До появления воздушных путей сообщения и изобретения автомобилей путешествие к святым местам было весьма трудоемким процессом для паломников. Внедрение железной дороги «Хиджаз» должно было изменить это положение. По задумке создателей дорога должна бы связываться с сетью железных дорог Османской империи для относительно легкого и быстрого путешествия паломников из Стамбула в Мекку. По оценкам специалистов того времени на это уходило бы всего около пяти дней.
Начало строительства дороги пало на тот период когда еще мусульманская умма не была разделена произвольными границами. Паломники могли свободно отправляться в путь без разрешения и виз.
Стоит также заметить, что железная дорога «Хиджаз» признана была укрепить военное влияние османидов на Аравийском полуострове. В случае внешней угрозы святым землям, солдаты могли за короткий период произвести переброску своих сил для защиты Мекки и Медины.
На картах ниже показан предлагаемый маршрут из Дамаска в Мекку:
На этой карте показана железная дорога «Хиджаз», соединенная с более широкой сетью османских железных дорог:
По заказу султана Абдула Хамида II работы по строительству дороги начались в 1900 году и в сентябре 1908 года рабочие достигли Медины.
Ниже фотография, сделанная во время открытия железнодорожного вокзала в Медине:
Слева: Масджид Анбария, Справа: железнодорожный вокзал Медины. Сегодня это музей.
Железная дорога была официально введена в эксплуатацию в 1913 году. Дамаск был началом пути. Ее активно стали использовать паломники, правительственные чиновники, торговцы и широкая публика.
Пилигримы кипятят воду для чая на задней части вагона
Внутренняя кабина вагона тех времен.
Пассажиры поезда Хиджаз.
Станции были также построены в крупных городах, таких как Дамаск, Амман, Хайфа и Иерусалим.
Железнодорожная станция Хиджаз в Аммане (Иордания).
Железнодорожная станция Хиджаз в Дамаске (Сирия).
Железнодорожная станция Хиджаз в Хайфе (Палестина).
К сожалению, железнодорожная сеть Хиджаз так и не была завершена, и она не достигла Мекки из-за начала Первой мировой войны.
Во время арабского восстания арабы в союзе с англичанами уничтожили некоторые части железнодорожной сети, чтобы помешать османским войскам отправлять подкрепления. Это ясно показано в фильме «Лоуренс Аравийский» .
Арабские повстанцы отправляются бомбить железную дорогу во главе с Фейсалом бен Хуссейном (позже установленным британцами королем Ирака).
Сегодня железнодорожные пути и некоторые паровозы можно увидеть в арабских пустынях:
Османская империя в конце концов пала, а железная дорога перестала полноценно функционировать.
Печально, что такой великолепный план, призванный облегчить жизнь паломников, был разрушен. Возможно, однажды железная дорога Хиджаз будет восстановлена снова соединяя Умму с этим регионом.