Скифы в Передней Азии

Ис­то­рия древ­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка зна­ет не­ма­ло на­шест­вий чу­же­зем­ных пле­мен и кро­воп­ро­лит­ных войн. Од­на­ко на­шест­вие ски­фов из рай­о­на Пред­кав­казья и Вос­точ­ной Ев­ро­пы в Пе­ред­нюю Азию яв­ля­ет­ся осо­бым ис­то­ри­чес­ким фе­но­ме­ном. Не­боль­шая ор­да ко­чев­ни­ков дер­жа­ла в стра­хе ци­ви­ли­зо­ван­ные на­ро­ды Пе­ред­ней Азии око­ло по­лу­ве­ка и да­же смог­ла на­учить их осо­бен­нос­тям скиф­ской во­ен­ной так­ти­ки и про­чим во­ен­ным пре­муд­рос­тям. По­про­бу­ем и мы, на ма­те­ри­а­ле ис­сле­до­ва­ний уче­ных–ис­то­ри­ков, при­от­крыть за­ве­су над эти­ми со­бы­ти­я­ми дав­но ми­нув­ших лет. Ре­кон­ст­ру­и­ро­вать стра­ни­цы ис­то­рии пре­бы­ва­ния ски­фов в об­лас­тях Ближ­не­го Вос­то­ка мож­но лишь на ос­но­ва­нии ан­тич­ных ис­точ­ни­ков, ас­си­рий­ской хро­ни­ки и биб­лей­ских текс­тов.

А для об­раз­но­го по­ни­ма­ния осо­бен­нос­тей скиф­ских за­во­е­ва­ний про­чтем от­ры­вок из пре­крас­ной кни­ги Б. Жан­дар­бе­ко­ва «Са­ки» (Ал­ма­ты, 1993), в ко­то­ром ав­тор ре­кон­ст­ру­и­ру­ет пси­хо­ло­гию эпо­хи по­ис­ти­не ар­тис­тич­но. Не сле­ду­ет пре­не­бре­гать воз­мож­нос­тя­ми изящ­ной сло­вес­нос­ти, ког­да она со­пря­же­на с эру­ди­ци­ей и та­лан­том. «Гроз­ная Ас­си­рия ока­за­лась не та­кой уж не­пре­одо­ли­мой пре­гра­дой для этих ди­ка­рей, и про­рвав­ши­е­ся ски­фы, слов­но ура­ган, про­нес­лись по всей Пе­ред­ней Азии. Они топ­та­ли ко­пы­та­ми сво­их ко­ней цве­ту­щие по­ля и ни­вы, при­во­дя в упа­док зем­ле­де­лие — ос­но­ву жиз­ни это­го края. Их стре­лы не зна­ли про­ма­ха, а зве­ри­но-ди­кий вой на­во­дил ужас и се­ял страх. Са­мые мо­гу­щест­вен­ные и бо­га­тей­шие стра­ны ми­ра тре­пе­та­ли пе­ред этой не­обуз­дан­ной си­лой». Про­ро­ки на­ро­дов Пе­ред­ней Азии пред­ре­ка­ли ги­бель все­му жи­во­му от этих страш­ных и бес­по­щад­ных ко­чев­ни­ков, ко­то­рые «…дер­жат в ру­ках лук и стре­лы. Их го­лос шу­мит, как мо­ре. Они мчат­ся на ко­нях, вы­стро­ив­шись, как один че­ло­век, что­бы сра­зить­ся с вра­гом, и ни­кто не мо­жет про­ти­во­сто­ять им!» [про­рок Иере­мия].

Впер­вые ски­фы упо­ми­на­ют­ся в вос­точ­ных текс­тах в цар­ст­во­ва­ние ас­си­рий­ско­го ца­ря Асар­хад­до­на в 679 го­ду до н.э. Асар­хад­дон упо­ми­на­ет их в ка­чест­ве со­юз­ни­ков враж­деб­но­го Ас­си­рии го­су­дар­ст­ва Ман­на: «Я рас­се­ял лю­дей Ман­ны, не­по­кор­ных гу­ти­ев, и вой­ско Иш­па­кая-ски­фа, со­юз­ни­ка, не спас­ше­го их, я убил ору­жи­ем». Та­ким об­ра­зом, на пер­вом эта­пе сво­е­го пре­бы­ва­ния в Пе­ред­ней Азии ски­фы вы­сту­па­ют в ка­чест­ве вра­гов ас­си­рий­цев, хо­тя в даль­ней­шем не­ред­ко вы­сту­па­ют их со­юз­ни­ка­ми.

