История древнего Ближнего Востока знает немало нашествий чужеземных племен и кровопролитных войн. Однако нашествие скифов из района Предкавказья и Восточной Европы в Переднюю Азию является особым историческим феноменом. Небольшая орда кочевников держала в страхе цивилизованные народы Передней Азии около полувека и даже смогла научить их особенностям скифской военной тактики и прочим военным премудростям. Попробуем и мы, на материале исследований ученых–историков, приоткрыть завесу над этими событиями давно минувших лет. Реконструировать страницы истории пребывания скифов в областях Ближнего Востока можно лишь на основании античных источников, ассирийской хроники и библейских текстов.
А для образного понимания особенностей скифских завоеваний прочтем отрывок из прекрасной книги Б. Жандарбекова «Саки» (Алматы, 1993), в котором автор реконструирует психологию эпохи поистине артистично. Не следует пренебрегать возможностями изящной словесности, когда она сопряжена с эрудицией и талантом. «Грозная Ассирия оказалась не такой уж непреодолимой преградой для этих дикарей, и прорвавшиеся скифы, словно ураган, пронеслись по всей Передней Азии. Они топтали копытами своих коней цветущие поля и нивы, приводя в упадок земледелие — основу жизни этого края. Их стрелы не знали промаха, а зверино-дикий вой наводил ужас и сеял страх. Самые могущественные и богатейшие страны мира трепетали перед этой необузданной силой». Пророки народов Передней Азии предрекали гибель всему живому от этих страшных и беспощадных кочевников, которые «…держат в руках лук и стрелы. Их голос шумит, как море. Они мчатся на конях, выстроившись, как один человек, чтобы сразиться с врагом, и никто не может противостоять им!» [пророк Иеремия].
Впервые скифы упоминаются в восточных текстах в царствование ассирийского царя Асархаддона в 679 году до н.э. Асархаддон упоминает их в качестве союзников враждебного Ассирии государства Манна: «Я рассеял людей Манны, непокорных гутиев, и войско Ишпакая-скифа, союзника, не спасшего их, я убил оружием». Таким образом, на первом этапе своего пребывания в Передней Азии скифы выступают в качестве врагов ассирийцев, хотя в дальнейшем нередко выступают их союзниками.
Скифы в истории древнего Ближнего Востока были достаточно активной политической силой. Их пребывание здесь выступало как важный фактор в развитии политических событий между концом VIIIи началом VIв. до н.э., во многом дестабилизировавший устоявшую ситуацию.
Присутствие скифских племен на севере Передней Азии и западе Ирана существенно способствовало становлению в этих горных районах кочевого скотоводства, с того времени широко здесь распространившегося. Скифы оказали огромное влияние и на распространение у народов Ближнего Востока неизвестных там прежде приемов стрельбы из лука и военной тактики. У самих скифов совершенствование навыков коневодства и верховой езды, сбруи, стрелкового дела, включая эволюцию форм лука, стрел и их лучше всего известных по археологическим находкам наконечников, создало условия для широкого применения отрядов конных лучников, способных свободно вести стрельбу с коня на скаку (а ведь всадники переднеазиатских государств того периода вели стрельбу с коня только исключительно благодаря помощнику-правчему). Все названные новшества скифы принесли с собой на земли Ближнего Востока. Недаром, по свидетельству Геродота, мидяне отдавали своих юношей скифам для обучения стрельбе из лука.
