Тафсиры и муфассиры в Маварауннахре

Тафсиры и муфассиры в Маварауннахре2Преж­де чем по­го­во­рить о му­фас­си­рах (тол­ко­ва­те­лях Ку­ръ­а­на) и на­уке таф­сир в ‎Ма­ва­ра­ун­нах­ре, да­вай­те бро­сим взгляд на ис­то­рию воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия этой ве­ли­кой на­уки.‎

Сло­во таф­сир лек­си­чес­ки озна­ча­ет «тол­ко­ва­ние», «рас­кры­тие» и «про­яс­не­ние». Но в ‎тер­ми­но­ло­гии уле­мов да­ет­ся сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние:‎

‎«Таф­сир – это на­ука, по­сред­ст­вом ко­то­рой че­ло­век в ме­ру сво­их сил изу­ча­ет ‎во­ле­и­зъ­яв­ле­ние Ал­ла­ха в Свя­щен­ном Ку­ръ­а­не».‎

Эта ве­ли­кая на­ука воз­ник­ла во вре­ме­на Про­ро­ка Му­хам­ма­да сал­лал­ла­ху алай­хи ва­сал­лам. ‎По­то­му как он по­яс­нял лю­дям зна­че­ния Свя­щен­но­го Ку­ръ­а­на по­сред­ст­вом сво­ей сун­ны и отве­чал ‎на во­про­сы спо­движ­ни­ков о зна­че­ни­ях ая­тов Ку­ръ­а­на. На­ука таф­сир до­ста­лась в на­след­ст­во ‎ве­ли­ким спо­движ­ни­кам от Про­ро­ка алай­хис­са­лам. Од­на­ко их уров­ни по­сти­же­ния дан­ной на­уки ‎бы­ли раз­ны­ми. Имен­но по­это­му, если у ко­го-ни­будь из них воз­ни­ка­ла по­треб­ность в по­сти­же­нии ‎зна­че­ния от­дель­ных ая­тов, он спра­ши­вал у дру­гих, бо­лее зна­ю­щих спо­движ­ни­ков.‎

Наиболь­шую из­вест­ность в на­уке таф­сир сре­ди спо­движ­ни­ков об­ре­ли Абу Бакр Сид­дик, ‎Умар ибн Хат­таб, Усман ибн Аф­фан, Али ибн Абу Та­либ, Аб­дул­лах ибн Аб­бас, Аб­дул­лах ибн ‎Ма­съуд, Убай ибн Ка­ъб и дру­гие. Да бу­дет до­во­лен Все­выш­ний Ал­лах все­ми ими. А та­би­ъ­и­ныi ‎ ‎учи­лись таф­си­ру у спо­движ­ни­ков. И мно­гие из них про­сла­ви­лись сво­и­ми до­сти­же­ни­я­ми в этой ‎на­уке. К их чис­лу мож­но от­нес­ти та­ких лич­нос­тей, как Муд­жа­хид ибн Джабр Мак­ки, Ик­ри­ма, ‎Са­ид ибн Джу­байр, Ата ибн Аби Ра­ба­ха и дру­гие.‎

За эти два ве­ка, то есть в эпо­ху спо­движ­ни­ков и та­би­ъ­и­нов, таф­сир имел фор­му уст­ных ‎пре­да­ний и пе­ре­ска­зов, но не был за­пи­сан в ком­пи­ли­ро­ван­ной фор­ме. Как утверж­да­ет ‎до­сточ­ти­мый шейх Му­хам­мад Фа­зил ибн Ашур в сво­ей кни­ге под на­зва­ни­ем «Таф­сир ва ‎ри­жа­лу­ху», че­ло­ве­ком, на­пи­сав­шим пер­вую кни­гу таф­си­ра, был Аб­дул­ма­лик ибн Джу­райдж, ‎ко­то­рый умер в 149 го­ду хидж­ры. С со­став­ле­ни­ем дан­ной кни­ги на­ука таф­си­ра всту­пи­ла в свою ‎но­вую эпо­ху. Эта эпо­ха – вре­мя со­чи­не­ния книг. В на­ча­ле это­го пе­ри­о­да сво­и­ми тру­да­ми об­ре­ли ‎из­вест­ность Му­хам­мад ибн Джа­рир Та­ба­ри, Яхья ибн Са­лам, Абу Бакр Ни­са­бу­ри и дру­гие ‎му­фас­си­ры. В про­цес­се сво­е­го воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия на­ука таф­сир раз­де­ли­лась на не­сколь­ко ‎час­тей. Мы упо­мя­нем о не­ко­то­рых этих час­тей.‎

