А что у нас ?

Ка­за­хи яв­ля­ют­ся му­суль­ма­на­ми бо­лее ты­ся­чи лет. Во вто­рой по­ло­ви­не X ве­ка н.э. (а мес­та­ми и рань­ше) на­ши пред­ки — древ­ние тюр­ки сде­ла­ли свой ис­то­ри­чес­кий вы­бор, на­чав в мас­со­вой фор­ме при­ни­мать ис­лам. С это­го вре­ме­ни на­ша зем­ля ста­ла счи­тать­ся од­ной из окра­ин ис­лам­ской ци­ви­ли­за­ции, а му­суль­ма­не – не­отъ­ем­ле­мой частью ум­мы про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Свя­зи ка­за­хов с осталь­ны­ми стра­на­ми Дар уль-Ис­ла­ма (Ми­ра Ис­ла­ма) бы­ли весь­ма тес­ны­ми, бла­го­да­ря тор­гов­ле, хад­жу и пу­те­шест­ви­ям в по­ис­ках зна­ний. Тюрк­ские жен­щи­ны вос­пи­та­ли це­лую пле­я­ду зна­ме­ни­тых уче­ных ис­ла­ма с ми­ро­вым име­нем. В Ве­ли­кой Сте­пи за­ве­ты Ко­ра­на и ав­то­ри­тет Сун­ны Про­ро­ка был не­по­ко­ле­бим.

Не­да­ром Чо­кан Ва­ли­ха­нов пи­сал, что в ка­зах­ских аулах тот, кто не со­блю­да­ет обя­за­тель­ный на­маз и не дер­жит по­ст в свя­щен­ный Ра­ма­зан (ви­ди­мо, та­кие уже по­яви­лись в усло­ви­ях рас­прост­ра­не­ния рус­ско­го об­ра­зо­ва­ния и бы­та) не поль­зу­ет­ся ни­ка­ким ува­же­ни­ем сре­ди ро­ди­чей и не име­ет го­ло­са.

Од­на­ко с при­со­еди­не­ни­ем Ка­зах­ста­на к Рос­сий­ской им­пе­рии ка­за­хи на­ча­ли по­сте­пен­но от­да­лять­ся от Ис­ла­ма. Свою зло­ве­щую роль сыг­ра­ла рус­си­фи­ка­тор­ская по­ли­ти­ка ца­риз­ма и ре­а­ли­за­ция его пла­нов по хрис­ти­а­ни­за­ции Ве­ли­кой Сте­пи. На­при­мер, бы­ло ус­та­нов­ле­но "от­крыть жен­скую шко­лу для кир­гиз­ских де­виц, обу­чать рус­ской гра­мо­те для то­го, что­бы она, ког­да сде­ла­ет­ся же­ной кир­ги­за, ма­терью, то бу­дет  вли­ять на сво­е­го му­жа и де­тей и скло­нять их на рус­скую сто­ро­ну, где мы быст­ро до­бьем­ся ис­ко­ре­не­ния кир­гиз­ской гра­мо­ты и вве­дём гра­мо­ту рус­скую".

Борь­ба с Ис­ла­мом при­ня­ла но­вые фор­мы и то­таль­ный ха­рак­тер в эпо­ху за­си­лия ком­му­низ­ма. Уче­ные-ате­и­с­ты и идео­ло­ги Со­вет­ско­го Со­юза под­ня­ли зна­мя не­при­ми­ри­мой враж­ды про­тив Ис­ла­ма. С этой целью со­зда­ва­лись це­лые на­уч­ные кол­лек­ти­вы (ис­то­ри­ков, эт­но­ло­гов, пси­хо­ло­гов, со­цио­ло­гов, линг­вис­тов и т.д.), пе­ред ко­то­ры­ми сто­я­ла за­да­ча по­до­рвать вли­я­ние Ис­ла­ма на ду­хов­ную жизнь об­щест­ва. На­ме­рен­но под­вер­га­лась ре­ви­зии и от­кро­вен­ной фаль­си­фи­ка­ции ли­те­ра­ту­ра (осо­бен­но фольк­лор), ис­то­рия и тра­ди­ция ка­за­хов.

