Враг государства

Пер­вой ми­ро­вой дер­жа­вой в ис­то­рии че­ло­ве­чест­ва бы­ла Ас­си­рия. Бу­ду­чи до­ми­ни­ру­ю­щей из стран Пе­ред­не­го Вос­то­ка в пер­вой по­ло­ви­не I ты­ся­че­ле­тия до н.э., Ас­си­рия не име­ла со­пер­ни­ков, мо­гу­щих про­ти­во­сто­ять ее ве­ли­ко­дер­жав­ным при­тя­за­ни­ям. Гео­по­ли­ти­чес­кая об­ста­нов­ка в кон­це II ты­ся­че­ле­тия до на­шей эры скла­ды­ва­лась в поль­зу ас­си­рий­ских ца­рей: по­гиб­ло Хет­т­ское цар­ст­во, Еги­пет и Ва­ви­ло­ния пе­ре­жи­ва­ли упа­док.

Ста­ту­сом пер­вой им­пе­рии в ис­то­рии че­ло­ве­чест­ва Ас­си­рия бы­ла обя­за­на од­но­му из сво­их са­мых вы­да­ю­щих­ся ца­рей – Ту­куль­ти-апаль-Эшар­ру (Тиг­лат­па­ла­сар) III (744-727 гг. до н.э.). Ре­фор­ма­тор, блес­тя­щий пол­ко­во­дец, вы­да­ю­щий­ся ад­ми­нист­ра­тор, энер­гич­ный Тиг­лат­па­ла­сар III пос­ле сво­ей смер­ти ос­та­вил сво­е­му сы­ну и пре­ем­ни­ку Сал­ма­на­са­ру V (726-722) гран­ди­оз­ную им­пе­рию, прос­ти­ра­ю­щу­ю­ся «от Верх­не­го мо­ря, где за­кат солн­ца, до Ниж­не­го мо­ря, где вос­ход солн­ца», т.е. от Сре­ди­зем­но­го мо­ря до Пер­сид­ско­го за­ли­ва. Она управ­ля­лась хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ной во­ен­но-бю­ро­кра­ти­чес­кой сис­те­мой, и це­лост­ность ее под­дер­жи­ва­лась вой­ском, рав­но­го ко­то­ро­му Пе­ред­няя Азия до сих пор не зна­ла.

За свою бо­га­тую со­бы­ти­я­ми ис­то­рию Ас­си­рия име­ла не­ма­ло лич­ных вра­гов. С ни­ми ас­си­рий­ские ца­ри рас­прав­ля­лись с осо­бой жес­то­костью (обыч­но, за­жи­во сди­ра­ли ко­жу). В 732 го­ду до н.э. ас­си­рий­цы каз­ни­ли ца­ря Да­мас­ка взя­то­го при штур­ме си­рий­ской сто­ли­цы. Был взят в плен ва­ви­лон­ский царь На­бу-укин-зер (ас­си­рий­цы пре­не­бре­жи­тель­но име­но­ва­ли его умень­ши­тель­ным име­нем Укин-зер) в сво­ей ре­зи­ден­ции Ша­пиа. При ца­ре Асар­хад­до­не бы­ли пле­не­ны си­дон­ский царь Аб­ди-миль­кут (677 го­ду до н.э.) и гла­ва ан­ти­ас­си­рий­ско­го вос­ста­ния в Ме­ли­те­не (Ме­лид) Му­гал­лу. Оба знат­ных плен­ни­ков бы­ли за­ко­ва­ны в це­пи и участ­во­ва­ли в три­ум­фаль­ном воз­вра­ще­нии Асар­хад­до­на в Ни­не­вию, пос­ле че­го бы­ли обез­глав­ле­ны. Про ас­си­рий­ско­го ца­ря Аш­шур-ба­ну-ап­ли (Аш­шур­ба­на­пал) (669-635 или 629 гг. до н.э.) из­вест­но, что он от­ли­чал­ся ме­лоч­ной злоб­ностью, ему ма­ло бы­ло по­бе­дить вра­га или пре­дать его жес­то­кой каз­ни. По­беж­ден­ные вра­ги под­вер­га­лись не толь­ко са­мым изощ­рен­ным пыт­кам, но и не ме­нее изощ­рен­ным уни­же­ни­ям. В бит­ве с этим ас­си­рий­ским ца­рем на­шел свою смерть элам­ский царь Темпт-Хум­бан-Ин­шу­ши­нак (Те-Ум­ман ас­си­рий­ских ан­на­лов). Его от­руб­лен­ная го­ло­ва бы­ла от­прав­ле­на в Ни­не­вию. Со­хра­нил­ся рель­еф, на ко­то­ром изо­бра­жен пир Аш­шур­ба­на­па­ла и его же­ны в са­ду: царь, воз­ле­жа за сто­лом, с ап­пе­ти­том вы­пи­ва­ет и за­ку­сы­ва­ет, лю­бу­ясь под­ве­шен­ной к де­ре­ву го­ло­вой Те-Ум­ма­на. Ис­то­рия со­хра­ни­ла и месть Аш­шур­ба­на­па­ла араб­ским ко­че­вым пле­ме­нам. Ас­си­рий­ское вой­ско, бло­ки­ро­вав под­сту­пы к ис­точ­ни­кам во­ды, по­ста­ви­ло ара­бов в без­вы­ход­ное по­ло­же­ние, а их ла­ге­ря под­верг­лись раз­гро­му. Ара­бы бы­ли вы­нуж­де­ны по­ко­рить­ся, а их царь по­пал в плен. Во вре­мя оче­ред­но­го празд­ни­ка Но­во­го го­да, от­ме­ча­е­мо­го тор­жест­вен­ным шест­ви­ем в Эмаш­маш – храм Иш­тар Ни­не­вий­ской, Аш­шур­ба­на­пал вос­поль­зо­вал­ся тем,  что у не­го в пл­неу на­хо­ди­лись це­лых че­ты­ре ца­ря. Он пи­шет в сво­их ан­на­лах: «Я за­пряг их в яр­мо мо­ей тор­жест­вен­ной ко­лес­ни­цы, и они та­щи­ли ее по­до мной».

