Прежде чем поговорить о муфассирах (толкователях Куръана) и науке тафсир в Маварауннахре, давайте бросим взгляд на историю возникновения и развития этой великой науки.
Слово тафсир лексически означает «толкование», «раскрытие» и «прояснение». Но в терминологии улемов дается следующее определение:
«Тафсир – это наука, посредством которой человек в меру своих сил изучает волеизъявление Аллаха в Священном Куръане».
Эта великая наука возникла во времена Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Потому как он пояснял людям значения Священного Куръана посредством своей сунны и отвечал на вопросы сподвижников о значениях аятов Куръана. Наука тафсир досталась в наследство великим сподвижникам от Пророка алайхиссалам. Однако их уровни постижения данной науки были разными. Именно поэтому, если у кого-нибудь из них возникала потребность в постижении значения отдельных аятов, он спрашивал у других, более знающих сподвижников.
Наибольшую известность в науке тафсир среди сподвижников обрели Абу Бакр Сиддик, Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн Масъуд, Убай ибн Каъб и другие. Да будет доволен Всевышний Аллах всеми ими. А табиъиныi учились тафсиру у сподвижников. И многие из них прославились своими достижениями в этой науке. К их числу можно отнести таких личностей, как Муджахид ибн Джабр Макки, Икрима, Саид ибн Джубайр, Ата ибн Аби Рабаха и другие.
За эти два века, то есть в эпоху сподвижников и табиъинов, тафсир имел форму устных преданий и пересказов, но не был записан в компилированной форме. Как утверждает досточтимый шейх Мухаммад Фазил ибн Ашур в своей книге под названием «Тафсир ва рижалуху», человеком, написавшим первую книгу тафсира, был Абдулмалик ибн Джурайдж, который умер в 149 году хиджры. С составлением данной книги наука тафсира вступила в свою новую эпоху. Эта эпоха – время сочинения книг. В начале этого периода своими трудами обрели известность Мухаммад ибн Джарир Табари, Яхья ибн Салам, Абу Бакр Нисабури и другие муфассиры. В процессе своего возникновения и развития наука тафсир разделилась на несколько частей. Мы упомянем о некоторых этих частей.
Первая часть – «Тафсир бил маъсур». В тафсире этой части муфассир дает толкование аятов Куръана переданными достоверными хадисами и изречениями сподвижников. Наиболее известными тафсирами, написанными таким способом, являются книга имама Мухаммада ибн Джарира ат-Табари «Джамиъул байан фи тафсирил Куръан», тафсир «Маъалимут танзил» имама Абу Мухаммада Хусайна ибн Масъуда ибн Мухаммада Багави, «Тафсирул Куръанил азим» имама Имадуддина Исмаила ибн Касир, «Ад-дурул мансур фи тафсир бил маъсур» имама Джалалиддина Суюти.
Вторая часть – «Ат-тафсир бир раъй». В этой части муфассир дает толкование исходя из своего мнения и иджтихадаii, а эти два, в свою очередь, делятся на допустимое и недопустимое. При толковании допустимым методом, муфассир делает тафсир, опираясь на надежные источники и отдалившись от невежества, заблуждений. А в недопустимой части муфассир делает тафсир с примесью бидъыiii и заблуждением, и посему, все видные ученые запретили такой метод толкования. Напомним наиболее известные из тафсиров, составленных допустимым методом: книга «Мафатихул гайб» имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Умара ибн Хусайна Фахриддина Рази, «Анварут танзил ва асрарут таъвил» имама Насруддина Абдуллаха ибн Умара ибн Мухаммада ибн Али Байзави, «Мадарукут танзил ва хакаикут таъвил» имама Абул Бараката Абдуллаха ибн Ахмада ибн Махмуда Насафи.
Третья часть – «Тафсирул ишари». В этой части муфассир не придает значения на видимый (явный) смысл аята, а делает тафсир, основываясь на его скрытых намеках. Такой способ присущ только представителям пути тариката и деятелей тасаввуфа (суфизма). Наиболее известными тафсирами по этой части являются книга «Гараибул Куръан ва рагаибул Фуркан» имама Низамуддина Хасана ибн Мухаммада Хусайна Хурасани Найсабури, «Ароисул байан фи хакаикул Куръан» имама Ширази.
Как мы уже говорили, книг тафсиров Куръана очень много. Не будет преувеличением, если скажем, что у каждого времени, места, народа, нации, страны и группы есть свое толкование, свой тафсир. Безграничный интерес всего мира, в частности, мусульманского света к Священному Куръану побуждал ученых постоянно изучать его, писать к нему толкования. Доказательством наших слов служит то, что уже в древности были написаны отдельные тома объемных книг тафсиров и книг о муфассирах. В данном же вступлении мы нашли приемлимым дать лишь очень короткую информацию об истории науки тафсира.
А теперь, с вашего позволения, давайте вкратце остановимся на сведениях о науке тафсир и муфассирах в Маварауннахре. В старинных Исламских источниках нынешняя Средняя Азия упоминается как «Маварауннахр» и «Хурасан». В исторических Исламских книгах упоминаются также названия Бухары, Самарканда, Насафа, Термеза (Тирмиз), Касана, Шаша, Ферганы, Мерва, Гургенча и других городов. Все эти города расположены в нашей стране, многие из них до сих пор именуются своими древними названиями.
