От клинописи до Топкапы

В исламском мире, где чтение и грамотность высоко ценились за их возможность к доступу к пониманию священного Корана и другим наукам, книги всегда имели ценность и свою особую красоту. Некоторые из самых красивых из них, имея изысканный переплет и тончайшие иллюстрации, в их красивых каллиграфических исполнениях, составляли часть огромных коллекций, собранных состоятельными людьми и великими улемами своего времени, для личного использования, либо в качестве пожертвований для мечетей и религиозных фондов вакф. На протяжении всей истории количество их то уменьшалось, то увеличивалось, но одно остается непоколебимой истиной – то, что есть на сегодня из этих книг остается настоящей сокровищницей, являющейся свидетельницей многих эпох.  

Чуть более пяти тысяч лет назад торговцы в древнем Шумере, (ныне территория современного Ирака) случайно обнаружили, что им весьма неудобно отслеживать свои коммерческие сделки по памяти. К примеру, нужно было запомнить сколько быков было продано компаньону из соседней деревни и сколько тот, должен был выложить на бочку. Для облегчения своего быта, на протяжении определенного времени, люди постепенно изобрели способ передачи информации в их мельчайших деталях, в виде клиновидных значков на глиняных табличках размером с ладонь.

Затем, как и сейчас, новые решения породили новые проблемы. Необходимо было найти способ отслеживать не сами произведенные сделки, а глиняные таблички, на которых они были зафиксированы со всей территории между реками Тигр и Евфрат. И вот, у одного неизвестного нам замечательного человека возникла идея, а не собрать ли все эти таблички в единое хранилище в кладовой королевского двора, где все «коммерческие документы» могли бы храниться в упорядоченном виде. Таким образом, если торговец утверждал (по забывчивости, а может и нет), что не получал оплаты за быков от компаньона из соседней деревни, то проверить это можно было через глиняную табличку, где было написано, что оплата была произведена, и тем самым успешно урегулировать спор.

Вскоре, в таких единых хранилищах можно было найти всевозможные документы со всей Месопотамии. В них были тексты не только коммерческого характера, но и касающиеся религии, управления, администрации, права, истории, математики, медицины, астрономии, а также сведения о продуктах питания и напитках, не говоря уже композициях чисто литературного характера.

Примерно чуть более в тысячу километров от Месопотамии в Египте произошли аналогичные события, но в более ограниченном масштабе. Вместо того, чтобы делать записи клинописными значками на таблицах, люди там пишут на растительных многослойных пластах –папирусах – в живописном пиктографическом стиле, который мы называем сегодня египетскими иероглифами.

Хотя мы не знаем кто придумал первый картотечный каталог и не знаем, когда и кем было отправлено первое письменное уведомление, одно мы знаем точно – классификация рукописных материалов зародилось именно на Ближнем Востоке, где письменность было изобретено более или менее двумя цивилизациями примерно в один и тот же период.

Со временем, огромные архивы глиняных табличек шумеров и других народов Древнего Ближнего Востока утратили свою былую актуальность. На их место пришли классические библиотеки греко-римской цивилизации. Самой известной библиотекой тех времен была Великая Библиотека Александрии, за ней появились другие библиотеки Византии и Сасанидов Персии. И вот поэтому, когда арабы мусульмане, открывая новые земли распространяли Ислам во все уголки Ближнего Востока и Северной Африки, Священный Коран изучался на землях, где письменные хранилища уже были частью культурного ландшафта на протяжении трех с половиной тысяч лет.

Мы почти ничего не знаем о библиотеках самых ранних десятилетий Ислама, в период правления Омейядской династии (661-750 гг.). Очевидно тогда книги на арабском языке не имели еще широкого применения. Отрывки из Корана были написаны на пергаменте, что было тогда затратным и трудоемким делом. Большинство документов были написаны на папирусе, который должен был доставляться прямиком из Египта, кроме того он имел малый срок хранения во влажном климате.

Более обширные библиотеки эпохи Аббасидов (750-1258 гг.) стали возможными благодаря открытиям мусульман территорий Центральной Азии. В июле 751 года на реке Талас в близи города Тараз (Джамбульская область, Казахстан) армия аббасида Зияда бин Салаха одержала победу над китайской армией под командованием корейского генерала Као Сянь Чи.

