Историческая память казахского народа хранит немало имён героев, которые искренне радели за свой народ, не жалея ни своих жизней ни своего имущества для того, чтобы отстоять свободу казахской степи. Одним из таких людей был кадровый офицер царской армии, потомок Чингисхана – султан Газиз Валиханов.
Не довольство политикой проводимой русским царизмом проявлялось по всей территории Казахстана. Акмолинский уездный начальник 2 мая 1905 года направил рапорт военному губернатору области, в котором писалось о том, что в акмолинских степях среди казахов широко развивается религиозно-патриотическое движение «против царской России». А его источник, как ни странно для карательных органов, находился далеко от Казахстана, в самом сердце России.
Большее влияние на оживление и активизацию религиозно-политического движения в Казахстане, оказало созданное полковником Газизом Валихановым в Петербурге, мусульманское общество. Газиз Валиханов окончил Омский кадетский корпус и служил в войсках царской армии и закончил свою службу в военном министерстве. Еще задолго до получения звания полковника, будучи штабс-ротмистром он своими высказываниями о политике царизма вызывал раздражение вышестоящего начальства. В феврале 1869 года Туркестанский генерал-губернатор докладывал военному министру о получаемых неодобрительных отзывах о штабс-ротмистре Газизе Валиханове. Неспокойное поведение казахов южной части Семиречья связывали с влиянием на них Валиханова. Было передано, что «даже в разговоре с местными властями, что казахская степь, бывшая родина великих завоевателей Тамерлана, Чингиз-хана, Батыя и других, может и теперь проявить свои силы». На замечание некоторых лиц о разнице между прошлым и настоящим «Валиханов старался доказать, что силы России не велики». Для прекращения влияния Валиханова на семиреченских казахов предложено было отправить его на родину в «область сибирских казахов», о чем поставили в известность генерал-губернатора Западной Сибири.
Но и здесь он вызывал волнение. Из донесения начальника Главного штаба военному министру в апреле 1869 года: «Вследствие вредного влияния, производимого на умы казахов Семиреченской области, штабс-ротмистром Валихановым, офицер этот переведён был в Западную Сибирь. В настоящее время командующий войсками Западного Сибирского военного округа, признаёт, со своей стороны, неудобным пребывание его в казахской степи вверенного ему края, потому что почет и уважение, которыми пользуется род Валихановых между казахами Сибирской степи, может породить также вредные для спокойствия их последствия». В заключение начальник главного штаба предлагает «перевести штабс-ротмистра Валиханова на службу в какой-либо кавалерийский полк внутри империи, где по условиям окружающей его среды, пребывание его не может повлечь за собою никаких вредных последствий». Таким образом, находясь на действительной военной службе, Г. Валиханов имел смелость заявлять колониальным властям о негативных последствиях завоевательной политики самодержавия.
По долгу своей службы он прекрасно владел информацией относительно планов царизма в Казахстане. Не случайно его квартира в Петербурге стала центром, куда собиралась казахская молодёжь, обучавшаяся в столичных учебных заведениях и видные мусульманские интеллигенты русской столицы. У него останавливались, приезжавшие в Петербург по делам, казахи. На таких собраниях, часто происходивших в квартире Газиза Валиханова, обсуждались различные вопросы, критиковалась колониальная политика царизма, говорилось о сохранении и развитии ислама, культуры и языка казахов.
Налаживание связей с Родиной происходило не в одностороннем порядке. Газиз Валиханов периодически приезжал в Казахстан, встречался с местной интеллигенцией, с имамами, снабжал их литературой политического и религиозного содержания. Своими беседами он возбуждал и развивал у них антиправительственные настроения. О деятельности Валиханова было известно местным властям, что подтверждается характеристикой, данной ему уездным начальником: «он оказался двойным фанатом и за идею ислама и за стеснение казахов переселенцами. Влияние его и как потомка хана и как заслуженного человека весьма велико. Совместно с ним действовали в Петербурге тамошний мулла, какой-т адвокат, юнкера и студенты из казахов и т.п. Идеи его чисто повстанческого характера».
Хотя следует отметить, что в начале блюстители порядка всерьёз к деятельности Валиханова не относились. Поступавшие сигналы о его приезде и сопровождающихся лицах, объяснялось традициями казахского народа. В рапорте полицмейстера, по поводу очередного приезда в Кокчетав Валиханова, читаем: «…между казахами появился какой-то Султан, около которого сгруппировалась до тысячи вооруженных казахов, причем народная молва приписывает этому Султану, что он будет главным руководителем будущего восстания казахов». Полицмейстер пишет, что это связано, «очевидно с приехавшим из Санкт-Петербурга в Кокчетавский уезд полковника Валиханова, имеющего в степи массу родственников и разъезжающего с ним». Полицмейстер, совершенно не осознаёт, что причины такого окружения заключаются в другом, поэтому он, заканчивая свой рапорт, объясняет: «Действительно пользуется большим уважением и почетом, а потому легко может быть сопровождающая его толпа казахов принимать довольно значительные размеры».