Пер­вая часть – «Таф­сир бил ма­ъ­сур». В таф­си­ре этой час­ти му­фас­сир да­ет тол­ко­ва­ние ‎ая­тов Ку­ръ­а­на пе­ре­дан­ны­ми до­сто­вер­ны­ми ха­ди­са­ми и из­ре­че­ни­я­ми спо­движ­ни­ков. На­ибо­лее ‎из­вест­ны­ми таф­си­ра­ми, на­пи­сан­ны­ми та­ким спо­со­бом, яв­ля­ют­ся кни­га има­ма Му­хам­ма­да ибн ‎Джа­ри­ра ат-Та­ба­ри «Джа­ми­ъ­ул бай­ан фи таф­си­рил Ку­ръ­ан», таф­сир «Ма­ъ­а­ли­мут тан­зил» има­ма ‎Абу Му­хам­ма­да Ху­сай­на ибн Ма­съу­да ибн Му­хам­ма­да Ба­га­ви, «Таф­си­рул Ку­ръ­а­нил азим» има­ма ‎Има­дуд­ди­на Ис­ма­и­ла ибн Ка­сир, «Ад-ду­рул ман­сур фи таф­сир бил ма­ъ­сур» има­ма Джа­ла­лид­ди­на ‎Су­ю­ти.‎

Тафсиры и муфассиры в МаварауннахреВто­рая часть – «Ат-таф­сир бир ра­ъй». В этой час­ти му­фас­сир да­ет тол­ко­ва­ние ис­хо­дя из ‎сво­е­го мне­ния и ид­ж­ти­ха­даii‎, а эти два, в свою оче­редь, де­лят­ся на до­пус­ти­мое и не­до­пус­ти­мое. ‎При тол­ко­ва­нии до­пус­ти­мым ме­то­дом, му­фас­сир де­ла­ет таф­сир, опи­ра­ясь на на­деж­ные ис­точ­ни­ки ‎и от­да­лив­шись от не­ве­жест­ва, за­блуж­де­ний. А в не­до­пус­ти­мой час­ти му­фас­сир де­ла­ет таф­сир с ‎при­месью би­дъыiii‎ и за­блуж­де­ни­ем, и по­се­му, все вид­ные уче­ные за­пре­ти­ли та­кой ме­тод ‎тол­ко­ва­ния. На­пом­ним на­ибо­лее из­вест­ные из таф­си­ров, со­став­лен­ных до­пус­ти­мым ме­то­дом: ‎кни­га «Ма­фа­ти­хул гайб» има­ма Абу Аб­дул­ла­ха Му­хам­ма­да ибн Ума­ра ибн Ху­сай­на Фах­рид­ди­на ‎Ра­зи, «Ан­ва­рут тан­зил ва ас­ра­рут та­ъ­вил» има­ма Нас­руд­ди­на Аб­дул­ла­ха ибн Ума­ра ибн ‎Му­хам­ма­да ибн Али Бай­за­ви, «Ма­да­ру­кут тан­зил ва ха­ка­и­кут та­ъ­вил» има­ма Абул Ба­ра­ка­та ‎Аб­дул­ла­ха ибн Ах­ма­да ибн Мах­му­да На­са­фи.‎

Третья часть – «Таф­си­рул иша­ри». В этой час­ти му­фас­сир не при­да­ет зна­че­ния на ‎ви­ди­мый (яв­ный) смысл ая­та, а де­ла­ет таф­сир, ос­но­вы­ва­ясь на его скры­тых на­ме­ках. Та­кой спо­соб ‎при­сущ толь­ко пред­ста­ви­те­лям пу­ти та­ри­ка­та и де­я­те­лей та­сав­ву­фа (су­физ­ма). На­ибо­лее ‎из­вест­ны­ми таф­си­ра­ми по этой час­ти яв­ля­ют­ся кни­га «Га­ра­и­бул Ку­ръ­ан ва ра­га­и­бул Фур­кан» ‎има­ма Ни­за­муд­ди­на Ха­са­на ибн Му­хам­ма­да Ху­сай­на Ху­ра­са­ни Най­са­бу­ри, «Аро­исул бай­ан фи ‎ха­ка­и­кул Ку­ръ­ан» има­ма Ши­ра­зи.‎