Осо­бую ис­те­рию у не­добро­же­ла­те­лей Ис­ла­ма вы­зы­вал и вы­зы­ва­ет му­суль­ман­ский пла­ток – сим­вол чис­то­ты и по­ря­доч­нос­ти му­суль­ман­ских жен­щин. Пе­ред эт­но­ло­га­ми и ли­те­ра­то­ра­ми СССР был по­став­лен со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­кий за­каз: по­ка­зать и до­ка­зать в сво­их «на­уч­ных тру­дах» и про­из­ве­де­ни­ях, что гор­дая степ­няч­ка ни­ког­да не но­си­ла хид­жаб, по­то­му что от­каз от хид­жа­ба трак­то­вал­ся ею как при­знак сво­бо­до­лю­бия. Ко­неч­но же о вы­со­кой и по­чет­ной ро­ли са­у­ке­ле в жиз­ни ка­зах­ско­го на­ро­да они скром­но умал­чи­ва­ли. По­ис­ти­не, не­удоб­ный факт: ведь са­у­ке­ле – не что иное как хид­жаб, прос­то на свой тра­ди­ци­он­ный тюрк­ский ма­нер. Как на­вер­ное им жаль, что ин­фор­ма­цию про са­у­ке­ле не­льзя сте­реть из ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти ка­зах­ско­го на­ро­да…

В этом го­ду на­ша стра­на от­ме­тит 20-ле­тие сво­ей Не­за­ви­си­мос­ти. За эти го­ды Ис­лам стал все­объ­ем­лю­щим об­ра­зом жиз­ни для мно­гих ка­за­хов. Все боль­ше и боль­ше граж­дан Ка­зах­ста­на (осо­бен­но мо­ло­дежь) на­чи­на­ет дер­жать по­ст и чи­тать обя­за­тель­ный пя­ти­крат­ный на­маз. Осо­бен­но ра­ду­ет уве­ли­че­ние жен­щин в хид­жа­бах, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не чем иным, как ко­ро­на­ми ис­тин­ных му­суль­ма­нок.

Но не­смот­ря на вну­ши­тель­ные успе­хи Ис­ла­ма за го­ды не­за­ви­си­мос­ти, в на­ше вре­мя на­хо­дят­ся не­ма­ло лю­дей, ко­то­рым по­че­му-то хид­жаб ме­ша­ет нор­маль­но жить и дей­ст­ву­ет на них слов­но крас­ная тряп­ка на бы­ка. Лю­ди вы­сту­па­ю­щие про­тив но­ше­ния хид­жа­ба пов­то­ря­ют на­бив­шие оско­ми­ну сло­ва о том, что сво­бо­до­лю­би­вая ка­заш­ка на про­тя­же­нии всей ис­то­рии на­ше­го на­ро­да яко­бы не но­си­ла хид­жаб. По их утверж­де­нию, хид­жаб – это ат­ри­бут одеж­ды араб­ской жен­щи­ны. А на­ши де­вуш­ки долж­ны хо­дить нор­маль­но оде­ты­ми, по-со­вре­мен­но­му, т.е. по­лу­го­лы­ми как на За­па­де.

До­пус­каю мысль, что по­доб­ные ра­де­те­ли о ка­заш­ках (по-ка­зах­ски «жа­на­шыр») не зна­ют, что хид­жаб яв­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­ной обя­зан­ностью каж­дой ве­ру­ю­щей жен­щи­ны. При­чем, эта обя­зан­ность за­креп­ле­на не в дек­ла­ра­тив­ных и без­жиз­нен­ных нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах, а в Кон­сти­ту­ции че­ло­ве­чест­ва – Ко­ра­не, ко­то­рый яв­ля­ет­ся Сло­вом Ал­ла­ха.

В Свя­щен­ном Ко­ра­не при­ка­за­но: «Пусть они не вы­став­ля­ют на­по­каз сво­их при­крас, за ис­клю­че­ни­ем тех, ко­то­рые вид­ны, и пусть при­кры­ва­ют сво­и­ми по­кры­ва­ла­ми вы­рез на гру­ди и не по­ка­зы­ва­ют сво­ей кра­сы ни­ко­му, кро­ме сво­их му­жей, или сво­их от­цов…» (ан-Нур, 31);

«О Про­рок! Ска­жи тво­им же­нам, тво­им до­че­рям и жен­щи­нам ве­ру­ю­щих муж­чин, что­бы они опус­ка­ли на се­бя (или сбли­жа­ли на се­бе) свои по­кры­ва­ла» (аль-Ах­заб, 59).

