Из истории происхождения арабов

Ара­бы – груп­па на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих араб­ские стра­ны За­пад­ной Азии и Се­вер­ной Аф­ри­ки. Кро­ме то­го ара­бы жи­вут в Ира­не, Тур­ции, Аф­га­нис­та­не, Эфи­о­пии, Со­ма­ли, Зан­зи­ба­ре, Вос­точ­ной Аф­ри­ке. Зна­чи­тель­ные груп­пы ара­бов-эмиг­ран­тов жи­вут в Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ке, За­пад­ной Аф­ри­ке, Фран­ции.

Ара­бы го­во­рят на араб­ском язы­ке, ко­то­рый при­над­ле­жит к се­ми­то-ха­мит­ской язы­ко­вой семье и име­ет ряд тер­ри­то­ри­аль­ных диа­лек­тов. Во всех араб­ских стра­нах при­ме­ня­ет­ся об­щий ли­те­р­атур­ный язык (аль-лу­гат аль-фус­ха). По ре­ли­гии боль­шин­ст­во ара­бов – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Со­вре­мен­ные араб­ские на­ро­ды воз­ник­ли пос­ле араб­ских за­во­е­ва­ний в ре­зуль­та­те ара­би­за­ции древ­них на­ро­дов Пе­ред­ней Азии и Се­вер­ной Аф­ри­ки – ара­ме­ев, фи­ни­кий­цев, егип­тян, ли­вий­цев (бер­бе­ров) и дру­гих. Ре­ше­ние про­бле­мы эт­но­ге­не­за древ­них ара­бов за­труд­ня­ет­ся тем, что ар­хео­ло­ги­чес­кое и ан­тро­по­ло­ги­чес­кое изу­че­ние  Ара­вий­ско­го п-ова толь­ко на­чи­на­ет­ся, а из­вес­тия, со­хра­нен­ные сло­вес­ны­ми па­мят­ни­ка­ми, очень скуд­ны. Пред­по­ла­га­ет­ся, что се­мит­ские пле­ме­на, из ко­то­рых впо­след­ст­вии сло­жил­ся древ­нии араб­ский на­род, яв­ля­лись ко­рен­ным ав­то­хтон­ным на­се­ле­ни­ем Ара­вий­ско­го п-ова, но с 3-го тыс. до н.э. се­ми­ты Ара­вии на­ча­ли рас­се­лять­ся так­же в Дву­речье и Си­рии. В 3-2-м тыс. до н.э. на­ибо­лее рас­прост­ра­нен­ным се­мит­ским язы­ком Дву­речья был ак­кад­ский, на­зван­ный по име­ни сто­ли­цы го­су­дар­ст­ва, ос­но­ван­ным око­ло 2300 до н.э. Ак­кад­цы по­гло­ти­ли и ас­си­ми­ли­ро­ва­ли все ара­вий­ские пле­ме­на, по­се­лив­ши­е­ся в Дву­речье в этот пе­ри­од. С 13 ве­ка до н.э. в Пе­ред­ней Азии на­ча­лось рас­се­ле­ние се­мит­ских ара­мей­ских пле­мен, оче­вид­но, то­же ара­вий­ско­го про­ис­хож­де­ния, а в 7-6 вв. до н.э. ара­мей­ский язык вы­тес­нил ак­кад­ский и как раз­го­вор­ный язык Си­рии и Дву­речья, и как офи­ци­аль­ный язык го­су­дарств это­го ре­гио­на. Поч­ти все древ­ние на­ро­ды Си­рии и Дву­речья бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ара­ме­я­ми. В этот же пе­ри­од об­ра­зо­ва­лись пер­вые соб­ст­вен­но араб­ские го­су­дар­ст­ва: по мне­нию од­них уче­ных, в 12 ве­ке до н.э., по мне­нию дру­гих, — в 6-5 вв. до н.э. в Юж­ной Ара­вии (Ми­ней­ское, Са­бей­ское и за­тем Химь­я­рит­ское цар­ст­ва); с 6 в. до н.э. — на се­вер­ной гра­ни­це Ара­вии (На­ба­тей­ское цар­ст­во, а впо­след­ст­вии Паль­мир­ское и Ли­хи­ан­ское). С кон­ца 1-го тыс. до н.э. и осо­бен­но в 1-е ве­ка н.э. араб­ские пле­ме­на рас­се­ля­лись в Пе­ред­ней Азии, в ре­зуль­та­те че­го уже к 5-6 вв. н.э. то есть до араб­ских за­во­е­ва­ний, ара­бы со­став­ля­ли ос­нов­ную мас­су на­се­ле­ния Па­лес­ти­ны, Иор­да­нии, Юж­ной Си­рии, ря­да ре­гио­нов Дву­речья. Здесь бы­ли рас­се­ле­ны араб­ские пле­ме­на ами­ла, джу­зам, лахм, гас­сан, ряд пле­мен груп­пы ку­даа. В 5 в. бы­ли ос­но­ва­ны араб­ское го­су­дар­ст­ва Гас­сан (в Юж­ной Си­рии) и Лахм (на Сред­нем Ев­ф­ра­те), на­хо­див­ши­е­ся в за­ви­си­мос­ти — пер­вое от Ви­зан­тии, вто­рое — от са­са­нид­ско­го Ира­на. В 4-6 вв. н.э. на тер­ри­то­рии Ара­вии про­ис­хо­дил про­цесс скла­ды­ва­ния еди­ной араб­ской на­род­нос­ти,  за­вер­шив­ший­ся к 630-м гг.

