Мухаммад аль-Фатих — Завоеватель Константинополя

Константинополь являлся центром внимания всего мира. Позже он стал столицей Римской империи, жемчужиной и гордостью Рима. Он занимал обширное пространство, отличался великолепным проектом и архитектурой. Константинополь был расположен на границе Азии и Европы. Его исключительно выгодное стратегическое расположение позволяло контролировать торговые корабли, проходящие через Черное море.

Враждебное отношение христианства к Исламу уже на тот момент не являлось чем-то новым, ибо эта вражда началась со дня возникновения Ислама. Битва Му’та, которая произошла еще при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стала началом военных столкновений с Римской империей.

Поскольку Римское государство полностью контролировало Средиземное море, а исламские завоевания, охватившие Египет и Шам, приостановились у берегов этого моря, возникла необходимость подумать о создании исламского морского флота. Основателем исламского морского флота считается Му’ауия ибн Абу Суфьян, получивший от праведного халифа Умара ибн Хаттаба разрешение начать морской джихад.

Исламская и византийская флотилии встретились в открытом море, и мусульмане одержали блестящую победу над врагами. После такой удачи появилось желание завоевать Константинополь — столицу Римской империи. Ее осаждали в течение нескольких месяцев во время правления Му’ауии. Попытка завоевать Константинополь была повторена в эпоху правления Сулеймана ибн Абдуль-Малика. Обе попытки закончились неудачей.

Османская империи распространила свою власть на территории всей Малой Азии. Когда эта империя пересекла Мраморное море и укрепила свое правление в восточной Европе, то завоевание Константинополя стало для нее острой необходимостью.

Османский султан Мухаммад II, придя к власти, принял твердое решение завоевать Константинополь. Он собрал для этот огромную армию, состоящую примерно из четверти миллиона воинов и снарядил мощный военно-морской флот. Папа Римский обратился ко всем христианам с призывом защитить город. Однако османскими турками управляло сильное желание стать шахидами.

Войско Мухаммада II осаждало Константинополь со стороны моря и суши днем и ночью, забрасывая город снарядами в течение 51 дня без перерыва, пока не пали все неприступные стены и крепости под ноги армии победителя. Послу Римского императора Мухаммад II сказал: «Скоро у меня в Константинополе будет праздник или будет в ней моя могила». Мусульмане вошли в город со всех сторон со словами единобожия («Ля иляха илляллах!») и возвеличения Всевышнего («Аллаху Акбар!»).

Султан Мухаммад Фатих победным шествием прошелся по улицам города и, дойдя до известнейшей церкви Санта София, вошел в нее. Было время полуденной молитвы, и он приказал призвать людей на молитву. Так впервые со времени ее основания прозвучал азан в этой огромной церкви. И с этого момента Санта София превратилась в одну из крупнейших мечетей Ислама. Сегодня она известна под именем «Айя София».

Это величайшее завоевание произошло 20 Джумада аль-уля, в 757 году хиджры (29.05.1453 год).

Христиане Европы пытались отбить город у мусульман, но все попытки оказывались тщетными. Этим завоеванием подтвердилось еще одно прорицание Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Завоюете вы Константинополь, и лучшим правителем будет его правитель, и лучшей армией будет его армия».
Султан Мухаммад Аль-Фатих родился 26 числа в месяце Раджаб, 833 года хиджры, в городе Адриана. Этот город являлся столицей королевства Мурада II.
Мурад II позаботился о духовном, нравственном, идеологическом и физическом развитии своего сына, который впоследствии стал ведущим специалистом, глубоко понимающим мусульманское законодательство и арабский язык. Его называли Абу-Ханифой того времени. Султан Мухаммад Аль-Фатих переписывался со многими учеными своей эпохи, изучал математику, географию, астрономию, историю и другие науки, работал с турецкими, арабскими, персидскими и латинскими учеными. Он был превосходным наездником, отличным стрелком и опытным военачальником. Когда правление перешло в его руки, он на высоком уровне и профессионально решал вопросы государства.

Во время монгольского нашествия некоторые турецкие племена оказали им стойкое сопротивление. Усман ибн Артигрил, турецкий принц, будучи амиром, взялся за расширение границ своего государства. Он завладел Византией и завоевал территории вплоть до Черного и Мраморного морей. Он объединил мусульман Малой Азии и основал сильное государство, в котором бережно относились к исламским принципам. Это объединенное государство получило название Османского халифата. Османское государство строго придерживалась канонов Ислама и стремилась к борьбе на пути Аллаха. Ислам способствовал ее величию, а борьба на пути Аллаха была тем фактором, которая давала импульс к жизни, выживанию и победе.

Главной целью Османского государства с момента существования являлось возвышение слова Аллаха.

Османская империя сумела отразить опасность со стороны крестоносцев. Перед турками оставался только Константинополь, являвшийся неприступной крепостью Византийского государства. Храбрый, самоотверженный и серьезный борец на пути Аллаха, полководец-мусульманин Султан Мухаммад Аль Фатих покорил Рим и завоевал византийскую крепость. Он был одним из величайших властелинов Османской династии, эталоном благородства, мудрым политиком, прославившимся своей борьбой на пути Аллаха. Неустрашимый, сильный духом и сердцем, он целиком полагался на Аллаха и опирался на Него во всех своих делах. Мухаммад Аль-Фатих основал владычество Османской династии и оставил богатейшее наследие, которое будет жить в памяти благодарных потомков.