Так­же име­ет­ся мно­жест­во ха­ди­сов Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) и вы­ска­зы­ва­ний ис­лам­ских уче­ных о ве­ли­кой ро­ли хид­жа­ба. Из все­го вы­ше­ука­зан­но­го ор­га­ни­чес­ки сле­ду­ет, что хид­жаб – это не дань мо­де (быть по­хо­жи­ми на ара­бок или па­кис­та­нок), а ре­ли­ги­оз­ная обя­зан­ность, за со­блю­де­ние ко­то­рой че­ло­век бу­дет су­ро­во спро­шен в Суд­ный день.

Лю­ди под­вер­га­ю­щие на­пад­кам хид­жаб, обыч­но на­чи­на­ют с на­па­док на па­ран­ж­ду. Хо­тя меж­ду ни­ми есть боль­шая раз­ни­ца, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в том, что по еди­но­душ­но­му мне­нию ос­нов­ных ис­лам­ских уче­ных со­вре­мен­нос­ти но­ше­ние па­ранд­жы яв­ля­ет­ся до­пус­ти­мым дей­ст­ви­ем, а но­ше­ние хид­жа­ба – обя­зан­ностью. Если ко­му-то не нра­вит­ся па­ранд­жа – это его мне­ние, по­зи­ция от­дель­ной лич­нос­ти. Не нра­вит­ся хид­жаб, то хо­тя бы по­мол­чи: со­блаз­ны это­го ми­ра и так и под­тал­ки­ва­ют че­ло­ве­ка к гре­ху.

А у вас?

— А у нас се­год­ня кош­ка

Ро­ди­ла вче­ра ко­тят.

Ко­тя­та вы­рос­ли не­множ­ко,

А есть из блюд­ца не хо­тят!

Не мо­гу не при­вес­ти в при­мер но­вей­шую ис­то­рию Тур­ции. Центр ис­лам­ско­го ми­ра (по сво­ей су­ти, Ха­ли­фат) пе­ре­жил ве­ли­кие го­не­ния на хид­жаб. В не­дав­нем про­ш­лом в хид­жа­бе не­льзя бы­ло за­хо­дить в лю­бые свет­ские учеб­ные за­ве­де­ния стра­ны. В Тур­ции ца­ри­ла жес­то­кая дис­кри­ми­на­ция по ре­ли­ги­оз­но­му при­зна­ку. Это ко­неч­но же пло­ды на­пря­жен­ной ра­бо­ты за­ру­беж­ных кол­лег «на­ших вос­то­ко­ве­дов». По­ис­ти­не, шай­тан и в Аф­ри­ке шай­тан. Од­на­ко, по во­ле Ал­ла­ха, про­бле­ма хид­жа­ба в Тур­ции ме­ня­ет­ся с точ­ностью до на­обо­рот. Уси­ле­ние ис­лам­ско­го фак­то­ра по­вли­я­ло на от­но­ше­ние влас­тей к хид­жа­бу. Да и са­ма власть (Пар­тия спра­вед­ли­вос­ти и раз­ви­тия Эр­до­га­на) при­шла к ней под ло­зун­га­ми ис­лам­ско­го воз­рож­де­ния. Ту­рец­кий на­род вер­нул се­бе ре­ли­гию Ал­ла­ха и вер­нул му­суль­ман­ке ее свя­щен­ное пра­во на но­ше­ние хид­жа­ба.

А у нас?

— А у нас огонь по­гас —

Это раз!

Гру­зо­вик при­вез дро­ва —

Это два!

Га­зе­ты раз­ных мас­тей чуть ли не еже­не­дель­но со­об­ща­ют нам, что из-за но­ше­ния хид­жа­ба ди­рек­то­ра учеб­ных за­ве­де­ний не пус­ка­ют на за­ня­тия уче­ниц и сту­ден­ток. Па­ра­докс, по­то­му что эти дей­ст­вия про­ти­во­ре­чат Ос­нов­но­му За­ко­ну Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан — Кон­сти­ту­ции, 15-ий юби­лей ко­то­рой тор­жест­вен­но от­ме­ча­ли у нас в стра­не в ав­гус­те про­ш­ло­го го­да.