Ски­фы в ис­то­рии древ­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка бы­ли до­ста­точ­но ак­тив­ной по­ли­ти­чес­кой си­лой. Их пре­бы­ва­ние здесь вы­сту­па­ло как важ­ный фак­тор в раз­ви­тии по­ли­ти­чес­ких со­бы­тий меж­ду кон­цом VIIIи на­ча­лом VIв. до н.э., во мно­гом дес­та­би­ли­зи­ро­вав­ший усто­яв­шую си­ту­а­цию.

При­сут­ст­вие скиф­ских пле­мен на се­ве­ре Пе­ред­ней Азии и за­па­де Ира­на су­щест­вен­но спо­собст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию в этих гор­ных рай­о­нах ко­че­во­го ско­то­водст­ва, с то­го вре­ме­ни ши­ро­ко здесь рас­прост­ра­нив­ше­го­ся. Ски­фы ока­за­ли ог­ром­ное вли­я­ние и на рас­прост­ра­не­ние у на­ро­дов Ближ­не­го Вос­то­ка не­из­вест­ных там преж­де при­емов стрель­бы из лу­ка и во­ен­ной так­ти­ки. У са­мих ски­фов со­вер­шенст­во­ва­ние на­вы­ков ко­не­водст­ва и вер­хо­вой ез­ды, сбруи, стрел­ко­во­го де­ла, вклю­чая эво­лю­цию форм лу­ка, стрел и их луч­ше все­го из­вест­ных по ар­хео­ло­ги­чес­ким на­ход­кам на­ко­неч­ни­ков, со­зда­ло усло­вия для ши­ро­ко­го при­ме­не­ния от­ря­дов кон­ных луч­ни­ков, спо­соб­ных сво­бод­но вес­ти стрель­бу с ко­ня на ска­ку (а ведь всад­ни­ки пе­ред­не­ази­ат­ских го­су­дарств то­го пе­ри­о­да ве­ли стрель­бу с ко­ня толь­ко ис­клю­чи­тель­но бла­го­да­ря по­мощ­ни­ку-прав­че­му). Все на­зван­ные нов­шест­ва ски­фы при­нес­ли с со­бой на зем­ли Ближ­не­го Вос­то­ка. Не­да­ром, по сви­де­тельст­ву Ге­ро­до­та, ми­дя­не от­да­ва­ли сво­их юно­шей ски­фам для обу­че­ния стрель­бе из лу­ка.

