Исламское реформаторское движение, зародившееся в Египте в 70-ые – 80-годы XIX столетия, представляло собой важную составляющую часть всеарабского оживления культурной и идеологической жизни, получившего название Нахда – Возрождение. Признанным лидером и идеологом реформаторского движения, инициатором реализации на практике ряда его ключевых положений стал шейх Мухаммад Абдо (1849–1905) – осознанный рационалист, выдающийся мусульманский теолог конца эпохи Нового времени. Выдвинув в качестве главной цели своей деятельности религиозную реформу (аль-ислах ад-диний), Мухаммад Абдо, так же как его сторонники и последователи, ни в коей мере не ратовал за коренное преобразование и пересмотр основополагающих религиозных догматов, призвав к возрождению Ислама в его первозданной чистоте и возврату к его прежнему величию. В то же время они ратовали за очищение Ислама от накопленных за века искажений и наслоений, от бида‘/ (бид‘а / – араб. «новшество») – позднейших нововведений религиозно-догматического характера: подобные напластования виделись им как «накипь» на поверхности истинной веры. Тем самым они встали на путь активного приспособления Ислама к динамично меняющимся общественным условиям.
Приверженцы исламского реформаторского движения проявили значительную гибкость в решении одной из фундаментальных проблем религиозно-философской мысли – проблемы взаимоотношения веры и знания. В их разработках значительное место заняли вопросы о соотношении науки и религии и о роли и значении науки в жизни общества, что диктовалось рационализмом их концептуальных построений. Освящая авторитетом религии творческую деятельность, реформаторы уделяли существенное внимание доказательствам того, что Ислам содержит в себе основные посылки для научного исследования. По мысли Мухаммада Абдо, наука является самым сильным оружием в мире, и мусульмане обрели свое счастье в том, что их религия раскрыла душу науке и стимулирует ее развитие. Реформаторы утверждали, что Коран определяет широчайшие возможности познания и содержит указания на законы эволюции природы и общества, на все современные достижения человеческой мысли. Они особо отмечали тот факт, что еще в эпоху Средневековья арабо-мусульманская наука плодотворно влияла на Запад. Мухаммад Абдо подчеркивал, что арабы восприняли греческое наследие, вооружились логикой Аристотеля, создали химию и алгебру и все это передали Европе. Подобные рассуждения явились основой для вывода о том, что для мусульман пришло время вернуть долг, который лежит на Европе, воспользовавшейся в средневековую эпоху их научными и культурными достижениями.
Свои усилия активисты исламского реформаторского движения направили на примирение исламской уммы с научнотехнологическими достижениями Запада. Определяя свои позиции по отношению к европейской науке, исламские реформаторы не считали предосудительным заимствование европейского научного и технического опыта, столь необходимого для возрождения мусульманского Востока. Они провозглашали: «Мусульмане не могут жить в уединении, они должны быть вооружены тем, чем вооружены другие». Вместе с тем, сторонники реформаторского движения выступили против необдуманного заимствования и механического перенесения европейских достижений в области науки и обучения на арабскую почву. По их убеждению, активное внедрение европейской системы образования способствовало бы ослаблению веры, упадку морали и распространению атеистических воззрений среди мусульман.
Религиозно-философское мировоззрение египетских реформаторов было неразрывно связано с идеей просвещения, построенного на основе «обновленного» Ислама, признающего могущество разума и свободу воли. Единство религиозных воззрений и просвещения они рассматривали в качестве исходной базы общественно-политического и культурного прогресса мира Ислама. Они считали, что просветительская деятельность способствует улучшению нравов и укреплению веры. Именно Мухаммад Абдо выступил как автор и инициатор осуществления на практике ряда реформ в системе религиозного образования.
В своих публицистических работах, также как в теоретических трудах по коранической экзегетике, Мухаммад Абдо подверг подробному критическому анализу существовавшую в тот период традиционную систему образования, а также разработал основные критерии и требования, которые следовало учесть при пересмотре учебного процесса и реформировании религиозной школы. Выдвинув теоретическое обоснование своих взглядов на роль просвещения в поступательном развитии общества, он приступил к практическим действиям. При его участии в начале 80-х годов XIX в. был создан комитет по делам образования в рамках министерства просвещения Египта.
Деятельность Мухаммада Абдо на ниве просвещения в Египте была надолго прервана в связи с его высылкой из страны после подавления в 1882 г. восстания под руководством Ахмада Ораби-паши, за которым последовала оккупация Египта Великобританией. Работая в Бейруте, где он провел с некоторыми перерывами годы ссылки (1882–1888 гг.), Мухаммад Абдо представил на рассмотрение главы османских улама – шейх-уль-ислама проект реформы образования в учебных заведениях Османской империи. Однако детальные и продуманные предложения реформатора по пересмотру системы обучения с целью
укрепления позиций религиозной школы у османских властей отклика не нашли. Вероятно, их настораживала сама личность Мухаммада Абдо – политического ссыльного, участника египетского антииностранного восстания. Он даже был отстранен от преподавания в медресе Бейрута.
