Религия кочевых народов Средней Азии – это один из вариантов древнеиранской религии. Судя по данным погребального обряда, элементы зороастризма проникали и в религию кочевников, особенно непосредственно соседствовавших с оседлыми областями. Но вообще правоверный зороастриец религию кочевников понимал как нечто чуждое. О массагетах, одном из сакских племен, античные авторы (Геродот, Страбон) писали, что они почитают богом солнце и приносят ему в жертву коней, посвящая светилу самых быстрых животных. Но и в Авесте есть такое выражение: «Мы молимся Солнцу, Бессмертному свету, чьи кони быстры». Налицо параллелизм между сообщениями о религии массагетов и авестийскими верованиями. Авеста содержит и объяснение связи между божеством Солнца и конями: древние иранцы представляли себе движение солнца по небу в виде сверкающей повозки, в которую были запряжены небесные кони. Близкие верования были и у древних индийцев. Вообще, эти верования имеют индоевропейское происхождение.
Массагеты клялись «богом Солнца, владыкой массагетов» (Геродот). Такая клятва сохранилась у некоторых ираноязычных жителей Памира (ваханцы, ишкашимцы, таджики и др.), а само солнце именуют термином, восходящим к имени Ахурамазды – верховного божества зороастризма. Причем клятва Солнцем (точнее, «головой солнца») у современных памирцев считается очень сильной. Возможно, эти представления об Ахурамазде – Солнце – реликт древних верований памирских саков (на Восточном Памире проживали в I тысячелетии до н.э. сакские племена).
У среднеазиатских саков был развит культ огня, тесно связанный с почитанием божества Солнца. Хотя огонь почитался еще индоевропейцами и, позже, индоиранцами, лишь у иранцев, как это видно по памятникам зороастрийской религии, огонь имел столь важное и всеобъемлющее значение.
Верования, связанные с огнем в Авесте, во многом (но не во всем!) могут быть сопоставлены с огнем, называемым Агни в древнеиндийской религии. Однако в Авесте нет божества Агни, оно заменено другим божеством. Термин для «огня» в Авесте – это Атар. Он применяется как для обозначения огня вообще, так и в специальном смысле: священный огонь, жертвенный огонь и, наконец, огонь как божество – сын Ахурамазды.
В Гатах «огонь» носит эпитет «Красный Атар» и тесно ассоциирован с Ахурамаздой. Огонь – сын Ахурамазды. Роль огня в повседневной жизни зафиксирована в Авесте – Атар, бог Огня, назван «домовладыкой всех домовладений». Он характеризуется как «пылающий», «красный» и т.д. В Авесте Атар носит, в частности, титул «сильный», «могущественный», причем он оказывает помощь благочестивому зороастрийцу, от него зависят все блага жизни: «Подари мне, о Атар, сын Ахурамазды, быстро счастье, крепкую защиту, богатую жизнь».
О распространенном в Бактрии почитании божества огня свидетельствует наличие бактрийских имен, в состав которых входило имя бога огня.
Разумеется, не Заратуштра изобрел культ огня – он был распространен у древних иранских кочевых (как и оседлых) народов задолго до возникновения зороастризма.
Так, у саков, живших в Семиречье, были бронзовые жертвенники. Кроме того, есть специальные курильницы. В нескольких случаях такие предметы впущены в могилы или же являлись составными элементами жертвенно-культовых обрядов, связанных с огнем. Эти обряды входили в погребальный цикл.
Очень существенно также, что в сакском погребальном обряде наряду с трупоположением находили применение сожжение погребальных сооружений и кремация покойников. Следы такого культа известны по сакским погребениям Памира и Приаралья. Наиболее яркие материалы получены в Семиречье. В Бесшатырском могильнике огромная насыпь первого кургана опоясана по внешнему краю кольцом из 94 каменных оградок. При раскопках выяснилось, что внутри каждой оградки горел огонь. Очевидно, в какой-то момент погребальной церемонии в каждой из оградок зажигался огонь, и покойник переходил в иной мир, окруженный сотней пылающих костров. Нет никакого сомнения, что это было связано с культом огня. Это кольцо огней могло выполнять двоякую функцию. С одной стороны, оно образовывало «огненный барьер», препятствующий душе покойника вернуться в мир живых. С другой стороны, поднимающееся вверх пламя костров помогало душе умершего вознестись к обители богов.
