В ходе осуществления политики русификации и христианизации закрывались мусульманские мечети и мектебы, имамы подвергались гонениям. Казахи отрывались, от веками сложившихся, национальных корней: обычаев, традиций, им насильно прививался русский образ жизни. В результате нависла угроза существованию казахов как самостоятельной нации.
Всё это усиливало брожение в умах и сердцах казахского народа, направленное против колонизаторской политики царизма. Особое место в этих выступлениях занимали имамы. Российские идеологи старались любыми средствами обличать тех мусульманских служителей, которые проявляли недовольство политикой царизма. Именно таким представителям мусульманского духовенства приписывались всевозможные грехи.
Об имамах в русской научной литературе писали как о корыстолюбивых обманщиках. Однако Б. Бартольд в статье «Современный ислам и его задачи» дал другую характеристику имамам. Он пишет: «Между тем даже пишущему эти строки, несмотря на его незначительное знакомство с краем, удалось встретить между имамами действительно высокую, почти идеальную личность, действующую обаятельно не только на мусульман, но и на русских. Есть, конечно, имамы, пользующиеся своим значением только для того, чтобы обирать народ; но у туземцев довольно здравого смысла, чтобы разглядеть этих волков в овечьей шкуре».
Имамы играли наибольшую роль в духовной жизни казахского народа. Им и больше всего доставалось от колониальных властей, старающихся показать их неграмотными и далёкими от всего прогрессивного. Что было в корне не верно, так как многие из них заканчивали специальные мусульманские духовные учебные заведения. О том, что духовные служители ислама были грамотные и хорошо подкованные в вопросах религии люди, отмечали и некоторые православные проповедники: «На первых порах миссионерские поучения встретили заявления грамотных казахов о неправильном переводе Евангелия».
Неплохое владение русским языком грамотных казахов приводило к нежелательным последствиям, о чем с горечью отмечают миссионеры. А тем более, знание русского языка с добавлением изученности христианских богословских книг имамами, сослужили плохую службу для проповедников православия и вызывали у них серьёзные опасения за судьбу своего дела. Они не были напрасны, так как именно имамы, которых в русской и советской исторической науке характеризовали далеко не лестными эпитетами, не меньше представителей интеллигенции, были обеспокоены будущим казахского народа.
В сознании многих людей прочно вселился, созданный идеологами, образ имама: малограмотный, никчемный, сухонький старичок с острой бородкой, вооруженный палкой, используемой для наказания бедных учеников. К нему добавляли ещё его полное безучастие к судьбе своего народа и постоянное стремление к наживе. Лучше придумать что-то более гадкое, невозможно, чтобы полностью отвратить людей к общению с подобными личностями.
Некоторые действия имамов связаны с протестом против распространения среди мусульман христианских богословских книг. Наблюдая за судьбой переводов Библии на персидском и тюркских языках в казахской степи, учитель народной школы писал: «В одном селении туземцы-мусульмане однажды, по приказанию местного казия, собрали эти переводы и бросили в пруд, чтобы они больше не соблазняли мусульман». Такие случаи были далеко не единичны.
Мусульмане некоторых казахских городов, видя ухудшение положения своего народа, пытались оказать им помощь. С этой целью создавались различные общества, задачами которых было улучшение материального и нравственного состояния людей. Одно из них – Семипалатинское мусульманское благотворительное общество, созданное в 1898 году. Учредителями общества являлись 27 человек, среди них много представителей духовной сферы. В Уставе этого общества было записано, что оно «имеет целью доставление средств» для бедных мусульман города и его окрестностей «без различия пола и возраста». Их помощь заключалась в снабжении одеждой, пищей и приютом неимущих, содействию к приисканию нуждающимся занятий или службы, обеспечением больных медикаментами и многое другое. Участие в этом благотворительном обществе имамов свидетельствует об их стремлении помочь своим братьям по вере в трудные времена. В то же время появление такого общества показывает увеличение численности бедных среди коренного населения, что следует связывать с политикой царизма, направленной на притеснение казахов.
Если вначале прошения, выступления имамов были весьма робкими и нерешительными, и больше напоминали обращения с просьбами, то со временем происходят изменения. Появляются требования, протесты и в целом, меняется тон, и голоса возмущения становятся всё сильнее. В истории сохранились имена этих мужественных людей: Мухаммед-Али, братья Мухамеджан и Хусаин Бекшиевы, Мухамеджан Елебаев, Наурызбай Таласов, Шаймерден Кошегулов, Смагул Балжанов, Кудияр Распаев и др. Письма имамов к чиновникам царской администрации содержат много фактов искренней боли и гнева за свой народ. В них указывалось на необходимость подчинения Оренбургскому муфтию, о прекращении преследования ислама церковью и властями, уважение обычаев и традиций казахов, сохранение мусульманских школ, о свободе казахского языка, о прекращении переселения крестьян на казахские земли и т.д. В письме министру МВД от имени казахов восьми волостей Кокшетауского уезда Акмолинской области от 28 апреля 1903 года писалось: «отдав крестьянам наши земли, начальники вывели нас на бесполезные нам места. Мы и это протерпели. Ныне покоем наших душ был священный шариат и вера наша. Когда же пришло такое утеснение, наша душа не вынесла, когда нашего доверенного для подачи прошения без всякого разговора подвергли наказанию, посадив в гауптвахту. Кораны наши, книги наши побросали в худые места, медресе наши запечатали. Мы скорее умрём, чем отстанем от шариата».
Имамы не ограничивались только «писаниной». Под их руководством в разных местах происходили антиколониальные восстания. А 18 мая 1898 года произошло андижанское восстание под руководством имама Мухаммед-Али, взбудоражившее весь Туркестанский край. В этом восстании выступлении участвовало более 2000 человек, в том числе волостные правители, народные судьи и другие сословия местных жителей. Главная цель, выдвигаемая ими: «ниспровергнуть русское владычество». Восстание было потоплено в крови.
Таким образом, мы видим, что имамы прошлого открыто, смело выступали против российского колониализма, призвали народ освободиться от колонизаторов, чтобы сохранить и развивать ислам и казахский язык. Они создавали подпольные организации, сочиняли письма, стремились связаться с влиятельными людьми и принимали активное участие в мусульманском политическом движении.
Подготовлено на основе архивных разработок казахстанских историков.
Фото: http://www.kazakhistory.ru/post9.html