Весь Исламский мир очень хорошо знает, что этот край вырастил великих ученых, стяжавших всемирную славу по всем наукам и, в том числе, по Исламским наукам. В их число входят такие науки, как хадисоведение, тавхид (единобожие), грамматика арабского языка, мусульманское право и многие другие. Мы же сейчас собираемся поговорить только о тафсире и муфассирах в Маварауннахре.
После того, как пришли мусульмане и открыли для Ислама (фатхiiii) эти земли, Аллах Пречистый Он и Всевышний озарил наш край светом Ислама. Когда местное население приняло Ислам, ранние мусульмане стали обучать новых мусульман Исламским наукам. Среди этих дисциплин была и наука тафсир. Как известно, коренное население этих краев ещё до Ислама было знакомо с некоторыми направлениями науки и культуры. В силу этих причин, как утверждает Ибн Халдун, у них имелась необходимая квалификация для принятия и развития Исламских знаний. По прошествии небольшого времени появилась школа мухаддисов и они были признаны первыми людьми, собравшими произведения о тафсире Куръана. Их предводителем был имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Бухари. Как упоминается в книге «Кашфуз Зуннун», он написал отдельную книгу тафсира под названием «Тафсирул Кабир», но, к сожалению, данная книга не дошла до нас. Несмотря на это, имам Бухари оставил великое произведение по науке тафсира, в его книге «Джамиъус сахих» имеется более тысячи хадисов, касающихся тафсира Священного Куръана.
Ко второму веку хиджры, когда наука тафсир уже отделилась от хадиса и стала самостоятельной дисциплиной, в Маварауннахре выросли великие муфассиры, а их слава распространилась по всему миру. Упомянем некоторых из них:
1. Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Матуриди. Родился в селе Матурид недалеко от Самарканда и скончался в 333 году хиджры. Большинство его произведений были по науке тавхид (единобожия), т.е. науке калам. Имам Матуриди в своем тафсире под названием «Таъвилату ахлис сунна» пошел по пути ученых науки калам и составил толкование аятов Священного Куръана, применив вероубеждение мазхаба Ахлус сунна вал джамаа («Люди сунны и общины», подавляющее большинство мусульман мира).
2. Имам Абу Лайс Наср ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрахим Самарканди. Этот человек был известен под именем Имам Хади, умер в 373 году хиджры. Имам Абу Лайс Самарканди написал множество книг. А книгу тафсира назвал «Бахрул улум» и это толкование принадлежит к разряду «Тафсир бил маъсур».
3. Имам Джаруллах Абул Касим Махмуд ибн Умар ибн Мухаммад ибн Умар Замахшари. Этот великий ученый родился в 467 году хиджры в хорезмском селе Замахшар, а умер в 538 году хиджры. Он был погребен в своем родном селе (село Замахшар расположено в 30 километрах от города Ташхауз в Республике Туркменистан). Имам Замахшари известен тем, что написал множество книг по различным наукам и одним из самых знаменитых его произведений является книга тафсира под названием «Кашшаф ан хакаики ва уйунил аковили фи вуджухит таъвил», которая многим известна под названием «Кашшаф».
4. Имам Фахриддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ибн Хусайн Рази родился в 534 году хиджры в городе Рай и большую часть своей жизни провел в Хорезме. Его книга тафсира под названием «Мафатихул гайб» была известна среди служителей науки описанием взаимоотношений между аятами и связей между сурами, а также рядом других достоинств. Имам Рази умер в 660 году хиджры.
5. Имам Абул Баракат Абдуллах ибн Ахмад ибн Махмуд Насафи. Этот великий имам родился в городе Насаф (ныне город Карши). Имам Насафи умер в 701 году хиджры. Имам Насафи при создании своей книги тафсира под названием «Мадарикут танзил» использовал тафсир Замахшари «Кашшаф». Книга «Мадарикут танзил» имама Насафи до наших дней не потеряло славу и пользуется большим почетом среди ученых и искателей знаний, и во многих исламских учебных заведениях используется в качестве учебного пособия.
Кроме того, в Моварауннахре имеется множество тафсиров, таких как «Иткан», «Тафсири Нуъмани», «Тафсири Тибьян», «Тафсири Мавлана Чархи», которые были написаны на местных языках, т.е. на таджикском, узбекском, татарском и других языках. Следует напомнить, что книги этих известных муфассиров сегодня имеются в библиотеках и музеях Узбекистана и, в частности, они существуют и в библиотеке при Управлении по делам религии мусульман Узбекистана. Ученые и исследователи используют эти книги в научных диспутах, проводящихся в рамках службы Исламу и мусульманам. Да удостоит Всевышний Аллах их всех достижением благих дел, которые угодны Ему Самому и довольствуют Его! Аминь!
Из "Тафсири Хилал"
Источник: http://islam.uz/
___________________________________
i Табиъины — поколение, следующее после сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
ii Иджтихад — досл. «пpоявление усеpдия посредством имеющихся возможностей», «настойчивость»; приложение усилий по выведению положений шариата из описанных доказательств в Куръане и сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
iii Бидъа – нововведение, касающееся религиозного предписания, которого не было в исламском шариате во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
iiii Фатх — досл. «открытие»; приобщение какого-либо края с Исламом. Мусульмане, если прибыв в одно место, приводят местных людей в общение с Исламом, то место называется «подвергнутым фатху».