Правда о крестовых походах

Крес­то­вые по­хо­ды тра­ги­чес­кая стра­ни­ца в ис­то­рии му­суль­ман­ских на­ро­дов Ближ­не­го Вос­то­ка. В от­но­ше­нии крес­то­вых по­хо­дов со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ци­ей еди­но­душ­но вы­не­сен вер­дикт – это кро­ва­вые, не­спра­вед­ли­вые и бес­смыс­лен­ные за­хват­ни­чес­кие вой­ны за­пад­но­ев­ро­пей­ских фе­о­да­лов, ко­то­рые про­во­ди­лись в 1096–1270 гг. по под­стре­ка­тельст­ву ка­то­ли­чес­кой церк­ви под ло­зун­гом осво­бож­де­ния хрис­ти­ан­ских свя­тынь в Па­лес­ти­не из-под влас­ти му­суль­ман.

Участ­ни­ки крес­то­вых по­хо­дов на­ши­ва­ли на одеж­ду кре­с­ты как сим­вол их «бла­го­чес­ти­вых» на­ме­ре­ний. Ис­тин­ной при­чи­ной крес­то­вых по­хо­дов ста­ла рос­кош­ная жизнь и без­ум­ные тра­ты ма­те­ри­аль­ных средств фе­о­даль­ной зна­ти в Ев­ро­пе, ко­то­рая под­толк­ну­ла их на по­ис­ки но­вых ис­точ­ни­ков бо­гатств. Не­ма­ло­важ­ную роль сыг­ра­ло и то, что Ва­ти­кан хо­тел под­чи­нить се­бе пра­во­слав­ную цер­ковь и рас­ши­рить свои вла­де­ния на Вос­то­ке. Фор­маль­ный по­вод – вой­на тур­ков-сельд­жу­ков с Ви­зан­ти­ей, ко­то­рая при­зва­ла на по­мощь ев­ро­пей­ских хрис­ти­ан.

Ду­хов­ным и свет­ским пра­ви­те­лям Ев­ро­пы вна­ча­ле уда­лось при­влечь к по­хо­ду бед­ную часть на­се­ле­ния. Бед­ня­ков за­ма­ни­ва­ли воз­мож­ностью быст­ро­го обо­га­ще­ния и «про­ще­ни­ем всех гре­хов». Быст­ро по­няв, что хрис­ти­ан­ские ли­де­ры пре­сле­ду­ют свои лич­ные це­ли, бед­но­та по­сте­пен­но ото­шла от учас­тия в крес­то­вых по­хо­дах.

Пер­вый крес­то­вый по­ход. В 1095 го­ду в Клер­мо­не па­па Ур­бан II со­звал под свои зна­ме­на око­ло 100 ты­сяч че­ло­век и на­пра­вил эти вой­ска на Ближ­ний Вос­ток. По­хо­дом ру­ко­во­ди­ли знат­ные лю­ди ев­ро­пей­ских ко­ро­лев­ских дво­ров. Пе­ре­не­ся мно­жест­во ли­ше­ний, хрис­ти­а­не за­хва­ты­ва­ют в 1099 го­ду Иеру­са­лим. Сред­не­ве­ко­вые хро­ни­с­ты со­хра­ни­ли мно­жест­во сви­де­тельств жес­то­кос­ти и ди­кос­ти крес­то­нос­цев по от­но­ше­нию к жи­те­лям Па­лес­ти­ны (му­суль­ма­нам, ев­ре­ям и про­чим). На­се­ле­ние Иеру­са­ли­ма бы­ло вы­ре­за­но пол­ностью. Иеру­са­лим стал сто­ли­цей Иеру­са­лим­ско­го ко­ро­левст­ва.

Вто­рой крес­то­вый по­ход (1147-1149). По­во­дом для это­го по­хо­да яви­лось взя­тие Эдес­сы сельд­жу­ка­ми в 1144 го­ду. По­ход воз­гла­ви­ли фран­цуз­ский ко­роль Лю­до­вик VII и не­мец­кий ко­роль Кон­рад III. Не­смот­ря на то, что по­ход воз­гла­ви­ли лич­но ев­ро­пей­ские ко­ро­ли, он окон­чил­ся пол­ным про­ва­лом крес­то­нос­цев.

