Желтый крестовый поход

Ма­ло-маль­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век зна­ет или ми­ни­мум слы­шал что-ни­будь про крес­то­вые по­хо­ды хрис­ти­ан-крес­то­нос­цев в стра­ны Ближ­не­го Вос­то­ка. Об этом на­пи­са­ны го­ры ли­те­ра­ту­ры, сня­ты ки­ло­мет­ры ви­део­лент ху­до­жест­вен­ных и до­ку­мен­таль­ных филь­мов. Од­на­ко ма­ло кто зна­ет, что по­ми­мо хрис­ти­ан­ских крес­то­вых по­хо­дов, был еще один по­ход – из­вест­ный в ос­нов­ном толь­ко спе­ци­а­лис­там-ис­то­ри­кам – жел­тый крес­то­вый по­ход, ко­то­рый был при­мер­но в то же са­мое вре­мя, ког­да и клас­си­чес­кие крес­то­вые по­хо­ды хрис­ти­ан.

В 1253 го­ду на бе­ре­гах Оно­на со­сто­ял­ся оче­ред­ной ку­рул­тай (съезд) мон­го­лов. На нем бы­ло при­ня­то ре­ше­ние при­со­еди­нить Иеру­са­лим к им­пе­рии по­том­ков Чин­гис­ха­на. Ру­ко­во­ди­те­лем по­хо­да на­зна­чен внук Чин­гис­ха­на – ца­ре­вич Ху­ла­гу. Ве­ли­кий хан мон­го­лов Мун­кэ не зря по­ста­вил ца­ре­ви­ча Ху­ла­гу во гла­ве жел­то­го крес­то­во­го по­хо­да; Ху­ла­гу был от­кры­тым по­чи­та­те­лем Майт­реи, мис­ти­чес­ко­го на­прав­ле­ния буд­диз­ма и его со­про­вож­да­ла сви­та из буд­дий­ских мо­на­хов-уй­гу­ров, ти­бет­цев и ки­тай­цев, ко­то­рые не­на­ви­де­ли му­суль­ман. К это­му по­хо­ду при­со­еди­ни­лись хрис­ти­а­не-не­сто­ри­а­не, царь Ма­лой Ар­ме­нии Ге­тум I со сво­им вой­ском и зять Ге­ту­ма ан­тио­хий­ский князь Бо­э­мунд.

Под­го­тов­ка во­ен­ной экс­пе­ди­ции бы­ла про­ве­де­на очень тща­тель­но. Что­бы со­хра­нить не­тро­ну­ты­ми паст­би­ща, ко­че­вое на­се­ле­ние со­гна­ли с марш­ру­та ар­мии, че­рез ре­ки на­ве­ли пон­тон­ные мо­с­ты и вы­зва­ли из Ки­тая ты­ся­чу спе­ци­а­лис­тов по ме­та­тель­ным ма­ши­нам. Вой­ско «жел­тых-крес­то­нос­цев», не­спеш­но про­дви­га­ясь, в ян­ва­ре 1256 го­да пе­ре­шло на ле­вый бе­рег Аму­дарьи. Но уже в 1257 го­ду оно лик­ви­ди­ро­ва­ло все кре­пос­ти ис­ма­и­ли­тов в Ира­не (чем, кс­та­ти, силь­но по­мог­ло му­суль­ма­нам) и в фев­ра­ле 1258 го­ду за­ня­ло Баг­дад.

За­няв Баг­дад, Ху­ла­гу, по прось­бе сво­ей же­ны-не­сто­ри­ан­ки, за­пре­тил уби­вать и гра­бить хрис­ти­ан всех ис­по­ве­да­ний. Он да­же по­да­рил дво­рец ха­ли­фа не­сто­ри­ан­ско­му пат­ри­ар­ху, ко­то­рый устро­ил в нем свою ре­зи­ден­цию.

Пра­ви­те­ли Ме­со­по­та­мии и Си­рии, быв­шие по­том­ка­ми до­блест­но­го Юсу­фа Са­лах ад-ди­на, ко­то­рый вер­нул му­суль­ма­нам Иеру­са­лим в 1187 го­ду и успеш­но сра­жал­ся с ан­глий­ским ко­ро­лем Ри­чар­дом Льви­ное Серд­це в 1192 го­ду, не­смот­ря на ге­ро­и­чес­кую храб­рость ста­ли жерт­ва­ми мон­го­ло-хрис­ти­ан­ско­го со­юза.

