Правление мамлюков в Египте можно оценивать по-разному – от ярких до самых тёмных красок. Однако несомненным остается одно – мамлюки дали новый импульс развитию мусульманской цивилизации, которая к тому времени оказалась на грани катастрофы.
Предшественниками мамлюков можно считать гулямов – молодых и отважных воинов, в большей степени наёмников, нежели невольников, которые составляли гвардию в Халифате Аббасидов. Попавшие однажды в мусульманскую армию, наемники смогли достичь высочайшего уровня командования, в результате чего их часто назначали наместниками провинций.
Одним из таких наместников был Ахмад ибн Тулун, который правил Египтом с 868 г. Постепенно власть армейских военачальников становилась всё больше, что выражалось в предоставлении высоких полномочий.
Так, например, уже в 937 г. наместнику Египта было дано право носить титул ихшида, который фактической символизировал независимость. Незадолго до смерти преемника первого ихшида, Египет перешёл во власть наместника, приближенного ко двору. К моменту прихода Фатимидов реальным правителем страны являлся внук основателя династии.
Следует отметить, что в восточной части Халифата гулямами были в основном представители тюркских племён. Некоторые из них смогли основать и собственные государства со своими династиями, одним из которых, например, являлось государство Газнавидов, правители которого всё же выказывали номинальную подчиненность Аббасидам.
Что касается Египта, то там наёмники представляли две силы – выходцы с Востока и представители Африки. Африканцами в большей степени были нубийцы – чернокожие жители Судана. Выходцами с Востока же были не только тюрки, но и кавказцы, которых обычно называли черкесами, хотя среди них были представители разных народов Кавказа. Среди наёмников оказывались также и славяне.
Когда в Египте пришли к власти Аййубиды, они уже во многом опирались на наёмников, которых называли мамлюками. А через восемьдесят лет наёмники уже сами приходят к власти и основывают свои собственные династии.
Одним из выдающихся правителей династии Бахритов, которые находились у власти больше века и являлись представителями тюрков, был султан Бейбарс (этнический казах). Именно под его командованием в 1260 г. было остановлено наступление монгольского языческого хана Хулагу, который до этого огнем и мечом прошёлся по землям Аббасидского халифата, окончательно разрушив его.
Следует отметить, что одной из причин нападения монгольских войск на Халифат стало отвратительный поступок одного из автономных правителей Хорезма (хорезмшаха), который уничтожил монгольских послов, присланных к нему с торговой миссией. После такого унижения, разгневанные войска монголов крушили всё на своем пути, стремясь добраться до унизившего их хорезмшаха, который сбежал из столицы своего автономного государства, укрывшись на одном из островов Каспийского моря.
Завоевав практически все территории Аббасидов, за исключением южных провинций, войска монголов дошли до Сирии и Палестины, соприкоснувшись с египетскими владениями. Именно здесь и произошла знаменитая битва при Айн Джалуте, где войска хана Хулагу потерпели значительное поражение.
Понимая, что своими силами египтянам вряд ли удастся справиться с мощной монгольской армией, которая к тому же могла быстро пополнить свои ряды за счёт покорённых народов, султан Бейбарс делает великолепный дипломатический ход, обращаясь за помощью к хану Берке – дяде Хулагу. Дело в том, что к тому времени золотоордынский хан Берке уже принял Ислам, и мудрый султан Бейбарс знал об этом.
В одном из своих писем султан призывает «уничтожить общего врага» и подчёркивает, что «будет его в этом поддерживать». В ответ хан Берке пишет: «Пусть знает султан, что я сражался с Хулагу, с которым мы одной крови и плоти, для возвышения Великого Слова Божьего, пусть он знает о моей бескрайней любви к Исламу. Я сражался с Хулагу, потому что он вершит несправедливость, а те, кто делают это, являются неверными Аллаху и его Пророку ()…».
Также он просит Бейбарса, чтобы тот выслал вооружённые силы к переправам через Евфрат, чтобы отрезать любые пути для Хулагу. На это султан Бейбарс распоряжается, чтобы «отправили большое количество солдат со всех концов Египта …». Как видно из переписки, между двумя державами был заключен союз.
Но не только с монголами вынуждены были сражаться мамлюкские правители, ведь ещё со времен Фатимидов на землях Палестины оставались войска крестоносцев, которых частично изгнал из Палестины великий Салахуддин. Столкновения с крестоносцами продолжались и после его смерти, поскольку в Палестину организовывались новые походы.
Один из них, седьмой по счету, предпринятый французским королем Людовиком «Святым», окончился полным и безоговорочным поражением. Его войско было разгромлено, а сам он со своим ближайшим окружением попал в плен и был отпущен за большой выкуп. Решающую роль в этой победе сыграла армия мамлюков.
Но крестоносцы не успокоились и на этом, организовав ещё один, на этот раз последний поход, который также окончился полным провалом. Король Людовик «Святой» видимо никак не мог смириться со своей прошлой неудачей, но так и не понял, что его дело вовсе не святое.