Но вра­гом но­мер один для Ас­си­рии был зна­ме­ни­тый хал­дей­ский вождь Мар­дук-апла-ид­дин II (биб­лей­ский Ме­ро­дах-ба­ла­дан), ко­то­рый су­мел объ­еди­нить под сво­ей властью дру­гие хал­дей­ские пле­ме­на и за­хва­тил поч­ти всю Ва­ви­ло­нию. Мар­дук-апла-ид­дин II в 721 го­ду до н.э. про­воз­гла­ша­ет се­бя ца­рем Ва­ви­ло­на и за­клю­ча­ет со­юз с Эла­мом. В 720 го­ду до н.э. в бит­ве у кре­пос­ти Дер эла­ми­ты одер­жа­ли по­бе­ду над ас­си­рий­ца­ми. Мар­дук-апла-ид­дин II на­ме­рен­но опоз­дал на это сра­же­ние и при­был со сво­им вой­ском на по­ле бит­вы, ког­да раз­гром­лен­ные ас­си­рий­цы уже на­ча­ли от­сту­пать. Эта по­бе­да да­ла Ва­ви­ло­нии пе­ре­дыш­ку на це­лых де­сять лет, и хал­дей­ский вождь Мар­дук-апла-ид­дин с 721 по 710 гг. до н.э. удер­жи­вал ва­ви­лон­ский пре­стол в сво­их ру­ках.

Не­смот­ря на то, что Мар­дук-апла-ид­дин II поль­зо­вал­ся гро­мад­ным ав­то­ри­те­том у хал­де­ев и да­же у ара­мей­ских пле­мен се­ве­ра Ва­ви­ло­нии, он был весь­ма не­по­пу­ля­рен в го­ро­дах, так как не при­зна­вал их при­ви­ле­гий. К то­му же он бес­це­ре­мон­но рас­по­ря­жал­ся со­кро­ви­ща­ми хра­мов, а зем­ли го­ро­жан раз­да­вал сво­им при­бли­жен­ным – хал­де­ям.

По­доб­ная бли­зо­ру­кая по­ли­ти­ка Мар­дук-апла-ид­ди­на II обу­с­ло­ви­ла его по­ра­же­ние от ас­си­рий­ско­го ца­ря Сар­го­на II (722-705 гг. до н.э.) в 710 го­ду до н.э. Что ка­са­ет­ся Эла­ма, то он был в это вре­мя вверг­нут во внут­рен­ние сму­ты и на по­мощь Мар­дук-апла-ид­ди­ну II прий­ти не смог, хо­тя по­след­ний и пы­тал­ся ку­пить эту по­мощь бо­га­ты­ми по­дар­ка­ми. Быв­ше­му ва­ви­лон­ско­му ца­рю не ос­та­ва­лось ни­че­го кро­ме по­спеш­но­го от­ступ­ле­ния в свое род­ное При­морье.

