Первой мировой державой в истории человечества была Ассирия. Будучи доминирующей из стран Переднего Востока в первой половине I тысячелетия до н.э., Ассирия не имела соперников, могущих противостоять ее великодержавным притязаниям. Геополитическая обстановка в конце II тысячелетия до нашей эры складывалась в пользу ассирийских царей: погибло Хеттское царство, Египет и Вавилония переживали упадок.
Статусом первой империи в истории человечества Ассирия была обязана одному из своих самых выдающихся царей – Тукульти-апаль-Эшарру (Тиглатпаласар) III (744-727 гг. до н.э.). Реформатор, блестящий полководец, выдающийся администратор, энергичный Тиглатпаласар III после своей смерти оставил своему сыну и преемнику Салманасару V (726-722) грандиозную империю, простирающуюся «от Верхнего моря, где закат солнца, до Нижнего моря, где восход солнца», т.е. от Средиземного моря до Персидского залива. Она управлялась хорошо организованной военно-бюрократической системой, и целостность ее поддерживалась войском, равного которому Передняя Азия до сих пор не знала.
За свою богатую событиями историю Ассирия имела немало личных врагов. С ними ассирийские цари расправлялись с особой жестокостью (обычно, заживо сдирали кожу). В 732 году до н.э. ассирийцы казнили царя Дамаска взятого при штурме сирийской столицы. Был взят в плен вавилонский царь Набу-укин-зер (ассирийцы пренебрежительно именовали его уменьшительным именем Укин-зер) в своей резиденции Шапиа. При царе Асархаддоне были пленены сидонский царь Абди-милькут (677 году до н.э.) и глава антиассирийского восстания в Мелитене (Мелид) Мугаллу. Оба знатных пленников были закованы в цепи и участвовали в триумфальном возвращении Асархаддона в Ниневию, после чего были обезглавлены. Про ассирийского царя Ашшур-бану-апли (Ашшурбанапал) (669-635 или 629 гг. до н.э.) известно, что он отличался мелочной злобностью, ему мало было победить врага или предать его жестокой казни. Побежденные враги подвергались не только самым изощренным пыткам, но и не менее изощренным унижениям. В битве с этим ассирийским царем нашел свою смерть эламский царь Темпт-Хумбан-Иншушинак (Те-Умман ассирийских анналов). Его отрубленная голова была отправлена в Ниневию. Сохранился рельеф, на котором изображен пир Ашшурбанапала и его жены в саду: царь, возлежа за столом, с аппетитом выпивает и закусывает, любуясь подвешенной к дереву головой Те-Уммана. История сохранила и месть Ашшурбанапала арабским кочевым племенам. Ассирийское войско, блокировав подступы к источникам воды, поставило арабов в безвыходное положение, а их лагеря подверглись разгрому. Арабы были вынуждены покориться, а их царь попал в плен. Во время очередного праздника Нового года, отмечаемого торжественным шествием в Эмашмаш – храм Иштар Ниневийской, Ашшурбанапал воспользовался тем, что у него в плнеу находились целых четыре царя. Он пишет в своих анналах: «Я запряг их в ярмо моей торжественной колесницы, и они тащили ее подо мной».
Но врагом номер один для Ассирии был знаменитый халдейский вождь Мардук-апла-иддин II (библейский Меродах-баладан), который сумел объединить под своей властью другие халдейские племена и захватил почти всю Вавилонию. Мардук-апла-иддин II в 721 году до н.э. провозглашает себя царем Вавилона и заключает союз с Эламом. В 720 году до н.э. в битве у крепости Дер эламиты одержали победу над ассирийцами. Мардук-апла-иддин II намеренно опоздал на это сражение и прибыл со своим войском на поле битвы, когда разгромленные ассирийцы уже начали отступать. Эта победа дала Вавилонии передышку на целых десять лет, и халдейский вождь Мардук-апла-иддин с 721 по 710 гг. до н.э. удерживал вавилонский престол в своих руках.