А ведь во вто­ром пунк­те 14-ой статьи на­шей Кон­сти­ту­ции ска­за­но: «Ни­кто не мо­жет под­вер­гать­ся ка­кой-ли­бо дис­кри­ми­на­ции по мо­ти­вам про­ис­хож­де­ния, со­ци­аль­но­го, долж­ност­но­го и иму­щест­вен­но­го по­ло­же­ния, по­ла, ра­сы, на­цио­на­ль­нос­ти, язы­ка, от­но­ше­ния к ре­ли­гии, убеж­де­ний, ме­с­та жи­тель­ст­ва или по лю­бым иным об­сто­я­тель­ст­вам».

Пунк­ты 1-ая и 2-ая статьи 17-ой Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан гла­сят: «До­сто­ин­ст­во че­ло­ве­ка не­при­кос­но­вен­но. Ни­кто не дол­жен под­вер­гать­ся пыт­кам, на­си­лию, дру­го­му жес­то­ко­му или уни­жа­ю­ще­му че­ло­ве­чес­кое до­сто­ин­ст­во об­ра­ще­нию или на­ка­за­нию».

Пункт 1-ый статьи 18-ой Ос­нов­но­го За­ко­на стра­ны за­креп­ля­ют: «Каж­дый име­ет пра­во на не­при­кос­но­вен­ность част­ной жиз­ни, лич­ную и се­мей­ную тай­ну, за­щи­ту сво­ей чес­ти и до­сто­ин­ст­ва».

Пункт 1-ый статьи 19-ой Кон­сти­ту­ции РК про­пи­сы­ва­ет: «Каж­дый впра­ве опре­де­лять и ука­зы­вать или не ука­зы­вать свою на­цио­на­ль­ную, пар­тий­ную и ре­ли­ги­оз­ную при­над­леж­ность».

Пункт 1-ый статьи 22-ой Кон­сти­ту­ции РК утверж­да­ет: «Каж­дый име­ет пра­во на сво­бо­ду со­вес­ти».

Пункт 1-ый статьи 34-ой Кон­сти­ту­ции РК под­чер­ки­ва­ет: «Каж­дый обя­зан со­блю­дать Кон­сти­ту­цию и за­ко­но­да­тель­ст­во Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, ува­жать пра­ва, сво­бо­ды, честь и до­сто­ин­ст­во дру­гих лиц».

Вы­во­ды де­лай­те са­ми…

Па­ра­докс на па­ра­док­се. В на­ше вре­мя, ког­да мо­ло­дые жен­щи­ны хо­дят по ули­цам в одеж­де, по­кры­ва­ю­щей чуть боль­ше, чем их ниж­нее белье, и это счи­та­ет­ся нор­маль­ным, ког­да весь об­раз жиз­ни при­зы­ва­ет жен­щи­ну вы­гля­деть на­столь­ко сек­су­аль­но при­вле­ка­тель­ной, на­сколь­ко она спо­соб­на, ког­да де­вуш­ка или жен­щи­на ис­пы­ты­ва­ет ра­зо­ча­ро­ва­ние от то­го, что не все по­во­ра­чи­ва­ют го­ло­вы в ее сто­ро­ну, жен­щи­ны, не при­ни­ма­ю­щие все­го это­го и не же­ла­ю­щие вес­ти се­бя по­доб­ным об­ра­зом, счи­та­ют­ся весь­ма стран­ны­ми.

Это при­скорб­ный слу­чай дис­кри­ми­на­ции, по­то­му что на са­мом де­ле есть мно­го де­ву­шек и жен­щин, скром­ных по на­ту­ре, во­все не же­ла­ю­щих вы­став­лять се­бя на­по­каз и не ис­пы­ты­ва­ю­щих ка­ких-ли­бо не­при­ят­ных чувств от то­го, что они не при­вле­ка­ют по­хот­ли­вых взгля­дов. И в этом им по­мо­га­ет эф­фек­тив­ная за­щи­та – хид­жаб, во­круг ко­то­ро­го в не­ко­то­рых стра­нах ми­ра (Фран­ция, Гер­ма­ния, Да­ния, Ан­глия и т.д.) не пре­кра­ща­ет­ся ярост­ная по­ле­ми­ка.