Раз­ви­тие тор­гов­ли как меж­ду ко­че­вы­ми пле­ме­на­ми и зем­ле­дель­чес­ки­ми оа­зи­са­ми, так и с со­сед­ни­ми стра­на­ми – Си­ри­ей, Дву­речь­ем, Эфи­о­пи­ей, Ира­ном – спо­соб­ст­во­ва­ло рос­ту го­ро­дов. Меж­ду пле­ме­на­ми еще про­ис­хо­ди­ли вой­ны из-за паст­бищ­ных тер­ри­то­рий, уго­на стад и т.п., но уже скла­ды­ва­лись боль­шие по­ли­ти­чес­кие со­юзы пле­мен, на­при­мер Кин­да (5-6 вв.), пред­став­ляв­шие со­бой за­ча­точ­ную фор­му го­су­дар­ст­ва. Еще силь­на бы­ла пле­мен­ная аса­бийя — пле­мен­ное са­мо­соз­на­ние, чув­ст­во пле­мен­но­го до­сто­ин­ст­ва, пле­мен­ной пат­ри­о­тизм, но уже за­рож­да­лась об­ще­а­раб­ская аса­бийя — со­зна­ние при­над­леж­нос­ти всех пле­мен к еди­ной араб­ской на­род­нос­ти, араб­ский пат­ри­о­тизм. Каж­дый по­эт еще вос­пе­вал свое пле­мя и ра­зил са­ти­рой его вра­гов, но по­эты Се­вер­ной Ара­вии уже схо­ди­лись на об­щие со­стя­за­ния в Мек­ку, и здесь от­би­ра­лись луч­шие по­эмы — му­ал­ла­ки, об­ра­зо­вав­шие со­кро­вищ­ни­цу об­ще­а­раб­ской по­э­зии.

Еще со­хра­ня­лись куль­ты пле­мен­ных бо­гов, но все фе­ти­ши пле­мен Се­вер­ной Ара­вии уже по­ме­ща­лись в об­ще­а­раб­ском хра­ме — Ка­а­бе (Мек­ка). Еще со­хра­ня­лись пле­мен­ные диа­лек­ты, но уже сло­жи­лись 2 ос­нов­ных об­ще­а­раб­ских язы­ка — се­ве­ро- и юж­но­араб­ский. Так скла­ды­ва­лись пред­по­сыл­ки для объ­еди­не­ния араб­ских пле­мен в араб­скую на­род­ность.

Из­вес­тия о араб­ских пле­ме­нах мож­но най­ти в тру­дах ге­не­а­ло­гис­та ибн аль-Каль­би (9 в.), эн­цик­ло­пе­дис­та ан-Ну­вей­ри (14 в.), ис­то­ри­ка ибн Халь­ду­на (14 — на­ча­ло 15 вв.), араб­ских гео­гра­фов.

На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков араб­ские на­ро­ды бы­ли объ­еди­не­ны общ­ностью язы­ка, куль­ту­ры, пси­хо­ло­гии, общ­ностью за­се­лен­но­го ими аре­а­ла, пред­став­ля­ю­ще­го со­бой сплош­ной  тер­ри­то­ри­аль­ный мас­сив.

По ма­те­ри­а­лам: Ис­то­ри­чес­кая эн­цик­ло­пе­дия. — М., Из­да­тель­ст­во "Со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия", 1973-1982.



Оставить ответ