Как мы уже го­во­ри­ли, книг таф­си­ров Ку­ръ­а­на очень мно­го. Не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем, ‎если ска­жем, что у каж­до­го вре­ме­ни, ме­с­та, на­ро­да, на­ции, стра­ны и груп­пы есть свое тол­ко­ва­ние, ‎свой таф­сир. Без­гра­нич­ный ин­те­рес все­го ми­ра, в част­нос­ти, му­суль­ман­ско­го све­та к Свя­щен­но­му ‎Ку­ръ­а­ну по­буж­дал уче­ных по­сто­ян­но изу­чать его, пи­сать к не­му тол­ко­ва­ния. До­ка­за­тель­ст­вом ‎на­ших слов слу­жит то, что уже в древ­нос­ти бы­ли на­пи­са­ны от­дель­ные то­ма объ­ем­ных книг ‎таф­си­ров и книг о му­фас­си­рах. В дан­ном же вступ­ле­нии мы на­шли при­ем­ли­мым дать лишь очень ‎ко­рот­кую ин­фор­ма­цию об ис­то­рии на­уки таф­си­ра.‎

А те­перь, с ва­ше­го по­зво­ле­ния, да­вай­те вкрат­це ос­та­но­вим­ся на све­де­ни­ях о на­уке таф­сир ‎и му­фас­си­рах в Ма­ва­ра­ун­нах­ре. В ста­рин­ных Ис­лам­ских ис­точ­ни­ках ны­неш­няя Сред­няя Азия ‎упо­ми­на­ет­ся как «Ма­ва­ра­ун­на­хр» и «Ху­ра­сан». В ис­то­ри­чес­ких Ис­лам­ских кни­гах упо­ми­на­ют­ся ‎так­же на­зва­ния Бу­ха­ры, Са­мар­кан­да, На­са­фа, Тер­ме­за (Тир­миз), Ка­са­на, Ша­ша, Фер­га­ны, Мер­ва, ‎Гур­ген­ча и дру­гих го­ро­дов. Все эти го­ро­да рас­по­ло­же­ны в на­шей стра­не, мно­гие из них до сих пор ‎име­ну­ют­ся сво­и­ми древ­ни­ми на­зва­ни­я­ми.‎

Весь Ис­лам­ский мир очень хо­ро­шо зна­ет, что этот край вы­рас­тил ве­ли­ких уче­ных, ‎стя­жав­ших все­мир­ную сла­ву по всем на­укам и, в том чис­ле, по Ис­лам­ским на­укам. В их чис­ло ‎вхо­дят та­кие на­уки, как ха­ди­со­ве­де­ние, тав­хид (еди­но­бо­жие), грам­ма­ти­ка араб­ско­го язы­ка, ‎му­суль­ман­ское пра­во и мно­гие дру­гие. Мы же сей­час со­би­ра­ем­ся по­го­во­рить толь­ко о таф­си­ре и ‎му­фас­си­рах в Ма­ва­ра­ун­нах­ре.‎

Пос­ле то­го, как при­шли му­суль­ма­не и от­кры­ли для Ис­ла­ма (фатхiiii) эти зем­ли, Ал­лах ‎Пре­чи­с­тый Он и Все­выш­ний оза­рил наш край све­том Ис­ла­ма. Ког­да мест­ное на­се­ле­ние при­ня­ло ‎Ис­лам, ран­ние му­суль­ма­не ста­ли обу­чать но­вых му­суль­ман Ис­лам­ским на­укам. Сре­ди этих ‎дис­цип­лин бы­ла и на­ука таф­сир. Как из­вест­но, ко­рен­ное на­се­ле­ние этих кра­ев ещё до Ис­ла­ма ‎бы­ло зна­ко­мо с не­ко­то­ры­ми на­прав­ле­ни­я­ми на­уки и куль­ту­ры. В си­лу этих при­чин, как ‎утверж­да­ет Ибн Хал­дун, у них име­лась не­об­хо­ди­мая ква­ли­фи­ка­ция для при­ня­тия и раз­ви­тия ‎Ис­лам­ских зна­ний. По про­шест­вии не­боль­шо­го вре­ме­ни по­яви­лась шко­ла му­хад­ди­сов и они бы­ли ‎при­зна­ны пер­вы­ми людь­ми, со­брав­ши­ми про­из­ве­де­ния о таф­си­ре Ку­ръ­а­на. Их пред­во­ди­те­лем был ‎имам Абу Аб­дул­лах Му­хам­мад ибн Ис­ма­ил Бу­ха­ри. Как упо­ми­на­ет­ся в кни­ге «Каш­фуз Зун­нун», ‎он на­пи­сал от­дель­ную кни­гу таф­си­ра под на­зва­ни­ем «Таф­си­рул Ка­бир», но, к со­жа­ле­нию, дан­ная ‎кни­га не до­шла до нас. Не­смот­ря на это, имам Бу­ха­ри ос­та­вил ве­ли­кое про­из­ве­де­ние по на­уке ‎таф­си­ра, в его кни­ге «Джа­ми­ъ­ус са­хих» име­ет­ся бо­лее ты­ся­чи ха­ди­сов, ка­са­ю­щих­ся таф­си­ра ‎Свя­щен­но­го Ку­ръ­а­на.‎