Ски­фы про­ник­ли в Пе­ред­нюю Азию не поз­же пер­вой чет­вер­ти VIIв. до н.э. и, как явст­ву­ет из кли­но­пис­ных текс­тов, в на­ча­ле 670-х го­дов вое­ва­ли с ас­си­рий­ца­ми как со­юз­ни­ки ман­не­ев, а за­тем ми­дян. Од­на­ко в кон­це 670-х го­дов скиф­ский вождь Пар­та­туа (Ге­ро­дот име­ну­ет его Про­то­ти­ем) тре­бу­ет се­бе в же­ны дочь ве­ли­ко­го ца­ря Ас­си­рии Асар­хад­до­на. Хо­тя и во­прос же­нить­бы скиф­ско­го вож­дя на ас­си­рий­ской ца­рев­не в ис­то­ри­чес­кой на­уке до сих пор оста­ет­ся от­кры­тым, но ско­рее все­го ас­си­рий­ская пра­вя­щая ди­нас­тия бы­ла вы­нуж­де­на от­пра­вить в га­рем скиф­ско­го вож­дя од­ну из сво­их до­че­рей. У ве­ли­кой Ас­си­рии в кон­це сво­ей по­ли­ти­чес­кой ис­то­рии для ре­ше­ния скиф­ской про­бле­мы дру­го­го вы­хо­да прос­то не бы­ло. Вновь про­ци­ти­ру­ем не­боль­шой от­ры­вок из кни­ги Б. Жан­дар­бе­ко­ва «Са­ки»: «Но и это­го по­ка­за­лось ма­ло но­во­ис­пе­чен­но­му мо­нар­ху (Пар­та­туа), и он, ре­шив по­род­нить­ся с цар­ски­ми фа­ми­ли­я­ми Пе­ред­ней Азии, по­тре­бо­вал не от ко­го-ни­будь, а от ца­ря са­мой Ас­си­рии — Асар­хад­до­на его дочь се­бе в же­ны! И, не­слы­хан­ное де­ло, вмес­то то­го, что­бы сте­реть с ли­ца зем­ли вар­вар­ское цар­ст­во с его ди­ки­ми оби­та­те­ля­ми, вла­ды­ка Ас­си­рии сми­рен­но вы­слу­шал наг­лое тре­бо­ва­ние и по­кор­но ис­пол­нил его — вы­дал свою вы­рос­шую в хо­ле и не­ге дочь за кос­ма­то­го, нео­те­сан­но­го, про­пах­ше­го кон­ским по­том и ба­рань­им са­лом пред­во­ди­те­ля ко­чев­ни­ков.Ве­ли­чай­шая дер­жа­ва Азии мол­ча снес­ла смер­тель­ный удар по сво­е­му са­мо­лю­бию, и это воз­вес­ти­ло все­му ми­ру о близ­ком кон­це ас­си­рий­ской им­пе­рии».

Как из­вест­но, у скиф­ско­го вож­дя Пар­та­туа был весь­ма энер­гич­ный сын – Ма­дий, ко­то­рый ве­ро­ят­нее все­го при­хо­дил­ся вну­ком ас­си­рий­ско­го ца­ря Асар­хад­до­на, пле­мян­ни­ком са­мо­го уче­но­го из ца­рей Ас­си­рии — Аш­шур­ба­на­па­ла и дво­ю­род­ным бра­том (ку­зе­ном)по­след­них ца­рей этой пе­ред­не­ази­ат­ской им­пе­рии –Аш­шур-этель-ила­ни и Син-шар­ри-иш­ку­на.Впол­не ес­тест­вен­но, что Пар­та­туа оста­вил сво­им на­след­ни­ком Ма­дия, ко­то­рый уже по пра­ву сво­е­го рож­де­ния иг­рал од­ну из ли­ди­ру­ю­щих ро­лей в пе­ред­не­ази­ат­ской по­ли­ти­чес­кой аре­не. И не ошиб­ся…. Скиф­ский царь Ма­дий про­сла­вил­ся как успеш­ный пол­ко­во­дец. Он на­го­ло­ву раз­гро­мил гроз­ных ким­ме­рий­цев и их со­юз­ни­ков в Ма­лой Азии – фра­кий­ское пле­мя три­ров. До­ста­ва­лось от не­го прак­ти­чес­ки всем стра­нам опи­сы­ва­е­мо­го ре­гио­на.Ма­дий смог сос­ре­до­то­чить в сво­их ру­ках ру­ко­водст­во все­ми вторг­ши­ми­ся в вос­точ­ные зем­ли ски­фа­ми.

