По происхождению и языку население Аравийского полуострова с древних времен было однородным. Исследователи не исключают, что до прихода семитов на Аравийском полуострове, в доисторические времена здесь жили какие-то представители иных рас и племен, предположительно негроидных и/или дравидийских, которые были частично вытеснены, частично ассимилированы семитами. После ряда миграционных процессов здесь остались лишь арабы.
Разбросанные на громадной территории, арабские племена вели кочевой, полуоседлый и оседлый образ жизни, занимались преимущественно скотоводством и оазисным земледелием. Подсобное значение для них сохраняли также охота и собирательство. На окраинах Аравийского полуострова некоторые племена занимались прибрежными морскими промыслами. Ведущее место в скотоводческом хозяйстве принадлежало разведению верблюдов и мелкого скота, овец и коз. Постепенное установление засушливого климата, изменение природной среды и ухудшение условий человеческого обитания на Аравийском полуострове привели к сокращению объема земледелия, выдвижению на первое место верблюдоводства, вытеснению крупного скота мелким, переходу все больших масс населения к полукочевому и кочевому образу жизни.
Основной единицей социальной организации арабов был коллектив кровных родственников, состав которого мог колебаться существенно – от большой патриархальной семьи до крупного племени. Независимые родо-племенные коллективы, управляемые советом старейшин и вождями, вели натуральное хозяйство, имели своих богов и святилища, собственных прорицателей и поэтов, самостоятельно вели счет поколениям, семейным и родственным связям, памятным событиям.
Взаимоотношения родов и племен регулировались неписанными законами обычного права и своеобразного кодекса чести. Вынужденные вести нескончаемую борьбу за существование в условиях скудной природы, племена остро соперничали друг с другом и нередко вступали в стычки за право пользования или обладания пастбищами, водными источниками, оазисами. Стычки перерастали порой в продолжительные войны, сопровождавшиеся уводом в плен, кровной местью, разбоем. Но настоятельная необходимость выжить принуждала племена не доводить дело до взаимного истребления, искать пути к взаимным уступкам и примирению. Вновь устанавливались напряженные мирные отношения, носившие обычно иерархический характер, несмотря на все уважение кочевников к вольности и независимости: племена различались по численности боеспособных воинов, богатству и родовитости.
На сухопутных границах Аравийского полуострова арабы приходили в соприкосновение с соседними, более цивилизованными народами, обменивая продукты своего натурального хозяйства на ремесленные изделия, ткани, оружие, украшения. Они также держали в своих руках транзитную торговлю, снаряжая верблюжьи караваны и проводя их по дорогам, пересекавшим Аравию с юга на север и с запада на восток. Главный торговый тракт пролегал вдоль горной цепи Хиджаз близ Красного моря, по нему перевозили в Восточное Средиземноморье благовония из Южной Аравии и товары, доставляемые морским путем из Восточной Африки и Индии.
Мирные отношения арабов с соседями периодически сменялись враждебными действиями, зачинщиками которых обычно выступали кочевники, совершавшие грабительские набеги. Боевые отряды арабских племен, быстро передвигаясь на верблюдах, нападали и уходили внезапно; подвижные и сплоченные, они представляли значительную военную силу. Ближневосточные государства были вынуждены считаться с арабами и вели по отношению к ним политику сдерживания или же привлекали их на свою сторону и брали к себе на службу. Так поступали ассирийские и нововавилонские цари, в войска которых входили отряды арабской верблюжьей кавалерии. Для них Аравия была источником беспокойства, варварской периферией, которую они стремились усмирить и подчинить своему влиянию. Сходную политику проводили позднее римские, византийские и персидские правители.
В первые века до и после нашей эры активность арабов возросла, их присутствие все больше ощущалось в Палестине, Сирии и Месопотамии. Это связывают с дальнейшим ухудшением экологических условий и относительной перенаселенностью Аравии, а также с усовершенствованием верблюжьего седла, что способствовало увеличению боевой мощи и мобильности арабского племенного ополчения. В раннеклассовых государствах римской эпохи, Набатее и Пальмире, преобладало арабское население, хотя официальным языком служили письменные арамейские диалекты. Когда весь Ближний Восток оказался поделенным между двумя могущественными империями: Византией и Сасанидским Ираном, сложились два тесно связанных с ними вассальными отношениями арабских княжеств – Гассанидское в районе Дамаска и Лахмидское (со столицей в г. Хира) на нижнем Евфрате.
Византия и Иран постоянно стремились усилить свое непосредственное влияние в Аравии и использовать ее во взаимной борьбе друг с другом. Во второй половине VI в. Византия побуждала Эфиопию к расширению ее владений в западной части Аравии, но поход эфиопских войск на Мекку закончился для них неудачно. Иран, со своей стороны, послал войска в Южную Аравию и обеспечил себе прямое военное присутствие. Иранский наместник лишил власти ослабевших южноарабских правителей и стал насаждать зороастризм. Так, на грани VII в. Аравия была окончательно втянута в политическую и идеологическую орбиту Ближнего Востока.
По материалам: Очерки истории арабской культуры V-VX вв. М., «Наука», 1982.