Пантеон среднеазиатских зороастрийцев в ахеменидское время был несравненно шире. Во главе его стояло верховное божество Ахурамазда. Вначале он создал шесть Амэша-Спэнта, которые являются его проявлениями и помощниками. Все вместе они покровительствуют всему живому и обеспечивают его благоденствие. Одним из важнейших божеств был Митра – божество договора. Вместе с тем он солнечное божество, сам прекрасный воин и покровитель праведных воинов. Также был распространен культ Вэртрагны, божества Войны и Победы, который мог воплощаться в вепря, быка, коня, верблюда и т.д. Несомненно, почитались и другие зороастрийские божества.
Существовала развития мифология, опирающаяся на древнеиранские (и на индоиранские) представления и тесно связанная с религией. Так, у саков, как показывает анализ головных уборов, имелось представление о трехчастности мироздания, о наличии нижнего, среднего и верхнего миров. Древний историк Квинт Курций Руф сообщает, что сакские послы рассказывали Александру Македонскому, что их народу боги дали упряжку быков, плуг, копье, стрелу и чашу. Упряжка быков и плуг нужны были для пропитания, чаша – для возлияний богам, стрела и копье – для обороны от врагов. Аналогичный мифологический сюжет был и у «европейских» скифов. Сакские послы, прибывшие к Александру, утверждали, что саки свято соблюдают любую договоренность, считая, что нарушение договора – это обман богов. Вероятно, и в сакском пантеоне было божество договора, древнеиранский Митра.
Относительно погребального обряда саков имеется сообщение Ктесия, которое дошло до нас в передаче другого античного автора – Диодора. Он пишет о том, что саками одно время управляла отважная и мудрая царица Зарина. Она усмирила соседние племена и, кроме того, «привела большую часть страны в более возделанный вид, основала немало новых городов и вообще создала своему народу более счастливую жизнь». Соотечественники, в благодарность за все это, после смерти построили гробницу в форме огромной пирамиды. «Над гробницей возвели ее колоссальную золотую статую, воздали героические почести и всякие другие, более пышные, чем те, которые были оказаны ее предкам» (Диодор). Из этого текста, если исключить несомненные преувеличения, следует, что для выдающихся представителей аристократической верхушки саки возводили очень крупные погребальные сооружения, на которые ставили скульптурные изваяния, возможно, из драгоценных металлов. Имеются изваяния, но высеченные из камня у скифов, а также у саков Прикаспия; очень крупные погребальные сооружения сакского времени открыты археологами в Семиречье. Существенно, что в тексте Ктесия говорится также о каких-то погребальных обрядах.