Не­на­висть участ­ни­ков по­хо­да по от­но­ше­нию к му­суль­ма­нам вы­ра­жа­лось хо­тя бы в том, что мон­го­лы ста­ли прак­ти­ко­вать пыт­ки при каз­ни плен­ных (че­го рань­ше за ни­ми в прин­ци­пе не на­блю­да­лось). Му­суль­ман­ские ме­че­ти в Алеп­по, Да­мас­ке, Ха­ме, Хом­се, Ба­ни­я­се го­ре­ли, а хрис­ти­ан­ские хра­мы укра­ша­лись на­граб­лен­ны­ми у му­суль­ман тро­фе­я­ми.

Вес­ной 1259 го­да мон­го­лы бы­ли уже у Га­зы. Мно­гим ка­за­лось, что дни гос­под­ст­ва ис­ла­ма со­чте­ны…

Все взгля­ды ис­лам­ско­го ми­ра бы­ли устрем­ле­ны на Еги­пет. А он не под­вел ча­я­ния сво­их брать­ев по ве­ре.

Итак, на от­ра­же­ние мон­го­ло-хрис­ти­ан­ской аг­рес­сии под­ня­лись под эги­дой свя­щен­ной вой­ны еги­пет­ские мам­лю­ки. А с мон­го­ла­ми у мам­лю­ков бы­ли лич­ные сче­ты. Поч­ти все они в свое вре­мя бы­ли за­хва­че­ны в плен мон­го­ла­ми и про­да­ны в раб­ст­во. Мно­гие из них сде­ла­ли хо­ро­шую во­ен­ную карь­е­ру в Егип­те и не хо­те­ли сно­ва тер­петь уни­же­ния. Сра­жа­лись ко­чев­ни­ки-мам­лю­ки не ху­же ко­чев­ни­ков-мон­го­лов. У них бы­ли та­лант­ли­вые пред­во­ди­те­ли – кып­ча­ки Ку­туз и Бей­барс. К то­му же мон­го­лы бы­ли утом­ле­ны дол­гим по­хо­дом, а му­суль­ма­не тща­тель­но под­го­то­ви­ли лю­дей, ло­ша­дей и во­ен­ную тех­ни­ку.

Не­ожи­дан­но про­тив мон­голь­ско­го вой­ска вы­сту­пи­ли крес­то­нос­цы, а ан­тио­хий­ско­го кня­зя Бо­э­мун­да пап­ский ле­гат от­лу­чил от церк­ви за со­юз с мон­го­ла­ми. Это бы­ло бы пол­бе­ды для мон­го­лов, а бе­да на­ча­лась чуть поз­же:  в 1259 го­ду про­тив мон­го­лов вос­ста­ли гру­зи­ны. И мон­го­лы, вмес­то то­го что­бы опе­реть­ся на гру­зин­ские вой­ска, истра­ти­ли свои ре­зер­вы на раз­гром Гру­зии (а это вре­мя в Па­лес­ти­не для них был до­рог каж­дый во­ин).

По­ход окон­чил­ся весь­ма про­за­и­чес­ки: в 1259 го­ду умер хан Мун­кэ. По мон­голь­ско­му обы­чаю, по­том­кам Чин­гис­ха­на нуж­но бы­ло ос­та­вить все де­ла и го­то­вить­ся при­быть на все­об­щий ку­рул­тай. Ху­ла­гу, ос­та­вив в Па­лес­ти­не 20 000 во­и­нов, вер­нул­ся в Иран. Ими ко­ман­до­вал ной­он Кит-Бу­ка.

Граф Си­до­на Жюль­ен без по­во­да и пре­дуп­реж­де­ния на­пал на мон­голь­ский пат­руль. В чис­ле уби­тых ока­зал­ся пле­мян­ник Кит-Бу­ки. Озлоб­лен­ные мон­го­лы раз­гро­ми­ли Си­дон.

3 сен­тяб­ря 1260 го­да мам­лю­ки на­го­ло­ву раз­би­ли мон­го­ло-ар­мян­ское вой­ско. 10 де­каб­ря 1260 го­да мам­лю­ки сно­ва вы­иг­ра­ли сра­же­ние с мон­го­ла­ми при Хом­се. Эту по­бе­ду одер­жал но­вый ли­дер мам­лю­ков сул­тан Бей­барс.

К счастью для му­суль­ман этот по­ход окон­чил­ся пол­ным про­ва­лом мон­го­ло-хрис­ти­ан­ско­го вой­ска. Од­на­ко до пол­но­го спо­кой­ст­вия на сред­не­ве­ко­вом Ближ­нем Вос­то­ке бы­ло еще да­ле­ко…



Оставить ответ