Китайские мастера изготовляют бумагу в Самарканде

Китайские мастера изготовляют бумагу в Самарканде

Политическая важность битвы при Таласе велика. Стоить заметить, что это единственный случай в истории, когда столкнулись между собой арабские и китайские армии, хотя китайцы часто совершали набеги на племена тех территорий. Битва оказала огромное влияние на все культурно-интеллектуальное наследие того времени, поскольку она стала ключевым звеном в заимствовании западом древнего китайского ремесла – производства бумаги.

Арабский историк ат-Тагалиби (961 г.) подробно описывает это событие в своей книге «латайф аль-магариф» (любопытные познания).

Самаркандская бумага вытеснила египетский папирус и пергамент, которые использовали предыдущие поколения много лет. Все это потому, что он выглядит лучше, его лучше производить и на нем удобно писать. Такая бумага производилась только в двух местах, в Самарканде и Китае. Автор книги «китаб аль-мамалик валь-масалик» рассказывает, что среди китайских военнопленных, захваченных Зиядом бин Салахом и привезенных в Самарканд были и некоторые ремесленники, которые затем будут изготовлять бумагу в Самарканде. В дальнейшем бумага превращается в основной производимый и экспортируемый товар для жителей Самарканда. Ценность этого изобретения была велика, его повсюду использовали.

Дальнейшее продвижение бумаги на запад от Самарканда нам не известно. Однако мы знаем, что к 794 году в Багдаде уже действовала бумажная фабрика и подобные фабрики вскоре могли быть найдены и на других территориях халифата. Папирус быстро ушел в небытие. Бумага стала настолько распространенной, что каирские бакалейщики одиннадцатого века использовали ее для упаковки своих овощей и фруктов для своих клиентов, как сегодня это можно увидеть во многих современных супермаркетах.

Более того, производство бумаги значительно снизило стоимость книг, что привело к быстрому распространению частных библиотек во всем исламском мире. Книжных лавок и медресе стало еще больше, уровень грамотности вырос. К примеру, в библиотеке Частер Битти в Дублине есть религиозная рукопись, датированная десятым веком, в исполнении простого Мосульского ремесленника для личного использования.

Упорядоченные книги по дисциплинам

Упорядоченные книги по дисциплинам

Между тем, в христианской Европе не было ни одного центра бумажного производства до самой середины XII века. Даже в самых важных монашеских библиотеках Западной Европы книг насчитывалось не более нескольких сотен, тогда как многочисленные мусульманские библиотеки имели коллекцию в более десятков, а то и сотен тысяч книг. Вот поэтому европейцам не удастся найти христианский аналог рукописи простого Мосульского ремесленника.

Первой, действительно значимой библиотекой в исламском мире был тот, который ассоциируется с знаменитым Байт аль-Хикмой, или «Домом Мудрости», в Багдаде. Согласно источникам, «Дом Мудрости» был основан в 830 году аббасидским халифом аль-Мамуном, хотя на тот момент уже существовали библиотеки, поддерживаемые халифами.

Известный арабо-американский историк Филипп Хитти описал «Дом Мудрости» как «академию и центром переводов. На протяжении своего существования это заведение доказала свою важность, не сравнимой ни с другими подобными заведениями, с момента основания Александрийской библиотеки более десяти веков назад».

В «Доме Мудрости» ученые многих национальностей и религий переводили на арабские, греческие, персидские и индийские языки трактаты по алгебре, логике, астрономии, философии, а также писали комментарии к этим текстам. Тиражировались и оригинальные труды. В дополнение к этим научным работам в библиотеке этого института размещались многочисленные экземпляры Корана и сборников хадисов; книги по исламской юриспруденции и теологии; сборники поэзии; работы по генеалогии, истории, географии и грамматике; справочные работы; книги пословиц, басен, анекдотов, и т. п. произведения литературы. С некоторыми отличиями данный сборник по этим предметам составляли ядро ​​всех великих библиотечных фондов средневекового исламского мира.

Кроме того, доступ к книгам «Дома Мудрости» предоставлялся всем без исключения и совершенно бесплатно, этому примеру следовали другие библиотеки аббасидского халифата. В результате такого подхода обучаться и заниматься наукой мог каждый желающий, чего не было в христианской Европе в средние века.

