Набонид

Лич­ность по­след­не­го ца­ря Ва­ви­ло­на – На­бо­ни­да (556 – 539 гг. до н.э.), еще в древ­нос­ти при­вле­ка­ла вни­ма­ние ис­то­ри­ков, и до сих пор в его от­но­ше­нии не ути­ха­ют на­уч­ные спо­ры. В Вет­хом за­ве­те он на­зван «су­мас­шед­шим ца­рем», хо­тя его об­раз как по­след­не­го ва­ви­лон­ско­го пра­ви­те­ля там пе­ре­не­сен на бо­лее из­вест­но­го На­ву­хо­до­но­со­ра II. В ле­ген­де, со­хра­нив­шей­ся в ку­м­ран­ских ру­ко­пи­сях I ве­ка до н.э., рас­ска­зы­ва­ет­ся, что На­бо­нид в те­че­ние 7 лет бо­лел про­ка­зой, что трак­то­ва­лось как на­ка­за­ние за его гре­хи. В од­ном из сти­хотвор­ных текс­тов на ак­кад­ском язы­ке, со­став­лен­ных ва­ви­лон­ски­ми жре­ца­ми пос­ле за­хва­та стра­ны пер­са­ми, На­бо­нид об­ви­ня­ет­ся в бо­го­хульст­ве и не­ве­жест­ве. В свою оче­редь, пер­сид­ский царь Кир II в сво­ем Ци­лин­дре (над­пись на гли­ня­ной таб­лич­ке) на ак­кад­ском язы­ке об­ви­ня­ет На­бо­ни­да в раз­лич­ных пре­ступ­ле­ни­ях про­тив ва­ви­лон­ских хра­мов и на­ро­да.

В со­вре­мен­ной ис­то­ри­чес­кой на­уке о нем сло­жи­лось мне­ние как о «бла­го­чес­ти­вом уче­ном», «ти­хом ар­хео­ло­ге» и сла­бом ца­ре, ко­то­рый в труд­ные для стра­ны вре­мя был за­нят вос­ста­нов­ле­ни­ем хра­мо­вых зда­ний по их ста­рым пла­нам. Од­на­ко из­вест­ный ас­си­рио­лог Б. Ланд­с­бер­гер вы­ска­зал наибо­лее прав­до­по­доб­ное мне­ние, что На­бо­нид стре­мил­ся со­здать проч­ную дер­жа­ву, объ­еди­нив все ара­мей­ские пле­ме­на Пе­ред­ней Азии пе­ред ли­цом на­дви­га­ю­щей­ся со сто­ро­ны Ира­на опас­нос­ти.

Био­гра­фия На­бо­ни­да из­вест­на пло­хо. Его отец На­бу-ба­лас­су-ик­би, ско­рее все­го, был шей­хом од­но­го из ара­мей­ских пле­мен. Боль­шое вли­я­ние на не­го ока­за­ла мать – Ад­да-гу­пи, жри­ца в хра­ме Си­на («бог» Лу­ны) в Хар­ра­не и пос­ле за­хва­та это­го го­ро­да ми­дий­ца­ми бе­жа­ла со сво­им сы­ном в Ва­ви­лон. При На­ву­хо­до­но­со­ре II и Нер­гал-шар-уцу­ре На­бо­нид вы­пол­нял раз­лич­ные дип­ло­ма­ти­чес­кие по­ру­че­ния. Пос­ле при­хо­да к влас­ти На­бо­нид объ­явил, что он стал ца­рем по зо­ву «бо­га Мар­ду­ка» и яв­ля­ет­ся за­кон­ным про­дол­жа­те­лем по­ли­ти­ки На­ву­хо­до­но­со­ра и Нер­гал-шар-уцу­ра, наибо­лее про­слав­лен­ных ва­ви­лон­ских ца­рей. Он по­кло­нял­ся тра­ди­ци­он­ным «бо­гам» ва­ви­ло­нян Мар­ду­ку, На­бу, Нер­га­лу, Ша­ма­шу и т.д., но по­сте­пен­но на пер­вое мес­то стал вы­дви­гать культ «бо­га» Лу­ны Си­на, жри­цей ко­то­ро­го бы­ла его мать. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с жре­чест­вом древ­них ва­ви­лон­ских хра­мов в Ва­ви­ло­не, Бор­сип­пе, Лар­се, Уру­ке и дру­гих го­ро­дах. Сле­ду­ет так­же учесть, что «бог» Лу­ны На­бо­ни­да в дейст­ви­тель­нос­ти не яв­лял­ся тра­ди­ци­он­ным ва­ви­лон­ским «бо­гом» Си­ном, а был ско­рее по сво­ей сим­во­ли­ке и фор­мам по­кло­не­ния ара­мей­ским «бо­гом». По-ви­ди­мо­му, На­бо­нид стре­мил­ся со­здать дер­жа­ву, где мес­то Мар­ду­ка как вер­хов­но­го «бо­га» за­нял бы Син.