Несмотря на то, что Мардук-апла-иддин II пользовался громадным авторитетом у халдеев и даже у арамейских племен севера Вавилонии, он был весьма непопулярен в городах, так как не признавал их привилегий. К тому же он бесцеремонно распоряжался сокровищами храмов, а земли горожан раздавал своим приближенным – халдеям.
Подобная близорукая политика Мардук-апла-иддина II обусловила его поражение от ассирийского царя Саргона II (722-705 гг. до н.э.) в 710 году до н.э. Что касается Элама, то он был в это время ввергнут во внутренние смуты и на помощь Мардук-апла-иддину II прийти не смог, хотя последний и пытался купить эту помощь богатыми подарками. Бывшему вавилонскому царю не оставалось ничего кроме поспешного отступления в свое родное Приморье.
После смерти Саргона II царем Ассирии становится Син-аххе-эриба (Синаххериб) (704-681). И ему снова противопостоит неутомимый враг Ассирии — Мардук-апла-иддин. Как известно, в древности царь Вавилона должен был в обязательном порядке ежегодно проходить процедуру интронизации – «коснуться руки бога Мардука». Только после прохождения этого обряда власть царя считалась легитимной, законной в глазах вавилонян. Ассирийские цари были вынуждены ежегодно посещать Вавилон для прохождения этого церемониала. Новый ассирийский царь по ряду причин не смог совершить необходимых обрядов интронизации, и власть в Вавилонии захватывает некий Мардук-закир-шуми, которого в скором времени прогоняет Мардук-апла-иддин и сам снова воцаряется на вавилонском престоле в 703 году до н.э.
Мардук-апла-иддину удается создать могущественную антиассирийскую коалицию. Опираясь на города Южной Вавилонии, халдейские и некоторые арамейские племена и заключив союз со всеми потенциальными врагами Ассирии (Иудеей, финикийскими городами Тиром, Арвадом и Аскалоном, а также Эламом). Чтобы приобрести поддержку Элама нужны были громадные материальные средства; дружба и союз в древнем мире нередко измерялась количеством золото и серебра. И Мардук-апла-иддин II решается на святотатство – присвоение сокровищ Эсагилы, храма верховного вавилонского бога Мардука. На часть экспроприированного жреческого имущества покупается дружба, а с нею и военная помощь эламского царя Шутрук-Наххунте II. На помощь Мардук-апла-иддину II приходит большое войско во главе лучших эламских военачальников. Синаххериб немедленно выступает в поход, и около Киша состоялось генеральное сражение. Войска вавилонско-эламской коалиции потерпели сокрушительное поражение, Мардук-апла-иддин бежал с поля боя и ему удалось избежать плена.
Злопамятный Синаххериб решает добить неугомонного врага Ассирийской державы. В 700 году до н.э. ассирийского армия огнем и мечом прошла Бит-Якин – родину Мардук-апла-иддина. Но схватить этого вечного возмутителя спокойствия не удалось и на сей раз. Мардук-апла-иддин погрузил на корабль часть своей семьи, некоторое количество воинов, статуи богов и даже кости своих предков, флотилия пересекла лагуну, и Мардук-апла-иддин высадился в Эламе, в районе Нагиту. Ему не суждено было вернуться в Месопотамию.
В это время Элам в очередной раз сотрясали династические распри. Синаххериб решает использовать это обстоятельство и продолжает преследование личного врага Ассирии — Мардук-апла-иддина на эламской территории: неукротимая энергия этого человека делала его опасным даже в изгнании. Речь шла об экспедиции именно против него, а не против Элама как такового, и это хорошо видно из того факта, что экспедиция на сей раз была морской – весьма редкий случай в практике ассирийцев: финикийские мастера построили в Ниневии флот. Команды кораблей состояли также из финикийцев – опытных мореплавателей, флот спустился по Тигру до Упи (Описа), откуда корабли переволокли к Евфрату. В Халдее на корабли погрузили войска, и флот вышел в Персидский залив. Преодолев шторм, он благополучно достиг Нагиту. Войска высадились на берег и опустошили несколько приморских городков, захватив добычу и пленных. Но Мардук-апла-иддин еще раз избежал мести: он умер до прибытия ассирийской карательной экспедиции, которая, таким образом, закончилась ничем.