Пос­ле смер­ти Сар­го­на II ца­рем Ас­си­рии ста­но­вит­ся Син-ах­хе-эри­ба (Си­нах­хе­риб) (704-681). И ему сно­ва про­ти­во­пос­то­ит не­уто­ми­мый враг Ас­си­рии — Мар­дук-апла-ид­дин. Как из­вест­но, в древ­нос­ти царь Ва­ви­ло­на дол­жен был в обя­за­тель­ном по­ряд­ке еже­год­но про­хо­дить про­це­ду­ру ин­тро­ни­за­ции – «кос­нуть­ся ру­ки бо­га Мар­ду­ка». Толь­ко пос­ле про­хож­де­ния это­го об­ря­да власть ца­ря счи­та­лась ле­ги­тим­ной, за­кон­ной в гла­зах ва­ви­ло­нян. Ас­си­рий­ские ца­ри бы­ли вы­нуж­де­ны еже­год­но по­се­щать Ва­ви­лон для про­хож­де­ния это­го це­ре­мо­ни­а­ла. Но­вый ас­си­рий­ский царь по ря­ду при­чин не смог со­вер­шить не­об­хо­ди­мых об­ря­дов ин­тро­ни­за­ции, и власть в Ва­ви­ло­нии за­хва­ты­ва­ет не­кий Мар­дук-за­кир-шу­ми, ко­то­ро­го в ско­ром вре­ме­ни про­го­ня­ет Мар­дук-апла-ид­дин и сам сно­ва во­ца­ря­ет­ся на ва­ви­лон­ском пре­сто­ле в 703 го­ду до н.э.

Мар­дук-апла-ид­ди­ну уда­ет­ся со­здать мо­гу­щест­вен­ную ан­ти­ас­си­рий­скую ко­а­ли­цию. Опи­ра­ясь на го­ро­да Юж­ной Ва­ви­ло­нии, хал­дей­ские и не­ко­то­рые ара­мей­ские пле­ме­на и за­клю­чив со­юз со все­ми по­тен­ци­аль­ны­ми вра­га­ми Ас­си­рии (Иуде­ей, фи­ни­кий­ски­ми го­ро­да­ми Ти­ром, Ар­ва­дом и Ас­ка­ло­ном, а так­же Эла­мом). Что­бы при­о­брес­ти под­держ­ку Эла­ма нуж­ны бы­ли гро­мад­ные ма­те­ри­аль­ные сред­ст­ва; друж­ба и со­юз в древ­нем ми­ре не­ред­ко из­ме­ря­лась ко­ли­чест­вом зо­ло­то и се­реб­ра. И Мар­дук-апла-ид­дин II ре­ша­ет­ся на свя­то­тат­ст­во – при­сво­е­ние со­кро­вищ Эса­ги­лы, хра­ма вер­хов­но­го ва­ви­лон­ско­го бо­га Мар­ду­ка. На часть экс­проп­ри­и­ро­ван­но­го жре­чес­ко­го иму­щест­ва по­ку­па­ет­ся друж­ба, а с нею и во­ен­ная по­мощь элам­ско­го ца­ря Шут­рук-Нах­хун­те II. На по­мощь Мар­дук-апла-ид­ди­ну II при­хо­дит боль­шое вой­ско во гла­ве луч­ших элам­ских во­ена­чаль­ни­ков. Си­нах­хе­риб не­мед­лен­но вы­сту­па­ет в по­ход, и око­ло Ки­ша со­сто­я­лось ге­не­раль­ное сра­же­ние. Вой­ска ва­ви­лон­ско-элам­ской ко­а­ли­ции по­тер­пе­ли со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние, Мар­дук-апла-ид­дин бе­жал с по­ля боя и ему уда­лось из­бе­жать пле­на.

Зло­па­мят­ный Си­нах­хе­риб ре­ша­ет до­бить не­уго­мон­но­го вра­га Ас­си­рий­ской дер­жа­вы. В 700 го­ду до н.э. ас­си­рий­ско­го ар­мия ог­нем и ме­чом про­шла Бит-Якин – ро­ди­ну Мар­дук-апла-ид­ди­на. Но схва­тить это­го веч­но­го воз­му­ти­те­ля спо­кой­ст­вия не уда­лось и на сей раз. Мар­дук-апла-ид­дин по­гру­зил на ко­рабль часть сво­ей семьи, не­ко­то­рое ко­ли­чест­во во­и­нов, ста­туи бо­гов и да­же кос­ти сво­их пред­ков, фло­ти­лия пе­ре­сек­ла ла­гу­ну, и Мар­дук-апла-ид­дин вы­са­дил­ся в Эла­ме, в рай­о­не На­ги­ту. Ему не суж­де­но бы­ло вер­нуть­ся в Ме­со­по­та­мию.