Враждебное отношение к Мухаммаду Аль-Фатиху побудило некоторых правителей Европы во главе с императором Константинополя организовать против его государства крестовый поход. Война закончилась победой мусульман и триумфом Ислама.
Завещание Мухаммада Аль-Фатиха

«Вот я и умираю, но у меня нет ни капли сожаления, ибо я оставляю такого наместника, как ты. Будь же справедливым, милосердным, праведным, позаботься о распространении Ислама, ибо это обязанность правителей на земле. Всегда отдавай предпочтение заботе о делах религии. Не принимай помощь тех, которые пренебрегают религией, и тех, которые утопают в прегрешениях.

Опасайся вредных нововведений и предостерегай распространяющих их, расширяй границы государства джихадом и береги деньги и имущество «Байтуль-Маль» от расточительства и растраты. Ни в коем случае не протягивай руку к чужим деньгам, иначе как по праву, дозволенному Исламом, обеспечивай нуждающихся средствами к существованию, проявляй щедрость к заслуживающим ее.

Поскольку ученые — это сила государства, поддерживай их и будь с ними щедр. Не позволяй богатству отдалить знатоков шариата от твоих ворот и никогда не благоволи делу, которое противоречит заповедям шариата. Поистине, религия — это наша цель, а наставление — это наша программа, и это залог нашей победы!

Прими от меня это назидание. Я получил в руки это государство, когда оно было, как маленький муравей, и Аллах облагодетельствовал меня этим великим даром, следуй же по моим стопам и делай все возможное для возвышения этой религии. Будь почтителен с ее учеными. Не расточай государственные деньги на роскошь и развлечения, ибо это одна из самых главных причин краха!» Да пребудет над ним безграничная милость Всевышнего Аллаха.

Мухаммад Ф.Р. «Исламская культура» Андалус, 2005. Стр. 223-229.
Город получил новое название Ислам Буль, что означало «Столица Ислама». Сегодня город называют Стамбул. Он является одним из важнейших центров исламского мира.

Во всех боевых походах Мухаммада сопровождали ученые-богословы, которые поднимали дух бойцов, читали им Священный Коран, разъясняли его аяты, цели священной борьбы, превосходство шахида и его достоинства.

Мухаммад Аль-Фатих был исключительной личностью. Он обладал высокой культурой, покровительствовал ученым и паукам, поддерживал и стимулировал новые открытия. Он был великим и мудрым правителем, знающим подход к обладателям других Священных Писаний. Мухаммад Аль-Фатих стал центральной фигурой всей мировой политики своего времени. Он упрочил основы Ислама в Европе.

Мухаммад был первым исламским правителем, которого европейцы называли «великим господином». Победы не обольщали его, а при поражении он не терял духа.

Мухаммад Аль-Фатих посвятил свою жизнь делу распространения Ислама. Он стремился объединить весь мир под знаменем одной религии, покончить с войнами и разрушить очаги многобожия и ереси, заблуждения и эксплуатации человека.

Мухаммад Аль-Фатих строил школы в городах и деревнях, заботился об их финансировании, разрабатывал для них поэтапные программы образования. Он посещал уроки, наблюдал за тем, как проводят учителя занятия, давал им свои советы, направлял их, награждал отличившихся учеников. Мухаммад создал при школах библиотеки и обустроил жилье для учащихся, ввел в программу образования однопрофильную специализацию для теоретических и практических наук. Он настолько возлюбил науки, что отказался от роскошной мантии султана и облачился в одежды ученых. Мухаммад всячески поддерживал ученых и побуждал их соревноваться между собой в знаниях, заниматься научными переводами.

Справедливость всегда была основой его власти и опорой государства. Он стремился изучать другие языки, чтобы лично общаться со своими подданными, узнавать от них положение их дел, а также приближал к себе ученых в области религиозных наук. Султан Мухаммад часто встречался со своими подданными, интересовался их проблемами и тревогами, обходил окраины своего государства, выслушивая жалобы народа непосредственно от них самих.

Мухаммад Аль-Фатих был наделен даром правления. Он построил могущественное государство, наладил его жизнедеятельность, приложил немало сил для его процветания и развития.

Христианское духовенство не прекращало строить козни против него и призывать главных христианских правителей к войне против Мухаммада. В 886 году хиджры (1481 год по христианскому календарю) Султан Фатих уезжает из Константинополя, который в то время уже являлся столицей его империи, на юг Италии. На подступах к Италии, он внезапно заболел. После тяжелой болезни 4 Раби’уль-Ауаль 886 года по хиджре, на 52 году жизни Мухаммад скончался в окружении своих воинов. 30 лет он правил великой державой. Его оплакивали мусульмане во всех уголках мира. Смерть Мухаммада Аль-Фатиха была для них большой потерей и глубокой скорбью.

Ему принадлежало возрождение славной истории первых борцов за веру и праведных предшественников. Он оставил после себя могущественную империю, которая олицетворяла исламский халифат на протяжении пяти столетий.

http://minbar.kz



Оставить ответ