ос­но­ве ар­хив­ных раз­ра­бо­ток ка­зах­стан­ских ис­то­ри­ков.

Фо­то: http://www.kazakhistory.ru/post9.html



Оставить ответ