Скифы проникли в Переднюю Азию не позже первой четверти VIIв. до н.э. и, как явствует из клинописных текстов, в начале 670-х годов воевали с ассирийцами как союзники маннеев, а затем мидян. Однако в конце 670-х годов скифский вождь Партатуа (Геродот именует его Прототием) требует себе в жены дочь великого царя Ассирии Асархаддона. Хотя и вопрос женитьбы скифского вождя на ассирийской царевне в исторической науке до сих пор остается открытым, но скорее всего ассирийская правящая династия была вынуждена отправить в гарем скифского вождя одну из своих дочерей. У великой Ассирии в конце своей политической истории для решения скифской проблемы другого выхода просто не было. Вновь процитируем небольшой отрывок из книги Б. Жандарбекова «Саки»: «Но и этого показалось мало новоиспеченному монарху (Партатуа), и он, решив породниться с царскими фамилиями Передней Азии, потребовал не от кого-нибудь, а от царя самой Ассирии — Асархаддона его дочь себе в жены! И, неслыханное дело, вместо того, чтобы стереть с лица земли варварское царство с его дикими обитателями, владыка Ассирии смиренно выслушал наглое требование и покорно исполнил его — выдал свою выросшую в холе и неге дочь за косматого, неотесанного, пропахшего конским потом и бараньим салом предводителя кочевников.Величайшая держава Азии молча снесла смертельный удар по своему самолюбию, и это возвестило всему миру о близком конце ассирийской империи».
Как известно, у скифского вождя Партатуа был весьма энергичный сын – Мадий, который вероятнее всего приходился внуком ассирийского царя Асархаддона, племянником самого ученого из царей Ассирии — Ашшурбанапала и двоюродным братом (кузеном)последних царей этой переднеазиатской империи –Ашшур-этель-илани и Син-шарри-ишкуна.Вполне естественно, что Партатуа оставил своим наследником Мадия, который уже по праву своего рождения играл одну из лидирующих ролей в переднеазиатской политической арене. И не ошибся…. Скифский царь Мадий прославился как успешный полководец. Он наголову разгромил грозных киммерийцев и их союзников в Малой Азии – фракийское племя триров. Доставалось от него практически всем странам описываемого региона.Мадий смог сосредоточить в своих руках руководство всеми вторгшимися в восточные земли скифами.
Согласно Геродоту, скифские отряды в это время активно действовали во многих областях Ближнего Востока, совершали дальние походы по этой территории, разграбили и обложили данью многие народы и страны. И это несмотря на относительную малочисленность скифского войска на Ближнем Востоке. Ведь они никогда поголовно не покидали европейских степей. Значительная часть скифской орды оставалась в степях Предкавказья. Походы же оттуда в области древнего Ближнего Востока совершались неоднократно и различными по численности и составу силами – как большими массами взрослых мужчин-скифов, так и отрядами молодежи. Новые группы могли присоединяться к скифам, уже находившимся в Передней Азии, или заступать на место возвращающихся из походов отрядов, но могли действовать и самостоятельно в разных регионах древнего Ближнего Востока. Благодаря пассажам Помпея Трога, мы узнаем, что военные экспедиции скифов с района Кавказа в регионы древнего Ближнего Востока носили регулярный характер.
По Геродоту, скифы пребывали в Передней Азии около 28 лет. «Отец истории» Геродот, вероятнее всего, ошибается. Длительность скифских завоеваний в этом регионе была куда более продолжительной. Даже если исходить из того, что первым скифским вождем-завоевателем был упомянутый в ассирийских хрониках Ишпакай, а после его смерти власть перешла к Партатуа-Прототию и Мадию, то период скифского засилья в Передней Азии был не менее полувека.
У скифов в Азии были места постоянной дислокации, но они и не смогли создать государства объединяющего их «метрополию», т.е. степи к северу от Кавказа и завоеванные азиатские земли.
Среди важнейших эпизодов действий скифов в Передней Азии, привязанных к походу Мадия, у Геродота названы их вмешательство в борьбу между Ассирией и Мидией, приведшее к прекращению мидийцами столицы Ассирии – города Ниневии, а затем скифский поход на Египет. Геродот повествует о том, как фараон Египта Псамметих встретил их на территории Сирии богатыми дарами и таким образом сумел уговорить их отказаться от вторжения в его страну. В этом же рассказе упоминается разграбление скифами храма местной богини в сирийском городе Аскалоне.
Историки любят повторять, что «у каждого Наполеона есть свое Ватерлоо». Мадий и его окружение стали жертвами интриг мидийского царя Киаксара(правил Мидией около 40 лет), который решив избавиться от скифского владычества над Азией, пригласил множество скифов к себе на пир и, напоив допьяна, вместе со своими воинами перебил их. Остатки скифов-завоевателей были вынуждены бесславно вернуться в свои степи.