Что было ниспослано из Корана первым?

С самого начала первого ниспосланного аята, мусульмане проявляли к вахй особый интерес. Первые мусульмане умело отличали аяты по периодам и местам их ниспослания. Они хорошо знали аяты, которые были ниспосланы в Мекке, в Медине, в Таифе, в Джухфе, в Кудсе, в Худайбии и других окрестностях. Они знали какие аяты были ниспосланы ночью, а какие днем, какие летом, а какие зимой, какие аяты в пути, а какие дома, а также те аяты, которые были ниспосланы первыми и те, которые были ниспосланы последними.

В этом вопросе следует придерживаться одного правила: наши знания о периодах и местах ниспослания аятов основывается исключительно на высказываниях сподвижников и табиинов[1]. И здесь нет места иджтихаду[2], кроме как в выборе учеными того или иного суждения предшественников.

Относительного того, что было ниспослано первым из Корана, а что последним, возникли некоторые расхождения среди сподвижников и табиинов. Каждый из них передавал то, что было у него из знаний и те сведения, кторые дошли до него в качестве довода того или иного суждения. Бывало, что при передаче сведений о том или ином аяте они говорили об их ранних периодах ниспослания, однако учениками понималось это как абсолютная и конкретная первичность, в следствии чего возникали разногласия.

Некоторые богословы высказали мнение, что первыми аятами были ниспосланы аяты из суры аль-Мудассир.  Доводом они избрали хадис, извлечённый Бухари от Абу Салямы бин Абд Ар-Рахмана бин Ауфа, который спросил Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен ими Аллах): «Что из Корана было ниспослано первым?» Он ответил: «О завернувшийся!»[3].

Исследовав данный хадис, богословы пришли к суждению об общей первичности суры, то есть об ее раннем периоде ниспослания, но не первой в порядковом плане. То есть эта сура была ниспослана первой после прерывания откровения и первой указывала Пророку на начало его миссии в целом, тогда как сура аль-Аляк – которая также претендует на абсолютную первичность – возвещает Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о начале возложенного на него пророчества.

Также богословы сказали, что Джабир (да будет доволен им Аллах) извлек данное мнение на основе иджтихада, но не на основе прямой передачи от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в таком случае хадис переданный от Аишы (да будет доволен ею Аллах) об абсолютной первичности суры аль-Аляк, будет приоритетней.

Множество подобных доводов, утверждающих, что сура Аль-Мудассир является первой ниспосланной сурой из Корана – являются не убедительными.

Друга категория богословов высказала мнение о том, что первой была ниспослана сура аль-Фатиха; третьи сказали аят «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного», и у каждого из этих категорий богословов также имелись свои определенные доводы.

Обобщая все высказывания и доводы, Аль-Кади Абу Бакр Аль-Бакилани (ум. 402 г.х.) в своей книге «аль-интисар», по свидетельству Аз-Заркаший (ум. 794 г.х.) сказал следующее: «Первым были ниспосланы аяты суры аль-Аляк, первыми аятами в качестве велений были ниспосланы аяты суры аль-Мудассир, а первой целиком и сразу ниспосланной сурой была сура аль-Фатиха».[4] Однако по мнению Имама Ан-Навави (ум. 676 г.х.) высказывание муфассиров[5] о том, что – первой сурой, ниспосланной из Корана, является сура аль-Фатиха – имеет больше несостоятельности и приводить об этом лучше не стоит, а Аллах лучше знает![6]

Таким образом, первое, что было ниспослано из Корана – это аяты суры аль-Аляк. Непререкаемым доводом данного суждения является достоверный хадис, передаваемый от Аиши, матери правоверных (да будет доволен ею Аллах) в котором говорится о первом приходе к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) ангела Джибриля с вахй, когда тот находился в пещере Хира.

Вот часть хадиса: Она сказала: «…пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!» − на что он ответил: «Я не умею читать!». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: «Читай!» Я сказал: «Я не умею читать!» Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: «Читай!» — и я (снова) сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: (Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…)[7]». [Аль-Бухари №3].

Затем вахй прервался и через некоторое время была ниспослана сура аль-Мудассир.

 

 

[1] Мусульмане, видевшие сподвижников

[2] В Исламе — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом.

[3] Т.е. сура аль-Мудассир.

[4] «Аль-бурхан». Аз-Заркаший 1/207,208

[5] Коментаторы Корана

[6] «Шарх сахих Муслим» Ан-Навави 2/208

[7] Сура аль-Аляк: 1-3 аяты.



Оставить ответ