Астана – уникальный город, сочетающий и восточную, и западную культуру. Новой столицей Казахстана Астана стала в 1997 г., когда предложение Президента Назарбаева о переносе получило всеобщую поддержку. Это решение было продиктовано важным геополитическим месторасположением города – в центре Казахстана и Евразийского континента, — наличием необходимой транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Особую роль при выборе новой столицы сыграло наличие свободных земель для развития города. В 1998 году руководство страны приняло решение переименовать новую столицу – ей было дано имя Астана, что в переводе с казахского языка означает столица. С приданием городу столичных функций открылся новый этап в его развитии. Астана стала центром государственной, общественной и культурной жизни страны.
В строительстве Астаны помогали 71 город Казахстана, 135 заводов и более 400 строительных компаний. Каждый год в Астане появлялось порядка 60-100 объектов. Активное строительство Астаны позволило в десятилетний срок возвести в казахских степях новый современный город.
Прежнее же название города — Акмола (ранее Акмолинск). Есть несколько версий происхождения этого названия. Первая гласит, что город Акмола был назван в честь холма из известняка белого цвета. Вторая версия принадлежит византийскому автору Прокопиусу. Он писал своих трудах, что гунны называли «мола» высокий холм или крепость. И третий вариант: Акмола всегда была главным центром ярмарок рогатого скота, известной изобилием и разнообразием мясомолочных продуктов (кумыс, айран, курт, шубат и т.д.). Следовательно, название города переводится как «белое святое место» или «белое изобилие».
В Казахской советской энциклопедии написано, что «Акмола — это сооружение из белого камня, над четырехугольными стенами которого воздвигнут купол, напоминающий верхнюю часть юрты или половинку шара. Сверкающий на солнце купол был виден издалека, что и придавало особую красоту берегам реки Есиль». Поэтому название Акмола и стало названием этого края.
Степи Акмолы издревле были местом, где встречались различные культуры и цивилизации. В середине первого тысячелетия до н.э. историк Геродот упоминал маршрут через Большую Степь (позже Великий Шелковый путь), который пролегал именно здесь. Караванные пути способствовали расцвету торговли и кустарного промысла в городах, традиционно занятых животноводством и сельским хозяйством.
Сегодня столица Казахстана Астана становится все более привлекательной как для жителей страны, так и для иностранных гостей. Актуальный архитектурный стиль Астаны, сочетающий в себе лучшие традиции восточной и европейской культуры, точнее всего демонстрирует облик Астаны как центра политики, культуры и экономики.
Всего за несколько лет преобразился городской пейзаж Астаны. И даже сегодня столица Казахстана Астана продолжает активно застраиваться. Стал другим и вид ночного города — красивая подсветка зданий, новое уличное освещение, великолепные фонтаны на реки Ишим, набережная – все это черты современной Астаны. Сегодня Астана – гордость Казахстана, символ объединения государства и воплощение национальной идеи. Развитие Казахстана тесно связано с будущим Астаны, по праву являющейся элементом нового образа Казахстана.
Наряду с местными фирмами новую столицу возводили турецкие, итальянские, французские, швейцарские компании. Ежегодно вступали в строй от 60 до 100 средних и крупных объектов. Ускоренные темпы строительства и всенародная поддержка позволили за 10 лет построить в степях Казахстана современный модернизированный город с неповторимым обликом и стилем.
При разработке архитектурной концепции города была учтена идея Президента Нурсултана Назарбаева о придании городу евразийского облика.
Автором генплана застройки Астаны стал известный японский архитектор Кишё Курокава, автор проектов музея Ван Гога в Амстердаме, международного аэропорта в Куала-Лумпуре и национального этнологического музея в Осаке. Создаваемые архитектурные ансамбли по генеральному проекту Курокавы сочетают в себе современный дизайн и азиатский колорит. Это придало городу неповторимый облик, а по красоте и высоте зданий город соперничает с Токио, Нью-Йорком и Дубаем.
Астана стала полигоном идей и для другого знаменитого архитектора – британца Нормана Фостера, признанного лидера архитектуры в стиле хай-тек. Норман Фостер – архитектор, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, обновленное здание Бундестага в Берлине и Коммерцбанка во Франкфурте-на-Майне – самого высокого небоскреба в Европе, перестроивший стадион Wembley в Лондоне и воздвигнувший знаменитую башню для корпорации Hearst в Нью-Йорке. Фостер является автором проекта одной из самых оригинальных построек Лондона – небоскреба-огурца Swiss Re.
В Астане Норман Фостер построил самый уникальный дом религий в мире – Дворец Мира. Команда архитектора также возвела новый развлекательный центр для столицы Казахстана – «Хан Шатыр».
В июле 1999 года город был удостоен премии ЮНЕСКО «Город мира», а в 2003 году отмечен ведущим мировым рейтинговым агентством Moody’s Investors Service. Молодая столица стала важной частью «казахстанского бренда». И уже имеет все основания для того, чтобы войти в число 30 лучших городов мира.
Современная столица Казахстана растет и преображается, становится все более привлекательной для жителей Казахстана и зарубежных гостей. Современный архитектурный стиль, в котором переплетаются лучшие традиции европейской и восточной культуры, наиболее полно отражает облик новой столицы как центра экономики, политики и культуры.
В рекордно короткие сроки изменился городской пейзаж, и город продолжает динамично застраиваться. Изменилось и ночное убранство города — ночной облик столицы, искусная подсветка зданий, огни уличного освещения, гирлянды, многоцветные фонтаны на реке Ишим, фонари набережной, яркие витрины магазинов, баров, ночных клубов.
Астана стала гордостью нового Казахстана, символом утверждения национальной идеи и объединения страны. Будущее Казахстана неразрывно связано с будущим Астаны, которая еще недавно воспринималось как «новая столица», а теперь является неотъемлемой частью нового образа Казахстана, страны, устремленной в ХХI век.