Со­глас­но Ге­ро­до­ту, скиф­ские от­ря­ды в это вре­мя ак­тив­но дейст­во­ва­ли во мно­гих об­лас­тях Ближ­не­го Вос­то­ка, со­вер­ша­ли даль­ние по­хо­ды по этой тер­ри­то­рии, раз­гра­би­ли и об­ло­жи­ли данью мно­гие на­ро­ды и стра­ны. И это не­смот­ря на от­но­си­тель­ную ма­ло­чис­лен­ность скиф­ско­го вой­ска на Ближ­нем Вос­то­ке. Ведь они ни­ког­да по­го­лов­но не по­ки­да­ли ев­ро­пей­ских сте­пей. Зна­чи­тель­ная часть скиф­ской ор­ды оста­ва­лась в сте­пях Пред­кав­казья. По­хо­ды же от­ту­да в об­лас­ти древ­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка со­вер­ша­лись не­од­но­крат­но и раз­лич­ны­ми по чис­лен­нос­ти и со­ста­ву си­ла­ми – как боль­ши­ми мас­са­ми взрос­лых муж­чин-ски­фов, так и от­ря­да­ми мо­ло­де­жи. Но­вые груп­пы мог­ли при­со­еди­нять­ся к ски­фам, уже на­хо­див­шим­ся в Пе­ред­ней Азии, или за­сту­пать на мес­то воз­вра­ща­ю­щих­ся из по­хо­дов от­ря­дов, но мог­ли дейст­во­вать и са­мос­то­я­тель­но в раз­ных ре­гио­нах древ­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка. Бла­го­да­ря пас­са­жам Пом­пея Тро­га, мы узна­ем, что во­ен­ные экс­пе­ди­ции ски­фов с рай­о­на Кав­ка­за в ре­гио­ны древ­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка но­си­ли ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер.

По Ге­ро­до­ту, ски­фы пре­бы­ва­ли в Пе­ред­ней Азии око­ло 28 лет. «Отец ис­то­рии» Ге­ро­дот, ве­ро­ят­нее все­го, оши­ба­ет­ся. Дли­тель­ность скиф­ских за­во­е­ва­ний в этом ре­гио­не бы­ла ку­да бо­лее про­дол­жи­тель­ной. Да­же если ис­хо­дить из то­го, что пер­вым скиф­ским вож­дем-за­во­е­ва­те­лем был упо­мя­ну­тый в ас­си­рий­ских хро­ни­ках Иш­па­кай, а пос­ле его смер­ти власть пе­ре­шла к Пар­та­туа-Про­то­тию и Ма­дию, то пе­ри­од скиф­ско­го за­силья в Пе­ред­ней Азии был не ме­нее по­лу­ве­ка.

У ски­фов в Азии бы­ли ме­с­та по­сто­ян­ной дис­ло­ка­ции, но они и не смог­ли со­здать го­су­дар­ст­ва объ­еди­ня­ю­ще­го их «мет­ро­по­лию», т.е. сте­пи к се­ве­ру от Кав­ка­за и за­во­е­ван­ные ази­ат­ские зем­ли.

Сре­ди важ­ней­ших эпи­зо­дов дейст­вий ски­фов в Пе­ред­ней Азии, при­вя­зан­ных к по­хо­ду Ма­дия, у Ге­ро­до­та на­зва­ны их вме­ша­тельст­во в борь­бу меж­ду Ас­си­ри­ей и Ми­ди­ей, при­вед­шее к пре­кра­ще­нию ми­дий­ца­ми сто­ли­цы Ас­си­рии – го­ро­да Ни­не­вии, а за­тем скиф­ский по­ход на Еги­пет. Ге­ро­дот по­вест­ву­ет о том, как фа­ра­он Егип­та Псам­ме­тих встре­тил их на тер­ри­то­рии Си­рии бо­га­ты­ми да­ра­ми и та­ким об­ра­зом су­мел уго­во­рить их от­ка­зать­ся от втор­же­ния в его стра­ну. В этом же рас­ска­зе упо­ми­на­ет­ся раз­граб­ле­ние ски­фа­ми хра­ма мест­ной бо­ги­ни в си­рий­ском го­ро­де Ас­ка­ло­не.

Ис­то­ри­ки лю­бят пов­то­рять, что «у каж­до­го На­по­лео­на есть свое Ва­тер­лоо». Ма­дий и его окру­же­ние ста­ли жерт­ва­ми ин­триг ми­дий­ско­го ца­ря Ки­ак­са­ра(пра­вил Ми­ди­ей око­ло 40 лет), ко­то­рый ре­шив из­ба­вить­ся от скиф­ско­го вла­ды­чест­ва над Ази­ей, при­гла­сил мно­жест­во ски­фов к се­бе на пир и, на­по­ив до­пья­на, вмес­те со сво­и­ми во­и­на­ми пе­ре­бил их. Остат­ки ски­фов-за­во­е­ва­те­лей бы­ли вы­нуж­де­ны бес­слав­но вер­нуть­ся в свои сте­пи.



Оставить ответ