Ко вто­ро­му ве­ку хидж­ры, ког­да на­ука таф­сир уже от­де­ли­лась от ха­ди­са и ста­ла ‎са­мос­то­я­тель­ной дис­цип­ли­ной, в Ма­ва­ра­ун­нах­ре вы­рос­ли ве­ли­кие му­фас­си­ры, а их сла­ва ‎рас­прост­ра­ни­лась по все­му ми­ру. Упо­мя­нем не­ко­то­рых из них:‎

‎1. Имам Абу Ман­сур Му­хам­мад ибн Му­хам­мад ибн Мах­муд Ма­ту­ри­ди. Ро­дил­ся в се­ле ‎Ма­ту­рид не­да­ле­ко от Са­мар­кан­да и скон­чал­ся в 333 го­ду хидж­ры. Боль­шин­ст­во его про­из­ве­де­ний ‎бы­ли по на­уке тав­хид (еди­но­бо­жия), т.е. на­уке ка­лам. Имам Ма­ту­ри­ди в сво­ем таф­си­ре под ‎на­зва­ни­ем «Та­ъ­ви­ла­ту ах­лис сун­на» по­шел по пу­ти уче­ных на­уки ка­лам и со­ста­вил тол­ко­ва­ние ‎ая­тов Свя­щен­но­го Ку­ръ­а­на, при­ме­нив ве­ро­убеж­де­ние маз­ха­ба Ах­лус сун­на вал джа­маа («Лю­ди ‎сун­ны и об­щи­ны», по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во му­суль­ман ми­ра).‎

‎2. Имам Абу Лайс Наср ибн Му­хам­мад ибн Ах­мад ибн Иб­ра­хим Са­мар­кан­ди. Этот че­ло­век ‎был из­вес­тен под име­нем Имам Ха­ди, умер в 373 го­ду хидж­ры. Имам Абу Лайс Са­мар­кан­ди ‎на­пи­сал мно­жест­во книг. А кни­гу таф­си­ра на­звал «Бах­рул улум» и это тол­ко­ва­ние при­над­ле­жит к ‎раз­ря­ду «Таф­сир бил ма­ъ­сур».‎

‎3. Имам Джа­рул­лах Абул Ка­сим Мах­муд ибн Умар ибн Му­хам­мад ибн Умар За­мах­ша­ри. ‎Этот ве­ли­кий уче­ный ро­дил­ся в 467 го­ду хидж­ры в хо­рез­м­ском се­ле За­мах­шар, а умер в 538 го­ду ‎хидж­ры. Он был по­гре­бен в сво­ем род­ном се­ле (се­ло За­мах­шар рас­по­ло­же­но в 30 ки­ло­мет­рах от ‎го­ро­да Таш­ха­уз в Рес­пуб­ли­ке Тур­к­ме­нис­тан). Имам За­мах­ша­ри из­вес­тен тем, что на­пи­сал ‎мно­жест­во книг по раз­лич­ным на­укам и од­ним из са­мых зна­ме­ни­тых его про­из­ве­де­ний яв­ля­ет­ся ‎кни­га таф­си­ра под на­зва­ни­ем «Каш­шаф ан ха­ка­и­ки ва уй­у­нил ако­ви­ли фи вуд­жу­хит та­ъ­вил», ‎ко­то­рая мно­гим из­вест­на под на­зва­ни­ем «Каш­шаф».‎

‎4. Имам Фах­рид­дин Абу Аб­дул­лах Му­хам­мад ибн Умар ибн Ху­сайн Ра­зи ро­дил­ся в 534 ‎го­ду хидж­ры в го­ро­де Рай и боль­шую часть сво­ей жиз­ни про­вел в Хо­рез­ме. Его кни­га таф­си­ра под ‎на­зва­ни­ем «Ма­фа­ти­хул гайб» бы­ла из­вест­на сре­ди слу­жи­те­лей на­уки опи­са­ни­ем ‎вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду ая­та­ми и свя­зей меж­ду су­ра­ми, а так­же ря­дом дру­гих до­сто­инств. Имам ‎Ра­зи умер в 660 го­ду хидж­ры.‎