Этот человек прожил долгую и бурную жизнь (он появился на политической арене еще во времена Тиглатпаласара III). Его биография могла бы послужить сюжетом для авантюрного романа. Несколько раз он возлагал на себя тиару вавилонских царей, интриговал и сражался, спасался бегством и начинал все сначала. Он умер в изгнании, но до этого сумел еще причинить Ассирии изрядные неприятности.
Интересна судьба потомков Мардук-апла-иддина. Во времена правления ассирийского царя Ашшур-аха-иддина (Асархаддона) (680-669 гг. до н.э.) один из его сыновей – царь Приморья и глава племени Бит-Якин двинулся на север и осадил было Ур. Но был разгромлен ассирийской армией и (как когда-то его отец) бежал в Элам. Здесь он был убит по приказу эламского царя, но его брату удалось спастись. Он вернулся в Месопотамию, «облобызал стопы» Асархаддона и, признав себя рабом Ассирии, получил под свою власть Приморье.
При ассирийском царе Син-шарри-ишкуне один из потомков Мардук-апла-иддина Набу-апал-уцур (Набопаласар) был официально назначен царем Приморья. В 627 г. до н.э. умирает вавилонский царь и ставленник Ассирии Кандалану. Набопаласар решается воспользоваться этим обстоятельством для захвата вавилонского престола. Он начинает войну с ассирийцами с разгрома Урука и осады Ниппура. Подоспевшее ассирийское войско сняло осаду с Ниппура и оттеснило Набопаласара на юг, но здесь ему удалось разбить своих преследователей и, в свою очередь, оттеснить их на север. В 626 году до н.э. Набопаласар был провозглашен «царем Аккада». Набопаласар вернул себе трон своего предка Мардук-апла-иддина. Но этого ему было недостаточно. В результате серии сражений объединенного войска мидян и вавилонян с ассирийцами, были взяты и подверглись разрушению крупнейшие города Ассирии: в 614 году до н.э. Ашшур, в августе 612 года до н.э. – Ниневия (причем жители обоих ассирийских городов были безжалостно вырезаны в качестве жестокой мести государству, которое в течение многих столетий грабило и истребляло целые племена и народы). А уже в 609 году до н.э. при Харране мидийцы и вавилоняне наносят сокрушительный удар по армии последнего ассирийского царя Ашшур-убаллита.
В итоге этой военной операции ассирийская знать была истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось по горам, деревням, окружающим областям, смешалось с другими народами.
Самая крупная древневосточная держава, впервые объединившая почти всю Переднюю Азию, огнем и мечом осуществлявшая свое господство в течение полутора столетий, была уничтожена, канула в Лету истории.
Не зря сказано: судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Благодаря своему энергичному потомку Набопаласару, «вечному» врагу Ассирийского государства Мардук-апла-иддину и после своей смерти удалось забить последний гвоздь в гроб этой первой в истории «мировой державы».
………………………………………………………………………………………………
Литература:
1) Якобсон В.А. Цари и города в древней Месопотамии // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.
2) Бациева С.М. Борьба между Ассирией и Урарту за Сирию // ВДИ, №2, 1958.
3) Дьяконов И.М. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту // ВДИ, №1, 1952.
4) Якобсон В.А. Ассирийская держава. Новоассирийский период // История древнего Востока: от ранних государственных образований до древних империй. М., 2004.
5) Дандамаев М.А. Вавилония в конце II – первой половине I тысячелетия до н.э.: от политического упадка до образования великой державы //История древнего Востока. М., 1988.