Мидас (ассир. Мита) – самый знаменитый царь Фригии (Малая Азия). Жизнь этого царя окутана множеством легенд. По преданию, еще ребенку Мидасу муравьи в рот таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство. Также утверждалось, что Дионис за оказанную ему услугу в качестве благодарности предложил Мидасу исполнить любое его желание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило Мидасу голодной смертью, и он взмолился «богу», чтобы тот снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара. Представление о богатстве Мидаса отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азии.
Еще легенда: Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном и признал Аполлона побежденным. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник Мидаса, увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши!», — и засыпал ямку. На том месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету. Миф о Мидасовых ушах скорее всего отражает представления тотемизма, а в языкознании же существует устойчивый фразеологизм: «Мидасовы уши», что означает тайну, которую невозможно скрыть.
Естественно, что образ этого легендарного царя с древности привлекал внимание ученых мужей, которые старались разгадать связанные с ним мифы посредством изучения торгово-политических связей Фригии и Греции. Попробуем и мы вкратце ознакомиться с историей этой страны и с личностью ее знаменитого правителя.
Фригийское царство располагалось в центре Малой Азии. Расцвет этого государства приходится на вторую половину VIII в. до н.э. и связан с царем Мидасом. Этому же времени принадлежат раскопанные здания и курганные погребения фригийской столицы Гордион в долине р. Сангария (Сакарья). По преданию, Гордион был назван по имени Гордия, основателя если не Фригийского царства вообще (как считали греки), то во всяком случае Фригийской великой державы, каковой это царство стало в VIII в. до н.э.
Собственно фригийская территория (если не считать Малой Фригии, выходившей к Мраморному морю) включала лесистый горный массив между современными Эскишехиром и Афьон-Карахисаром, у истоков больших малоазийских рек; здесь находился храмовый город Пессинунт и другой, видимо, тоже храмовый город, условно называемый «Городом Мидаса» (древнее название его неизвестно). Но подлинный центр фригийской территории находился в долине р. Сангария, а на восток она заходила за озеро Туз и за реку Галис (Кызыл-Ирмак); здесь фригийские слои имеются на таких древних городищах, как Богазкёй, Аладжа-Хююк, Алишар и Кюльтепе.
Расцвет Фригии при Гордии и Мидасе, сыне Гордия (ассир. Мита), был быстрым и блестящим. Мидас, несомненно, помимо Фригии господствовал и над Лидией (долиной реки Герм, совр. Гедиз) и над ее богатыми золотыми месторождениями у горы Пактол, открытыми в послехеттское время (может быть, как раз при фригийском владычестве?). На востоке влияние Мидаса доходило до Тавра, а на западе – до эолийских и ионийских городов: женой его была, по преданию, дочь царя г. Кимы в Эолиде, носившего громкое имя Агамемнона. Именно Мидас был первым из негреческих царей, кто принес дар в общегреческое святилище в Дельфах (золотой трон). При Мидасе расцвела фригийская металлургическая, ткацкая, деревообделочная промышленность.
Интересно, чт во Фригии вплоть до потери ею независимости не наблюдается признаков ввоза товаров ремесленного производства из Греции и вообще с запада; напротив, начиная с VIII в. до н.э. в Греции почти повсеместно встречаются изделия фригийские и, по-видимому, либо прибывшие через Фригию урартские, либо имитированные во Фригии по урартским образцам.
В свою очередь, из Греции в Фригию шло олово, некоторые сельскохозяйственные продукты и рабы. Греческие мореходы могли быть естественными поставщиками рабов, точно так же как финикийские (сидонские) моряки, о чьей пиратской деятельности красочно рассказывает греческая поэма VIII века до н.э. – «Одиссея». По данным древнееврейского проповедника Езекиила, Фригия еще и в его время (когда Фригия, будучи сама завоевана, уже не захватывала пленных на войне) продавала финикийцам, наряду с бронзой, также «души человеческие» — скорее всего, как посредники в работорговле Запада.