‎5. Имам Абул Ба­ра­кат Аб­дул­лах ибн Ах­мад ибн Мах­муд На­са­фи. Этот ве­ли­кий имам ‎ро­дил­ся в го­ро­де На­саф (ны­не го­род Кар­ши). Имам На­са­фи умер в 701 го­ду хидж­ры. Имам ‎На­са­фи при со­зда­нии сво­ей кни­ги таф­си­ра под на­зва­ни­ем «Ма­да­ри­кут тан­зил» ис­поль­зо­вал ‎таф­сир За­мах­ша­ри «Каш­шаф». Кни­га «Ма­да­ри­кут тан­зил» има­ма На­са­фи до на­ших дней не ‎по­те­ря­ло сла­ву и поль­зу­ет­ся боль­шим по­че­том сре­ди уче­ных и ис­ка­те­лей зна­ний, и во мно­гих ‎ис­лам­ских учеб­ных за­ве­де­ни­ях ис­поль­зу­ет­ся в ка­чест­ве учеб­но­го по­со­бия.‎

Кро­ме то­го, в Мо­ва­ра­ун­нах­ре име­ет­ся мно­жест­во таф­си­ров, та­ких как «Ит­кан», «Таф­си­ри ‎Ну­ъ­ма­ни», «Таф­си­ри Тибь­ян», «Таф­си­ри Мав­ла­на Чар­хи», ко­то­рые бы­ли на­пи­са­ны на мест­ных ‎язы­ках, т.е. на тад­жик­ском, уз­бек­ском, та­тар­ском и дру­гих язы­ках. Сле­ду­ет на­пом­нить, что кни­ги ‎этих из­вест­ных му­фас­си­ров се­год­ня име­ют­ся в биб­лио­те­ках и му­зе­ях Уз­бе­кис­та­на и, в част­нос­ти, ‎они су­щест­ву­ют и в биб­лио­те­ке при Управ­ле­нии по де­лам ре­ли­гии му­суль­ман Уз­бе­кис­та­на. ‎Уче­ные и ис­сле­до­ва­те­ли ис­поль­зу­ют эти кни­ги в на­уч­ных дис­пу­тах, про­во­дя­щих­ся в рам­ках ‎служ­бы Ис­ла­му и му­суль­ма­нам. Да удос­то­ит Все­выш­ний Ал­лах их всех до­сти­же­ни­ем бла­гих дел, ‎ко­то­рые угод­ны Ему Са­мо­му и до­воль­ст­ву­ют Его! Аминь!‎

Из "Таф­си­ри Хи­лал"

Ис­точ­ник: http://islam.uz/

 

___________________________________

i‎ Та­би­ъ­и­ны — по­ко­ле­ние, сле­ду­ю­щее пос­ле спо­движ­ни­ков По­слан­ни­ка Ал­ла­ха сал­лал­ла­ху ‎алай­хи ‎ва­сал­лам.‎

‎ii‎ Ид­ж­ти­хад — досл. «пpоявление усеpдия по­сред­ст­вом име­ю­щих­ся воз­мож­нос­тей», ‎‎«на­стой­чи­вость»; ‎при­ло­же­ние уси­лий по вы­ве­де­нию по­ло­же­ний ша­ри­а­та из опи­сан­ных ‎до­ка­за­тельств в Ку­ръ­а­не и сун­не ‎По­слан­ни­ка Ал­ла­ха сал­лал­ла­ху алай­хи ва­сал­лам.‎

iii ‎ Би­дъа – но­вов­ве­де­ние, ка­са­ю­ще­е­ся ре­ли­ги­оз­но­го пред­пи­са­ния, ко­то­ро­го не бы­ло в ‎ис­лам­ском ‎ша­ри­а­те во вре­ме­на Про­ро­ка сал­лал­ла­ху алай­хи ва­сал­лам. ‎

iiii ‎ Фатх — досл. «от­кры­тие»; при­об­ще­ние ка­ко­го-ли­бо края с Ис­ла­мом. Му­суль­ма­не, если ‎при­быв в од­но мес­то, ‎при­во­дят мест­ных лю­дей в об­ще­ние с Ис­ла­мом, то мес­то на­зы­ва­ет­ся ‎‎«под­верг­ну­тым фат­ху».‎



Оставить ответ