Од­на­ко кон­фликт меж­ду На­бо­ни­дом и жре­чест­вом ва­ви­лон­ских го­ро­дов со­зрел не сра­зу. В те­че­ние мно­гих лет он был за­нят ак­тив­ной по­ли­ти­кой на за­па­де сво­ей дер­жа­вы, стре­мясь объ­еди­нить во­круг се­бя мно­го­чис­лен­ные ара­мей­ские пле­ме­на. В 553 го­ду до н.э. На­бо­нид, вос­поль­зо­вав­шись вой­ной меж­ду Ми­ди­ей и Пер­си­ей, за­хва­тил Хар­ран, при­над­ле­жав­ший ми­дий­цам, и ве­лел вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ный во вре­мя вой­ны с ас­си­рий­ца­ми в 609 г. храм «бо­га» Си­на Эхуль­хуль, ко­то­рый вско­ре был тор­жест­вен­но освя­щен. Укре­пив свое по­ло­же­ние в Си­рии, На­бо­нид за­хва­тил об­ласть Тей­ма в се­вер­ной час­ти Цент­раль­ной Ара­вии, а в 549 го­ду пе­ре­нес ту­да и свою ре­зи­ден­цию на це­лях 10 лет, оста­вив власть в Ва­ви­ло­не сво­е­му при­ем­но­му сы­ну Бел-шар-уцу­ру (биб­лей­ский Вал­та­сар). Араб­ские об­лас­ти име­ли для На­бо­ни­да боль­шое зна­че­ние, так как к се­ре­ди­не VI ве­ка до н.э. Пер­сид­ский за­лив у бе­ре­гов Ме­со­по­та­мии был за­не­сен пес­ком и мор­ская тор­гов­ля че­рез га­ва­ни Ура ста­ла не­воз­мож­ной, а пе­ре­воз­ка то­ва­ров по су­ше сто­и­ла до­ро­го и тре­бо­ва­ла мно­го вре­ме­ни. По­это­му тор­го­вый путь по пу­с­ты­не че­рез оа­зис Тей­ма в Еги­пет имел боль­шое зна­че­ние для Ва­ви­ло­нии. В 546 го­ду пре­кра­ти­лось и дол­гое со­пер­ни­чест­во меж­ду Егип­том и Ва­ви­ло­ни­ей, так как пра­ви­те­ли обе­их стран по­ни­ма­ли, что им не­об­хо­ди­мо го­то­вить­ся к на­па­де­нию со сто­ро­ны пер­сов. Од­на­ко все уси­лия На­бо­ни­да, на­прав­лен­ные к от­ра­же­нию пер­сид­ской опас­нос­ти, ока­за­лись об­ре­чен­ны­ми на не­уда­чу. Ва­ви­лон­ское цар­ст­во от Сре­ди­зем­но­го мо­ря до Пер­сид­ско­го за­ли­ва бы­ло бло­ки­ро­ва­но пер­са­ми, ко­то­рые уже за­хва­ти­ли Ми­дию, Ли­дию и мно­гие дру­гие стра­ны. Внут­ри са­мой Ва­ви­ло­нии вли­я­тель­ные жре­чес­кие кру­ги, не­до­воль­ные по­ли­ти­кой На­бо­ни­да, го­то­вы бы­ли по­мочь лю­бо­му вра­гу по­след­не­го и жда­ли при­хо­да пер­сов как спа­си­те­лей. В ок­тяб­ре 539 го­да до н.э. Ва­ви­ло­ния бы­ла за­хва­че­на пер­са­ми и с это­го вре­ме­ни на­всег­да утра­ти­ла свою не­за­ви­си­мость.

Ав­тор: М.А. Дан­да­ма­ев. Но­во­ва­ви­лон­ская дер­жа­ва // Ис­то­рия древ­не­го Вос­то­ка: От ран­них го­су­дар­ст­вен­ных об­ра­зо­ва­ний до древ­них им­пе­рий. Под ред. А.В, Се­до­ва; Ред­кол.: Г.М. Бон­гард-Ле­вин (пред.) и др.; Ин-т вос­то­ко­ве­де­ния. М., 2004.



Оставить ответ