Могильники саков известны в горах и на равнинных территориях. Они принадлежали разным племенным объединениям и очень отличались между собой. Могильники состоят из курганов – над захоронением насыпался холм (от совсем небольшого до огромного). Оно могло быть одиночным, парным (мужчина и женщина) или же там находилось несколько погребенных. Захоронение производилось в могиле, имеющей вид ямы или ямы с дромосом (вытянутым спуском в могилу). Во многих случаях на дне ямы устраивалась специальная погребальная камера со стенами из бревен или камня. Наряду с этим совершались погребения на тогдашней поверхности, причем нередко покойник помещался в погребальную постройку, которая сооружалась из жердей и веток, часто такие постройки сжигались. Известны и значительно более капитальные деревянные наземные постройки. Вблизи погребенного часто находят следы тризны. Забота о покойнике проявлялась в разной форме: он клался в одежде и обуви на специальную подстилку, устраивались изголовья, могилы имели деревянный настил и т.д. В погребение помещали различные предметы, которые должны были служить покойнику в ином мире. Это были различные жертвенники, ритуальные котелки, мужчинам клали оружие, женщинам – зеркала и всякого рода украшения. В погребениях обычно есть керамика, а также бронзовые сосуды, предметы конской упряжи, ножи, шилья и т.д. В сакских погребениях Средней Азии было много предметов искусства, особенно связанных со «звериным стилем», для которого характерны сочетание реализма со значительной условностью. Саки прекрасно знали звериный мир, облик и поводки животных, которых они изображали как в покое, так и часто в движении, в борьбе травоядных и хищников. Нередко животные изображались в таких позах как и ракурсах, которые не встречаются или невозможны в жизни, для этого выделяли (в преувеличенном виде) отдельные, обычно характерные, части тела. Порой вместо изображения фигуры животного или птицы воспроизводилась лишь голова или клюв. В целом это совершенно своеобразное искусство, привлекающее своей экспрессией и выразительностью.
Курганы сакской эпохи иногда поражают величиной и сложностью конструкции. Обычно это «царские» курганы, содержащие захоронения представителей высшей знати того или иного племени. Таким являлся Бесшатырский могильник, расположенный в среднем течении р. Или. Среди курганов есть большие (диаметром до 100 м и при высоте 17 м), средние и малые. Это бревенчатые конструкции, состоящие из трех частей: коридора-дромоса, вестибюля, небольшой подквадратной камеры. Стены состояли из отесанных бревен, горизонтально уложенных между зажимающими их врытыми в грунт вертикальными столбами. Перекрытие – накат из бревен, а затем камышовые маты. Бесшатырские курганы являлись настоящими, притом сложными, архитектурными сооружениями, для возведения которых потребовалась огромная затрата труда.
Представление о пышности и богатстве погребений в «царских» курганах дает курган из могильника Иссык, расположенного в 50 км восточнее города Алматы. Он состоит из больших курганов (диаметром до 90 м). В одном из них (диаметр насыпи 60 м, высота – 6 м) под насыпью имелись два погребения. Центральное было полностью ограблено, но боковое не было обнаружено древними грабителями и сохранилось полностью. В яме находилась погребальная камера, стены которой состояли из обработанных деревянных бревен, а пол был дощатым. В камере лежал на спине костяк погребенного мужчины. Покойник был положен в могилу одетым в свой парадный костюм с головным убором и обувью, с мечом и кинжалом. Он был одет в короткий подпоясанный кафтан, под которым находилась нательная рубашка. И рубашка, и кафтан были сплошь покрыты золотыми бляхами. Столько же богато были украшены и штаны. На голове был очень высокий головной убор с четырьмя стрелами по бокам. На головном уборе в три яруса располагались золотые украшения, что, вероятно, отражало сакские представления о трехчастности мироздания. Особенно эффектно выглядело украшение, находившееся в основании убора, — это обращенные в противоположные стороны протомы двух рогатых коней, соединенные общим туловищем с двумя крыльями. Головной убор увенчивала статуэтка горного барана – архара. Баран являлся одним изолицетворений Фарна – божества царской судьбы и счастья.
Сверкающий золотом костюм погребенного создавал иллюзию, что это не останки земного человека, а «золотой человек», небожитель, перешедший в иной мир. Кроме того, в камере находились бытовые вещи, в том числе большая и малая серебряные чаши, бронзовая чаша, серебряная ложка, много керамических сосудов. Все это отражало сакские верования, восходящие к индоиранскому религиозно-мифологическому прошлому.
Литература:
1) Литвинский Б.А. Средняя Азия в ахеменидское время. Религия // История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй (под ред. А.В. Седова). М., 2004.
2) Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
3) Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. М., 1963.
4) Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного автора Ктесия. Душанбе, 1975.