Личность последнего царя Вавилона – Набонида (556 – 539 гг. до н.э.), еще в древности привлекала внимание историков, и до сих пор в его отношении не утихают научные споры. В Ветхом завете он назван «сумасшедшим царем», хотя его образ как последнего вавилонского правителя там перенесен на более известного Навуходоносора II. В легенде, сохранившейся в кумранских рукописях I века до н.э., рассказывается, что Набонид в течение 7 лет болел проказой, что трактовалось как наказание за его грехи. В одном из стихотворных текстов на аккадском языке, составленных вавилонскими жрецами после захвата страны персами, Набонид обвиняется в богохульстве и невежестве. В свою очередь, персидский царь Кир II в своем Цилиндре (надпись на глиняной табличке) на аккадском языке обвиняет Набонида в различных преступлениях против вавилонских храмов и народа.
В современной исторической науке о нем сложилось мнение как о «благочестивом ученом», «тихом археологе» и слабом царе, который в трудные для страны время был занят восстановлением храмовых зданий по их старым планам. Однако известный ассириолог Б. Ландсбергер высказал наиболее правдоподобное мнение, что Набонид стремился создать прочную державу, объединив все арамейские племена Передней Азии перед лицом надвигающейся со стороны Ирана опасности.
Биография Набонида известна плохо. Его отец Набу-балассу-икби, скорее всего, был шейхом одного из арамейских племен. Большое влияние на него оказала мать – Адда-гупи, жрица в храме Сина («бог» Луны) в Харране и после захвата этого города мидийцами бежала со своим сыном в Вавилон. При Навуходоносоре II и Нергал-шар-уцуре Набонид выполнял различные дипломатические поручения. После прихода к власти Набонид объявил, что он стал царем по зову «бога Мардука» и является законным продолжателем политики Навуходоносора и Нергал-шар-уцура, наиболее прославленных вавилонских царей. Он поклонялся традиционным «богам» вавилонян Мардуку, Набу, Нергалу, Шамашу и т.д., но постепенно на первое место стал выдвигать культ «бога» Луны Сина, жрицей которого была его мать. Это привело к конфликту с жречеством древних вавилонских храмов в Вавилоне, Борсиппе, Ларсе, Уруке и других городах. Следует также учесть, что «бог» Луны Набонида в действительности не являлся традиционным вавилонским «богом» Сином, а был скорее по своей символике и формам поклонения арамейским «богом». По-видимому, Набонид стремился создать державу, где место Мардука как верховного «бога» занял бы Син.
Однако конфликт между Набонидом и жречеством вавилонских городов созрел не сразу. В течение многих лет он был занят активной политикой на западе своей державы, стремясь объединить вокруг себя многочисленные арамейские племена. В 553 году до н.э. Набонид, воспользовавшись войной между Мидией и Персией, захватил Харран, принадлежавший мидийцам, и велел восстановить разрушенный во время войны с ассирийцами в 609 г. храм «бога» Сина Эхульхуль, который вскоре был торжественно освящен. Укрепив свое положение в Сирии, Набонид захватил область Тейма в северной части Центральной Аравии, а в 549 году перенес туда и свою резиденцию на целях 10 лет, оставив власть в Вавилоне своему приемному сыну Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар). Арабские области имели для Набонида большое значение, так как к середине VI века до н.э. Персидский залив у берегов Месопотамии был занесен песком и морская торговля через гавани Ура стала невозможной, а перевозка товаров по суше стоила дорого и требовала много времени. Поэтому торговый путь по пустыне через оазис Тейма в Египет имел большое значение для Вавилонии. В 546 году прекратилось и долгое соперничество между Египтом и Вавилонией, так как правители обеих стран понимали, что им необходимо готовиться к нападению со стороны персов. Однако все усилия Набонида, направленные к отражению персидской опасности, оказались обреченными на неудачу. Вавилонское царство от Средиземного моря до Персидского залива было блокировано персами, которые уже захватили Мидию, Лидию и многие другие страны. Внутри самой Вавилонии влиятельные жреческие круги, недовольные политикой Набонида, готовы были помочь любому врагу последнего и ждали прихода персов как спасителей. В октябре 539 года до н.э. Вавилония была захвачена персами и с этого времени навсегда утратила свою независимость.
Автор: М.А. Дандамаев. Нововавилонская держава // История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А.В, Седова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. М., 2004.