В результате, потерпев несколько чувствительных поражений, войска крестоносцев потеряли практически все свои крепости, а сам король умер от «чёрной смерти», как называли в своё время чуму. В 1291 г. крестоносцы были полностью изгнаны со Святой земли и больше там не появлялись.
В 1390 г. власть в Египте оказывается в руках другой ветви мамлюков, представителями которой были в основном выходцы с Кавказа. Этих людей называли черкесами – им также пришлось отражать нападения и заключать союзы. Общим врагом для золотоордынских ханов и мамлюков стал Тамерлан. Однако на этот раз больших столкновений между ним и мамлюками не было, поскольку Тамерлан предпочитал громить своих соперников поодиночке.
Первым из них оказался ордынский хан Тохтамыш, вторым правитель османов Баязид. И хотя оба государства были разгромлены Тамерланом, тем не менее, он так и не решился напасть на владения мамлюков.
Конец независимому правлению мамлюков был положен османами, в результате успешных действий которых Египет вошёл в состав Османского халифата. Но даже после этого мамлюки сохраняли своё влияние ещё несколько веков.
Государство мамлюков в глазах современных читателей предстает этаким спартанским режимом, где «правило бал» исключительно военное ремесло, без каких-либо достижений в иных сферах. Между тем, согласно историческим данным, помимо военных достижений, существовали также и культурные.
Одним из таких достижений является создание первого арабо-кипчакского словаря. Были и другие словари, созданные в Египте, один из которых был посвящён сразу четырём языкам: арабскому, персидскому, тюркскому и монгольскому.
В период правления мамлюкских султанов было создано и множество художественно-литературных произведений, из которых, к сожалению, сохранились лишь некоторые экземпляры. Например, поэма «Хосров и Ширин», написанная на кипчакском языке, единственный список которой хранится в Парижской национальной библиотеке. Её автором является выходец из Дешт-и-Кипчака.
В 1391 г. завершил своё знаменитое произведение «Гулистан бит-тюрки» Саиф Сарани, кипчак из южно-русских степей, оно посвящено египетскому амиру тюркского происхождения Тайхасу.
Тюркоязычный перевод шедевра мировой литературы «Шахнаме» (начало XVI в.) в фотокопии и транскрипции опубликован в Варшаве в 1965 г. Этот половецкий перевод осуществлён Татар Али Эфенди, который работал над переводом в течении 10 лет. Книга издана по совету последнего мамлюкского султана.
Но самым значительным произведением, написанным на половецком языке в Египте, является поэма «Искандернаме». Там описываются события XIV в.: бегство султана Ахмеда из Багдада, поход Тимура в Турцию, смерть Баязида Молниеносного, смерть золотоордынсного хана Тохтамыша и др.
Следует отметить, что большинство поэтов и писателей того времени в этом регионе были выходцами из южно-русских степей, и на этом фундаменте в Египте, Сирии развивалась половецкая культура. Но связано это не столько с тем, что в Египте правили мамлюки, сколько с тесными дипломатическими, политическими и культурными связями с далекой родиной, где располагалась тогда Золотая Орда.
Многие представители тюркской литературы золотоордынского периода по тем или иным причинам переехали в Египет и там продолжали свою творческую и общественную деятельность. Таковыми, например, были Махмуд Ибн Фатшах Сараи (1374 г.), Руки ад-Дин Аль-Крыми (1377 г.), Саиф Сарани (139б), Ибн Мухаммад Аль-Крыми (1377 г.), Шихабеддин Сараш (известен как Маулана Заде Аль-Аджами 1398 г.), Махмуд Сараи Гулистани (1398 г), Махмуд Сараи Аль-Кахири (1399), Берке Факих и многие другие.
В период правления мамлюков в Египте жили и работали и два величайших историка того времени – аль-Макризи и Ибн Халдун, чьи труды оказали влияние и на европейские умы.
Так, при сравнительном анализе, становится очевидно, что известный Макиавелли использовал работы Ибн Халдуна. Известно также и то, что при Бахритах Египет славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда лечили катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами.
Таким образом, тюркские мамлюки в Египте отличились не только на полях сражений, как искусные воины и полководцы, но также внесли огромный вклад в развитие мировой литературы, поэзии, медицины, а также архитектуры. Примером архитектуры служит, в частности, одна из красивейших египетских мечетей в г. Фустате, которую построил ещё наместник Египта Ахмад ибн Тулун в 879 г. В Каире также сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире, среди которых несколько десятков мечетей.
И хотя среди мамлюков были и жестокие правители, чего к великому сожалению сложно избежать при наследственной форме правления, в целом историки отмечают подъём экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков.
Да, культурная среда действительно влияет на жителей, а исламская цивилизация, как известно, обладала и обладает до сих пор величайшим потенциалом для развития народов, примером чего стали и бывшие наёмники, благодаря которым мусульмане не только остановили монгольское нашествие и изгнали крестоносцев, но и возродили былое величие Халифата в самых различных областях, включая культуру и науку.
Анвер Агаев
http://www.islam.ru