Тре­тий крес­то­вый по­ход (1189-1192) был вы­зван воз­вра­ще­ни­ем му­суль­ма­нам Иеру­са­ли­ма в 1187 го­ду Са­лах-ад-ди­ном. По­ход воз­гла­ви­ли гер­ман­ский им­пе­ра­тор Фрид­рих I Бар­ба­рос­са, фран­цуз­ский ко­роль Фи­липп II Ав­густ и ан­глий­ский ко­роль Ри­чард I Льви­ное Серд­це. Как и пер­вые два по­хо­да этот по­ход так­же за­кон­чил­ся про­ва­лом крес­то­нос­цев. Не­уда­ча это­го по­хо­да вы­зва­на раз­ног­ла­си­я­ми сре­ди са­мих крес­то­нос­цев, враж­дой но­вых хрис­ти­ан­ских го­су­дарств Ближ­не­го Вос­то­ка и Ви­зан­ти­ей. Не­ма­лую роль сыг­ра­ло и кон­со­ли­да­ция му­суль­ман­ских го­су­дарств Ближ­не­го Вос­то­ка про­тив ино­зем­ных за­хват­чи­ков.

Чет­вер­тый крес­то­вый по­ход. Он был ор­га­ни­зо­ван па­пой Ин­но­кен­ти­ем III и при­вел к раз­гро­му и за­во­е­ва­нию хрис­ти­ан­ских го­ро­дов: За­да­ра в Дал­ма­ции (1202) и Кон­стан­ти­но­по­ля (1204) – сто­ли­цы Ви­зан­тии. На опре­де­лен­ной час­ти Ви­зан­тии крес­то­нос­цы об­ра­зо­ва­ли Ла­тин­скую им­пе­рию. Тот факт, что хрис­ти­а­не раз­гра­би­ли и уби­ва­ли сво­их еди­но­вер­цев яс­но по­ка­зы­ва­ет гра­би­тель­ский ха­рак­тер всех крес­то­вых по­хо­дов в це­лом.

Так­же од­ним из следст­вий па­губ­но­го вли­я­ния ре­ли­ги­оз­но­го фа­на­тиз­ма ста­ли дет­ские крес­то­вые по­хо­ды в 1212 го­ду, ко­то­рые унес­ли жиз­ни де­сят­ков ты­сяч де­тей.

Осталь­ные крес­то­вые по­хо­ды (с 5-го по 8-ой) но­си­ли от­кро­вен­но за­во­е­ва­тель­ный ха­рак­тер.

Пя­тый крес­то­вый по­ход (1217-1221) был на­прав­лен про­тив Егип­та и окон­чил­ся без­ре­зуль­тат­но.

Шес­той крес­то­вый по­ход (1228-1229) по­зво­лил хрис­ти­а­нам вре­мен­но вер­нуть Иеру­са­лим. Его воз­глав­лял гер­ман­ский им­пе­ра­тор Фрид­рих II. Од­на­ко в 1244 го­род был вновь отво­е­ван му­суль­ма­на­ми.

Седь­мой (1248-1254) и Вось­мой (1270) крес­то­вые по­хо­ды под ру­ко­водст­вом фран­цуз­ско­го ко­ро­ля Лю­до­ви­ка IX «Свя­то­го» бы­ли на­прав­ле­ны в Се­вер­ную Аф­ри­ку (Еги­пет и Ту­нис) и так­же окон­чи­лись пол­ным про­ва­лом крес­то­нос­цев.

В ито­ге мож­но ска­зать, что крес­то­вые по­хо­ды бы­ли бес­смыс­лен­ным истреб­ле­ни­ем мил­ли­о­нов лю­дей и при­нес­ли не­по­пра­ви­мый ущерб на­ро­дам Вос­то­ка.

Ис­точ­ник: Ис­то­ри­чес­кая эн­цик­ло­пе­дия. — М., Из­да­тельст­во "Со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия", 1973-1982.



1 комментарий

  1. «Немаловажную роль сыграло и то, что Ватикан хотел подчинить себе православную церковь и расширить свои владения на Востоке.»

    Что автор имеет в виду под понятием православная церковь?

    в 1054 году было разделение на Римско-Католическую, Вселенскую церковь и на Греко-Кафолическую, Правоверную церковь! Не было никакой православной церкви!

Оставить ответ