Есть немало культурных изобретений, перенятых, по преданию, греками, а позже римлянами у фригийцев: таковы цветные фризы (лат. phrygium) под двускатной крышей храмовых и других зданий (подобные же храмовые здания сооружались и в Урарту), настенные ковры (греч. tapetes), искусство вышивки золотыми нитками, фригийский музыкальный лад, двойная свирель и кифара, разведение «ангорских коз» с пушистой «мохеровой» шерстью, декоративных роз и многое другое. О греческом влиянию на Фригию судить труднее: если не считать надгробных надписей римского времени, до нас дошло лишь немного кратких и обычно не поддающихся истолкованию надписей по-фригийски. Однако надлежит заметить, что с VIII в. до н.э. и фригийцы, и греки пользовались практически одним и тем же алфавитом – алфвитом в подлинном смысле слова, т.е. передававшим не только согласные, но и гласные звуки. Внешне он очень близок финикийскому письму начала I тысячелетия до н.э.; гораздо меньше похожи на него (и на греческую азбуку) другие малоазийские алфавиты (лидийский, карийский, ликийский и др.), хотя и они явно финикийского происхождения.
Очень раннее влияние греков на фригийцев видно также из надписи на культовой нише в скале из «Города Мидаса», где этот царь носит ахейские (микенские) титулы ванак и лавагет. Итак, в греко-фригийских взаимоотношениях фригийская сторона, видимо, не была только дающей. Тем не менее в материальной культуре (скальные сооружения, бронзовая утварь и т.п.). Фригийское царство дает больше свидетельств связей с царством Урарту, чем с Грецией; несомненно, оно явилось связующим звеном между Передней Азией и греками; первые участки знаменитой персидской «Царской дороги», соединявшей с VI века до н.э. страны Эгейского моря с Востоком, были продолжены уже при Мидасе.
Главную роль во фригийской религии играл культ великой матери-богини Кибелы (Кубабы – культ, восходящий еще к дохурритским временам), а также молодого умирающего и воскресающего бога Аттиса. В этом культе – по крайней мере позднее – были распространены оргиастические обряды и самооскопление жрецов, посвящавших себя культу. По-видимому, во Фригии существовали автономные храмовые города.
Фригийские воины изображаются короткобородыми, с серьгами в ушах, одетыми в длинные полосатые рубахи с кисточками по подолу и высокие сапожки; шлемы они носили плетеные, копья у них короткие, щиты круглые, небольшие. Мода на знаменитые «фригийские колпаки», в будущем ставшие символом свободы, была, видимо, занесена во Фригию позже – киммерийцами или трерами.
Фригия при Мидасе входила в состав антиассирийской коалиции из Урарту (царь Руса I), Каркемиша (царь Писирис), государствами Тавра (Атуна, Табал и Коммагена) в борьбе против ассирийского царя Саргона ІІ. Войне Мидаса с Саргоном II помешало нашествие киммерийцев. Новый царь Урарту Руса ІІ объединит свои военные силы с киммерийцами против Фригии при благожелательном нейтралитете Ассирии. Поход против Фригии 675 г. до н.э. будет успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была выдана на поток и разграбление киммерийцами, которые опустошали царство Мидаса свыше 20 лет. В этой войне погибает престарелый царь Мидас. Киммерийцы стали причиной гибели этого процветающего государства Древнего Востока.
Кстати, с именем фригийского царя Гордия (отец Мидаса) также связана одна знаменитая легенда – «Гордиев узел». По легенде, жрецы Фригийского храма Зевса предсказали, что первый, кто вступит в их город, будет самым выдающимся царём за всю историю страны. Первым в город въехал на своей телеге никому не известный крестьянин Гордий. Его выбрали Фригийским царём. В память о данном событии он принёс в дар храму Зевса телегу, на которой въехал в город. Гордий привязал её к алтарю таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человеку, который распутает гордиев узел, покорится весь мир.
И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности — Александр Македонский. Большинство писателей сообщает, что молодой воин вошёл в древний храм, пригляделся к прославленному узлу и выхватив меч, рассёк его одним ударом. Жрецы истолковали это так: «Он завоюет мир! Но мечом, а не дипломатией». Однако, по рассказу Аристобула, «Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк — так называемый „гестор“, которым закрепляется яремный ремень».
В переносном смысле «Го́рдиев узел» может означать любую сложную задачу. «Разрубить гордиев узел» — значит смело, решительно и энергично решить сложное дело, поступив не по правилам, предписывающим длительное и непродуктивное решение сложных задач, а по своему желанию, получив результат незаконно, но сразу.