Вокруг света с Нусретом Колпаном

Художник в 80-х

Турецкий художник XX века, миниатюрист и архитектор, Нусрет Колпан (Nusret Colpan) создавал произведения в редкой технике и в оригинальном стиле. Его работы исполнены с большим интересом и любовью. А наибольшее внимание художник уделил достопримечательностям Турции.

Нусрет Колпан (1952–2008) за 30 лет творческой деятельности создал более трехсот миниатюр, затронув разные темы: города мира, история и традиции Турции. Среди них выделяются работы «Москва», «Нью-Йорк», «Кёльн», «Париж», «Венеция», но доминируют города и достопримечательности Турции. Зачастую главными объектами турецких миниатюр являются мечети. Это неудивительно, ведь все прекрасное влечет художников, а что в архитектуре может превзойти Дом Аллаха?!

На творчество Нусрета Колпана повлияли произведения Матракчи Насуха (Matrakci Nasuh), который жил в период Сулеймана Великолепного. Сопоставив работы двух мастеров, становятся очевидны общие композиционные приемы. Например, в одной миниатюре присутствуют две перспективы: фронтальная и плоская (вид сверху). Убедиться в этом можно на работах Нусрета Колпана.

В миниатюре «Беязит» (Beyazid) вертикальное сооружение слева изображено во фронтальной плоскости, а красные крыши домов — как вид сверху. Кстати, именно такой метод, совмещение двух перспектив, применяли художники Древнего Египта. Далее интересно отметить, что сиреневая мечеть, Беязит, наклонена вправо, а голубой тротуар — влево, что создает противопоставление и движение в композиции. Этот же тротуар делит композицию на две части. В нижней — доминируют зеленые цвета. Деревья разных оттенков создают ритм, который «оживляют» темно-зеленые растения. Малочисленные красные крыши служат цветовой поддержкой верхней части композиции, в которой доминируют оттенки красного и плотный сиреневый цвета. Последний цвет является поддержкой сиреневой мечети. Спирали слева, схожие по пластике с облаками в древней китайской живописи, характерны для большинства работ мастера.

Анализируя произведение искусства, необходимо уделить внимание истории главного объекта. Это мечеть Беязит, названная именем построившего ее в 1500–1505 гг. султана, похороненного в ней. Она стоит на шумной площади Беязит между Гранд Базаром и Стамбульским университетом. Интересно, что минареты не прилегают к основному зданию, как обычно, но — к его пристройкам и удалены друг от друга на 79 метров. Мечеть является старейшей в Турции, однако первой была Фатих, разрушенная землетрясением.

Следующая работа — «Мечеть роз» (Gul Camii, Гюль Джами) — обладает вышеописанными композиционными элементами. Между тем интересна ее история. «Мечеть роз» изначальна была христианским храмом, а реконструкцию провели лишь спустя 200 лет владычества Османской Империи. Касательно названия есть две версии. Первая: роскошными розами был украшен алтарь, увиденный янычарами, что подсказало им название. Вторая: названа по имени первого имама мечети Гюль-баба.

Спираль, как структурообразующий элемент композиции, очевидна в работе «Чанаккале» (Canakkale), «Кыз кулеси» (Kiz kulesi), «Анадолухисар» (Anadoluhisari). В «Чанаккале» (это город, порт и административный центр, расположенный на побережье пролива Дарданеллы) расширяющаяся из центра спираль прерывается другими изобразительными элементами, коих множество, и также много разных перспектив. Очевидно, что автор смотрит на мир под разными углами. Предположительно, такая черта характерна для мастеров, работающих в горно-холмистой местности.
Т. е. ландшафт формирует восприятие.

Принципиальное композиционное отличие имеют работы «Бешикташ» (Besiktas), «Бурса» (Bursa), «Гедже сефаси» (Gece sefasi), где основное содержание заключено в прямоугольник, разомкнутый в разных частях.

Рассмотрев работы мастера, можно сказать, что для него характерно следующее: совмещение нескольких перспектив в одном произведении; использование разных композиционных структур; детализация.

Творчество Нусрета Колпана богато и разнообразно. Помимо изображения мечетей и городов, художник создал миниатюры, посвященные 700-летию Османской Империи, Ноеву ковчегу, сражению у Превезе (между флотом Османской империи и коалицией флотов Испании и Италии). Он также известен как художник и архитектор.

Нусрет Колпан продолжил дело своего учителя Сухейла Унвера (Suheyl Unver) и напомнил зрителю о забытой технике миниатюры.

Левон (Асадуллах) БЕДОЕВ
http://www.idmedina.ru

Нусрет Чолпан 2005

Нусрет Колпан 2005

Турция

Чанаккале

Гюль Джамий

Бейязид4bursa.jpg

Бешикташ

Бешикташ

Iznik

Изник 

Kizkulesi

Кизкулес

Анадолухисар

Анадолухисар

Fetih

Фетих

Gecesefas

Gecesefas

Топкапы Сарайи

Топкапы Сарайи

Bogazici

Богазичи

Halic

Халик

Rumelikavagi

Румели Каваги

Плитка. 700 лет Османской империи

Aynoroz2metro3.jpg3metro4.jpg4metro6.jpg5gemilerkarada.jpg6kadirhas.jpg7preveze.jpg
1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg

Остальной мир

Мадина

Мадина

Мечеть Хирка-и-Сериф

Мечеть Хирка-и-Сериф

Buhara

Бухара

külliye

Куллия

Мостар

Мостар

Ахмет Есеви

Ахмет Ясави

Nuhun Gemisi

Нухун Джамиси

Avustralya

Авустралия (Австралия)

Кельнский

Кельнский

Кудус

Кудус

Московская обл

Московская обл

Нью-Йорк

Нью-Йорк

Венеция

Венеция (Венеция)

Париж

Париж



Оставить ответ