В это вре­мя Элам в оче­ред­ной раз со­тря­са­ли ди­нас­ти­чес­кие рас­при. Си­нах­хе­риб ре­ша­ет ис­поль­зо­вать это об­сто­я­тель­ст­во и про­дол­жа­ет пре­сле­до­ва­ние лич­но­го вра­га Ас­си­рии — Мар­дук-апла-ид­ди­на на элам­ской тер­ри­то­рии: не­ук­ро­ти­мая энер­гия это­го че­ло­ве­ка де­ла­ла его опас­ным да­же в из­гна­нии. Речь шла об экс­пе­ди­ции имен­но про­тив не­го, а не про­тив Эла­ма как та­ко­во­го, и это хо­ро­шо вид­но из то­го фак­та, что экс­пе­ди­ция на сей раз бы­ла мор­ской – весь­ма ред­кий слу­чай в прак­ти­ке ас­си­рий­цев: фи­ни­кий­ские мас­те­ра по­стро­и­ли в Ни­не­вии флот. Ко­ман­ды ко­раб­лей со­сто­я­ли так­же из фи­ни­кий­цев – опыт­ных мо­реп­ла­ва­те­лей, флот спус­тил­ся по Тиг­ру до Упи (Опи­са), от­ку­да ко­раб­ли пе­ре­во­лок­ли к Ев­ф­ра­ту. В Хал­дее на ко­раб­ли по­гру­зи­ли вой­ска, и флот вы­шел в Пер­сид­ский за­лив. Пре­одо­лев шторм, он бла­го­по­луч­но до­стиг На­ги­ту. Вой­ска вы­са­ди­лись на бе­рег и опус­то­ши­ли не­сколь­ко при­мор­ских го­род­ков, за­хва­тив до­бы­чу и плен­ных. Но Мар­дук-апла-ид­дин еще раз из­бе­жал мес­ти: он умер до при­бы­тия ас­си­рий­ской ка­ра­тель­ной экс­пе­ди­ции, ко­то­рая, та­ким об­ра­зом, за­кон­чи­лась ни­чем.

Этот че­ло­век про­жил дол­гую и бур­ную жизнь (он по­явил­ся на по­ли­ти­чес­кой аре­не еще во вре­ме­на Тиг­лат­па­ла­са­ра III). Его био­гра­фия мог­ла бы по­слу­жить сю­же­том для аван­тюр­но­го ро­ма­на. Не­сколь­ко раз он воз­ла­гал на се­бя ти­а­ру ва­ви­лон­ских ца­рей, ин­три­го­вал и сра­жал­ся, спа­сал­ся бег­ст­вом и на­чи­нал все сна­ча­ла. Он умер в из­гна­нии, но до это­го су­мел еще при­чи­нить Ас­си­рии из­ряд­ные не­при­ят­нос­ти.

Ин­те­рес­на судь­ба по­том­ков Мар­дук-апла-ид­ди­на. Во вре­ме­на прав­ле­ния ас­си­рий­ско­го ца­ря Аш­шур-аха-ид­ди­на (Асар­хад­до­на) (680-669 гг. до н.э.) один из его сы­но­вей – царь При­морья и гла­ва пле­ме­ни Бит-Якин дви­нул­ся на се­вер и оса­дил бы­ло Ур. Но был раз­гром­лен ас­си­рий­ской ар­ми­ей и (как ког­да-то его отец) бе­жал в Элам. Здесь он был убит по при­ка­зу элам­ско­го ца­ря, но его бра­ту уда­лось спас­тись. Он вер­нул­ся в Ме­со­по­та­мию, «об­ло­бы­зал сто­пы» Асар­хад­до­на и, при­знав се­бя ра­бом Ас­си­рии, по­лу­чил под свою власть При­морье.

