Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II был великим воином и правителем могущественного среднеазиатского государства. В начале XIII века его армии громили войска Каракитайского ханства и Гуридского султаната. Сам Мухаммед II с гордостью носил перстень, на котором была выгравирована надпись: «Тень Аллаха на земле».
В это время другой завоеватель — Чингиз-хан — вел тяжелую войну с Китаем. Одновременно с этим, он внимательно следил за событиями в Хорезме. А для этого правитель Монгольской империи под видом купцов посылал в Хорезм своих шпионов. Чингиз-хана интересовало состояние дел в области обороны Хорезма.
Одним из крупнейших городов Хорезма был Отрар, который арабы называли Фараб. Он был расположен на Великом шелковом пути и был перевалочной базой для товаров, которые прибывали из Китая. В начале XIII века население Отрара превышало 200 тысяч человек, тем самым делая его одним из самых больших городов тогдашнего мира.
По мнению ряда современных ученых, в Отраре существовала большая библиотека, которая по богатству своей коллекции могла соперничать со знаменитой Александрийской библиотекой, уничтоженной еще в период раннего средневековья.
Возможно, что именно благодаря библиотеке Отрар был известен не только как город купцов и ремесленников, но и как крупный научный центр исламского мира. Неслучайно, именно в Отраре родился и сделал свои первые шаги на поприще науки выдающийся мусульманский ученый, философ и математик Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби.
Накануне монгольского завоевания правителем Отрара был Гайир-хан, известный также под именем Иналчук, дядя хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда II. Гайир-хану было суждено сыграть роковую роль в судьбе Отрара. Вот что об этом сообщаетРашид ад-Дин в своей хронике:
«Когда послы и купцы [Чингиз-хана] прибыли в город Отрар, тамошним эмиром был некто по имени Иналчук. Он принадлежал к родственникам Туркан-хатун, матери султана, и стал известен под прозвищем «Гайир-хан». В группе купцов был один индус, который в прошлые дни имел с ним знакомство; Иналчук по принятому [им] обычаю приглашал его к себе, тот же, возгордившись величием своего хана [Чингиз-хана], не проявлял к нему [должного] уважения. Гайир-хан на это сердился, да кроме того он позарился и на их [купцов] добро. Задержав их, он послал посла к султану в Ирак с уведомлением о [караване Чингиз-хана и о] положении [купцов].
Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингиз-хана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества. Он не понял того, что с разрешением их убийства и [захвата их] имущества станет запретной жизнь [его собственная и жизнь его подданных]. Гайир-хан, согласно приказу [султана], умертвил их, но [тем самым] он разорил целый мир и обездолил целый народ».
Когда Чингиз-хан узнал о гибели своих людей, он потребовал от Ала ад-Дина Мухаммеда II жестоко наказать правителя Отрара, но хорезмшах проигнорировал требование монгольского правителя. Тогда Чингиз-хан отозвал свою армию из Китая, направив ее на Хорезм. Первой жертвой монгольской армии должен был стать Отрар.
Военные силы хорезмшаха значительно превосходили по численности войска Чингиз-хана, но Ала ад-Дин Мухаммед II избрал неверную тактику, которая и погубила его империю. Вместо того чтобы собрать все силы в один кулак и разгромить монголов в сражении, он разместил армию в многочисленных гарнизонах, которые охраняли важнейшие города Хорезма.
Отрар защищала целая армия во главе с Гайир-ханом. По подземному каналу в город беспрепятственно поступало вдоволь воды, а запасы продовольствия были огромны. На протяжении нескольких месяцев монголы не могли захватить город. За это время они успели взять Бухару и Самарканд. Но Отрар продолжал мужественно отбивать атаки завоевателей.
Лишь после того как монголы нашли и перекрыли поступление воды в Отрар, у защитников начались проблемы. В этот момент часть гарнизона во главе с предателем Караджей перешла на сторону монгольской армии. Но и после этого сражение продолжалось. На защиту города встали даже дети и старики. Лишь спустя семь месяцев с начала осады, монголам удалось ворваться в крепость, где они учинили страшную резню. Гайир-хан попал в плен к Чингиз-хану и был казнен с особой жестокостью.
Победители с презрением отнеслись к предателю Карадже. После падения Отрара его лично казнил Джучи, сын Чингиз-хана. Монголы захватили все крепости Хорезма и продвинулись далеко на Запад.
Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II был тяжело болен и не мог продолжать сопротивление. Через некоторое время он умер на одном из островов в Каспийском море. По свидетельству историков, он скончался в полной нищете. У него не нашлось даже денег на погребальный саван. Слуге хорезмшаха пришлось отдать свою рубаху, чтобы обернуть труп повелителя перед погребением.
Монголы полностью разрушили Отрар. В городе не осталось жителей, и он на многие десятилетия был забыт и заброшен. Что касается отрарской библиотеки, то ее след затерялся в туркестанских песках.
Снова о библиотеке вспомнили лишь во второй половине ХХ века. Впервые это сделал казахстанский ученый и государственный деятель Шахмардан Есенов. Он выдвинул идею о том, что библиотека не была уничтожена, а была спрятана защитниками Отрара накануне штурма города монголами.
Эту идею поддержали многие историки и археологи. В городе начались масштабные раскопки, которые принесли множество интересных находок. Однако среди них не было и намека на древние книги или рукописи. Неудачи археологов стали причиной того, что некоторые историки, проведя тщательное изучение документов периода падения Отрара, выступили с опровержением идеи существования в городе библиотеки. Согласно их утверждению, нет ни одного факта и ни одного исторического документа, в котором упоминается отрарское книгохранилище.
Однако совсем недавно, ректор университета «Кайнар» Еренгаип Омаров, сообщил, что, по его мнению, в окрестностях Отрара существуют катакомбы, именно там и спрятаны книжные сокровища древнего Хорезма. Вероятно, на эту идею Омарова натолкнули находка Кумранских рукописей – свитков Мертвого моря, которые были случайно обнаружены в 1947 году в пещерах на территории Палестины.
Как бы то ни было, раскопки в Отраре и его окрестностях уже дали массу важнейших для науки находок. Впереди еще много работы и вполне возможно, что совсем не далеко то время, когда будут найдены манускрипты древней хорезмийской цивилизации.
Александр Степанченко
http://islam.plus