Библиотека «Дома Мудрости» служила в свое время образцом для всего мусульманского мира. В этой библиотеке, благодаря арабским и персидским историкам и географам, хранились сведения об обширных территориях мусульманского мира, начиная от Испании и до Азии, со всеми городами и селениями.

В мусульманской Испании самой знаменитой библиотекой была Кордовская Библиотка.  Это была гордость халифа аль-Хакама II аль-Мустансира (961-976 гг.), который был ученым с небольшой репутацией. Аль-Хакам велел своим людям отправиться в Александрию, Дамаск и Багдад, скупить там множество оригинальных книг, а своим каллиграфам и переплётчикам размножить их. Таим образом, по свидетельству историков, его библиотека, легко превышала количество в 400 000 книг, названия которых содержались в 44-томном каталоге.

Для сравнения, королевская библиотека фатимидов в Каире, основанная халифом аль-Азизом (975-996 гг.), содержала около 200 000 томов, в том числе около 2400 экземпляров Священного Коран для общего пользования и оригинальную копию истории посланников аль-Табари. Эта библиотека позже была включена в «Дом Мудрости», который был основан в Каире преемником аль-Азиза аль-Хакимом (996-1021 гг.). По словам историка аль-Макризи, сборник «Дома Мудрости» фатимидского Каира был открыт «всем, без различия ранга, всем, желающим просто почитать, либо использовать книги как источник для своих научных работ».

Каллиграфы за работой

Каллиграфы за работой

Кордова считалась городом почитателей книг. Основатели меценаты общедоступных библиотек могли отдавать баснословные цены за редчайший экземпляр книги, особенно если тот имел изысканное исполнение, прочный переплет и красивый почерк.

На востоке исламского халифата тоже были свои прекрасные библиотеки. Истори аль-Макдиси описывает библиотеку, основанную в Ширазе правителем Байид «Адуд аль-Даул» (976-983 гг.), где книги были отсортированы по своему тематическому направлению и аккуратно уложены в огромных украшенных книжных шкафах. «Нет ни одной из видов наук книги которых не приобрел бы принц», — пишет аль-Макдиси.

Значимые библиотеки того времени также существовали и в Басре, Мосуле и Райе, но, возможно, самым влиятельным в восточном исламском мире на тот период была библиотека Бухары. Блестящий ученый Ибн Сина, позже известный в Западной Европе как Авиценна, жил в Бухаре во время правления амира Нуха ибн Мансура (976-997 гг.).

Ибн Сина писал, что в библиотеке очень много комнат, каждая комната была отведена для книг в той или иной дисциплине. «Я видел в этих сборниках книги, о которых мало кто слышал даже о их названиях, и которых я сам никогда и нигде не видел ни до, ни после», — вспоминал он.

Два века спустя появляются огромные библиотеки в Мерве (Туркмения) и Хорезме. Они считались самыми впечатляющими библиотеками на исламском Востоке. Но к сожалению, их постигла печальная участь. Они полностью были сожжены безграмотными монголами во время своих варварских набегов.

Монголы и на Западе берберы, за всю историю своего существования смогли уничтожить огромное количество книг, многие из которых уже утрачены для нас на всегда. Но к счастью, появлялись все новые и новые по мере расширения влияния ислама. К примеру, в Индии, Османской Турции и Моголе были созданы лучшие подобия «Дома Мудрости».

Фактически Стамбул оказался основным местом по сбору исламских манускриптов. Стамбульские библиотеки не переставали пополняться ни в мирное время, в ни во время войн. Сейчас в них хранятся огромное количество рукописей на турецком, персидском и арабских языках. Среди коллекций, в столице Османской империи, преобладала библиотека дворца Топкапы.

Сегодня новые библиотеки продолжают появляться по всему миру ислама, не только в Северной Африке, Саудовской Аравии и на остальном Ближнем Востоке, но все чаще в таких странах, как Пакистан, Бангладеш, Малайзия и Индонезия. Повсюду новый прообраз «Дома Мудрости» продолжает процветать, и это через более чем одиннадцать столетий после появления первого «Дома Мудрости» в Багдаде.



Оставить ответ