При ас­си­рий­ском ца­ре Син-шар­ри-иш­ку­не один из по­том­ков  Мар­дук-апла-ид­ди­на На­бу-апал-уцур (На­бо­па­ла­сар) был офи­ци­аль­но на­зна­чен ца­рем При­морья. В 627 г. до н.э. уми­ра­ет ва­ви­лон­ский царь и став­лен­ник Ас­си­рии Кан­да­ла­ну. На­бо­па­ла­сар ре­ша­ет­ся вос­поль­зо­вать­ся этим об­сто­я­тель­ст­вом для за­хва­та ва­ви­лон­ско­го пре­сто­ла. Он на­чи­на­ет вой­ну с ас­си­рий­ца­ми с раз­гро­ма Уру­ка и оса­ды Нип­пу­ра. Под­о­спев­шее ас­си­рий­ское вой­ско сня­ло оса­ду с Нип­пу­ра и от­тес­ни­ло  На­бо­па­ла­са­ра на юг, но здесь ему уда­лось раз­бить сво­их пре­сле­до­ва­те­лей и, в свою оче­редь, от­тес­нить их на се­вер. В 626 го­ду до н.э. На­бо­па­ла­сар был про­воз­гла­шен «ца­рем Ак­ка­да». На­бо­па­ла­сар вер­нул се­бе трон сво­е­го пред­ка Мар­дук-апла-ид­ди­на. Но это­го ему бы­ло не­до­ста­точ­но. В ре­зуль­та­те се­рии сра­же­ний объ­еди­нен­но­го вой­ска ми­дян и ва­ви­ло­нян с ас­си­рий­ца­ми, бы­ли взя­ты и под­верг­лись раз­ру­ше­нию круп­ней­шие го­ро­да Ас­си­рии: в 614 го­ду до н.э. Аш­шур, в ав­гус­те 612 го­да до н.э. – Ни­не­вия (при­чем жи­те­ли обо­их ас­си­рий­ских го­ро­дов бы­ли без­жа­лост­но вы­ре­за­ны в ка­чест­ве жес­то­кой мес­ти го­су­дар­ст­ву, ко­то­рое в те­че­ние мно­гих сто­ле­тий гра­би­ло и истреб­ля­ло це­лые пле­ме­на и на­ро­ды). А уже в 609 го­ду до н.э. при Хар­ра­не ми­дий­цы и ва­ви­ло­ня­не на­но­сят со­кру­ши­тель­ный удар по ар­мии по­след­не­го ас­си­рий­ско­го ца­ря Аш­шур-убал­ли­та.

В ито­ге этой во­ен­ной опе­ра­ции ас­си­рий­ская знать бы­ла истреб­ле­на, го­ро­да стер­ты с ли­ца зем­ли, ря­до­вое на­се­ле­ние рас­се­я­лось по го­рам, де­рев­ням, окру­жа­ю­щим об­лас­тям, сме­ша­лось с дру­ги­ми на­ро­да­ми.

Са­мая круп­ная древ­не­вос­точ­ная дер­жа­ва, впер­вые объ­еди­нив­шая поч­ти всю Пе­ред­нюю Азию, ог­нем и ме­чом осу­щест­вляв­шая свое гос­под­ст­во в те­че­ние по­лу­то­ра сто­ле­тий, бы­ла унич­то­же­на, ка­ну­ла в Ле­ту ис­то­рии.

Не зря ска­за­но: судь­ба иг­ра­ет че­ло­ве­ком, а че­ло­век иг­ра­ет на тру­бе. Бла­го­да­ря сво­е­му энер­гич­но­му по­том­ку На­бо­па­ла­са­ру, «веч­но­му» вра­гу Ас­си­рий­ско­го го­су­дар­ст­ва Мар­дук-апла-ид­ди­ну и пос­ле сво­ей смер­ти уда­лось за­бить по­след­ний гвоздь в гроб этой пер­вой в ис­то­рии «ми­ро­вой дер­жа­вы».

………………………………………………………………………………………………

Ли­те­ра­ту­ра:

1)    Якоб­сон В.А. Ца­ри и го­ро­да в древ­ней Ме­со­по­та­мии // Го­су­дар­ст­во и со­ци­аль­ные струк­ту­ры на древ­нем Вос­то­ке. М., 1989.

2)    Ба­ци­е­ва С.М. Борь­ба меж­ду Ас­си­ри­ей и Урар­ту за Си­рию // ВДИ, №2, 1958.

3)    Дья­ко­нов И.М. К во­про­су о судь­бе плен­ных в Ас­си­рии и Урар­ту // ВДИ, №1, 1952.

4)    Якоб­сон В.А. Ас­си­рий­ская дер­жа­ва. Но­во­ас­си­рий­ский пе­ри­од // Ис­то­рия древ­не­го Вос­то­ка: от ран­них го­су­дар­ст­вен­ных об­ра­зо­ва­ний до древ­них им­пе­рий. М., 2004.

5)    Дан­да­ма­ев М.А. Ва­ви­ло­ния в кон­це II – пер­вой по­ло­ви­не I ты­ся­че­ле­тия до н.э.: от по­ли­ти­чес­ко­го упад­ка до об­ра­зо­ва­ния ве­ли­кой дер­жа­вы //Ис­то­рия древ­не­го Вос­то­ка. М., 1988.



Оставить ответ