Но­ше­ние хид­жа­ба – один из тех мо­мен­тов, ко­то­рые, как ни стран­но, об­щест­во сде­ла­ло про­бле­мой для де­ву­шек и жен­щин, при­няв­ших Ис­лам и ре­шив­ших­ся из­ме­нить свой стиль одеж­ды, а так­же на­деть пла­ток. По иро­нии судь­бы эти скром­ные и за­стен­чи­вые жен­щи­ны вы­нуж­де­ны чув­ст­во­вать се­бя весь­ма не­лов­ко, ког­да, ме­няя преж­ние при­выч­ки, ока­зы­ва­ют­ся пред­ме­том при­сталь­но­го вни­ма­ния пуб­ли­ки.

Одеж­да му­суль­ман­ки – это не на­ка­за­ние и не ис­пы­та­ние, а воз­мож­ность вы­гля­деть бла­го­род­ной и жен­ст­вен­ной, не вы­зы­вая при этом же­ла­ний пло­ти. "По­кры­тые жен­щи­ны" – это не обя­за­тель­но не­вин­ные де­вуш­ки. Сре­ди них мо­гут быть и мно­го­дет­ные ма­те­ри, и жен­щи­ны, вы­хо­див­шие за­муж не один раз.

Хид­жаб не яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем лож­ной скром­нос­ти, но он не­сет лю­дям опре­де­лен­ное по­сла­ние: во-пер­вых, что жен­щи­на при­ня­ла ре­ше­ние по­ко­рить­ся Божь­ей во­ле в каж­дом ас­пек­те сво­ей жиз­ни, и, во-вто­рых, что она хо­чет, что­бы ее це­ни­ли за ее ха­рак­тер и добрые де­ла, а не за то, что она кра­си­ва, строй­на и сек­су­аль­на.

И по­след­нее: как бы­ло ска­за­но вы­ше, во мно­гих не­му­суль­ман­ских стра­нах идет ярост­ная по­ле­ми­ка про­тив хид­жа­ба. При­ни­ма­ют­ся дис­кри­ми­на­ци­он­ные за­ко­ны, на­прав­лен­ные про­тив жен­ско­го му­суль­ман­ско­го плат­ка (хо­тя есть не­му­суль­ман­ские стра­ны где но­ше­ние хид­жа­ба аб­со­лют­но не вы­зы­ва­ет ни­ка­ких про­блем). За­бе­гая впе­ред, ска­жу что при­тес­не­ния хид­жа­ба — это пус­тая тра­та вре­ме­ни и ог­ром­ный вред для по­до­бных стран, ибо ска­за­но Ал­ла­хом: «Они хо­тят по­га­сить свет Ал­ла­ха сво­и­ми ус­та­ми, но Ал­лах со­хра­нит Свой свет, да­же если это и не­на­вист­но не­ве­ру­ю­щим» [Ко­ран, 61:8]. В этой свя­зи, ка­зах­ско­му на­ро­ду, свы­ше 70% ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся му­суль­ма­на­ми (по дан­ным по­след­ней пе­ре­пи­си на­се­ле­ния) бы­ло бы прос­то не­при­ем­ле­мо не пе­ре­жи­вать за судь­бу хид­жа­ба в Ка­зах­ста­не. А по­ка что…

А что у нас?

А у нас в квар­ти­ре газ…


Фо­то:

http://www.kazakhistory.ru/post19.html

http://juma.kz/gallery/hijab/

http://muslimwomen.com.kz/



2 комментария

  1. Клара on

    Гонения на хиджаб — это одно из испытаний Аллаха и шанс для сплочения уммы Пророка. А то кушая халал-колбасу и халал-гриль, смотря с радостью на окружающую нас действительность, мы забываем о духовном развитии и совершении благих дел, как-будто у нас в кармане лежит билет — «Конечная остановка — Рай».

Оставить ответ