После возвращения в Каир, в 1889 г. Мухаммад Абдо направил генеральному консулу Великобритании
в Египте лорду Кромеру проект реформы религиозного образования в стране, в котором он указывал на университет аль-Азхар как на наиболее важное звено в системе образования, прежде всего подлежащее реорганизации. Именно аль-Азхар, будучи одним из наиболее авторитетных высших учебных заведений на мусульманском Востоке, “кузницей” кадров богословов и служителей культа для многочисленных стран распространения Ислама, должен был, по мысли Мухаммада Абдо, послужить отправным пунктом для интенсивного распространения реформаторских идей среди мусульман. В то же время Мухаммад Абдо, сам выпускник аль-Азхара, считал, что преподавание в нем никак не соответствовало требованиям времени. Для многих улама аль-Азхара, по мнению реформатора, смысл науки состоял не в поисках истины путем подлинных научных сопоставлений и исследований, а лишь в простом воспроизведении и повторении наследия прошлого. В одной из своих статей, напечатанных в газете «аль-Ахрам», Мухаммад Абдо сетовал на то, что улама, будучи душой уммы, не осознают пользу современных наук и продолжают изучать то, что было приемлемо в стародавние времена, не учитывая того, что они живут в совсем иных условиях. Начальный период ученичества в аль-Азхаре оставил у него далеко не радужные воспоминания – его тяготили и отсутствие четкой организации учебного процесса, и слабость методики преподавания, и отсутствие взаимопонимания между слушателями-новичками и преподавателями.
Подобная ситуация резко контрастировала с положением в набиравшем силу светском образовании. В Египте действовал ряд учебных заведений, организованных по европейскому образцу, в их числе основанная в 1816 г. наместником Османского Египта Мухаммадом Али (правил в 1805–1849 гг.) политехническая школа «Мухандис-хане». В 1835 г. в стране начала работать «Школа переводчиков» / Мадрасат ал-мутарджимин / (впоследствии – «Школа языков» / Мадрасат ал-алсун /), директором которой был провозвестник арабского просветительства, прославленный Рифа‘а Рафи‘ ат-Тахтави (1801–1873). В 1873 г. открылся колледж «Дар аль-улюм» («Дом наук»), где наряду с богословскими предметами преподавался широкий круг естественнонаучных и математических дисциплин.
В широкую конструктивную программу реформ, предложенную Мухаммадом Абдо, входило изменение структуры университета, программы и методики обучения, создание специализированных факультетов, введение новых курсов по современным наукам. После неоднократных попыток реформатору удалось убедить правительство в необходимости реализации предложенных нововведений. В 1895 г. указом египетского правителя – хедива Аббаса Хильми II (правил в 1892–1914 гг.) был учрежден Административный совет аль-Азхара (маджлис аль-идара), который был призван осуществлять контроль над учебным процессом, был наделен широкими полномочиями и располагал значительными денежными средствами для проведения реформ внутри университета. При активном содействии лорда Кромера Мухаммад Абдо был введен в совет в качестве представителя правительства и фактически его возглавил.
Деятельность Административного совета аль-Азхара по практическому осуществлению реформ в университете протекала в обстановке острой борьбы между единомышленниками Мухаммада Абдо и улама – противниками нововведений, предпринимавшими неоднократные попытки сорвать проведение в жизнь предложений реформаторов. Особое недовольство вызывали мероприятия, направленные на расширение университетской программы за счет современных дисциплин. В результате непрекращающегося давления Мухаммад Абдо был выведен из состава Административного совета, что произошло в марте 1905 г., за четыре месяца до его кончины. Несмотря на упорное сопротивление значительной группы богословов, а также настороженного отношения к реформаторам в правительственных кругах Мухаммаду Абдо и его последователям удалось добиться ощутимых результатов в осуществлении нововведений.
Наиболее актуальное значение приобрели реформы, в результате которых происходила трансформация альАзхара в университет с твердой учебной программой. Значительную часть разработанных Абдо предложений и рекомендаций по пересмотру методики и программы преподавания удалось реализовать лишь после его смерти. Так, в 1908 г. был принят закон, в соответствии с которым в программу университета был введен ряд новых наук, в том числе география, естествознание, социология и литература. Для чтения лекций по этим дисциплинам были приглашены специалисты из светских учебных заведений –колледжа «Дар аль-улюм» и государственных школ.
Важным мероприятием, проведенным реформаторами, стала реорганизация университетской библиотеки путем объединения книжных фондов риваков – отделений аль-Азхара и ряда подконтрольных ему мечетей. Библиотеку пополнили новые арабские и европейские издания, и в ней была произведена замена устаревших пособий современными учебниками, так как большинство трактатов, антологий и комментариев, которые ранее использовались в качестве учебных пособий, относились к IX–XV вв. Укреплению дисциплины внутри университета и повышению профессионального уровня выпускников способствовали строгое регламентирование срока обучения и каникулярного времени, ведение системы ежегодных экзаменов и системы вознаграждений, или премий наиболее успевающим студентам. Изменение порядка оплаты труда преподавательского состава, устанавливаемого ранее по усмотрению ректора, осуществлялось путем введения дифференцированных окладов в зависимости от квалификации и номенклатуры читаемых курсов. Были также приняты меры по улучшению материального положения и жилищно-бытовых условий преподавателей и студентов. При университете открылась клиника для неимущих студентов. Закон от 1908 г. предусматривал внесение изменений в систему организации и управления аль-Азхара. Он санкционировал создание Высшего совета (аль-маджлис аль-а‘ля), который наряду с Административным советом стал вторым руководящим органом университета. В его компетенцию входили составление финансовой сметы и контроль за расходами. В 1911 г. был обнародован новый закон, с принятием которого завершилось оформление административно-управленческого аппарата аль-Азхара.
Мероприятия по реформированию высшего звена религиозного образования, проведенные по инициативе реформаторов в 1895–1911 гг., несомненно, способствовали преодолению противоречий между религиозной школой и требованиями современности, а рационалистический подход сторонников исламского реформаторского движения к науке свидетельствовал о том, что их идейные установки были обращены лицом к будущему
Светлана Кириллина, доктор исторических наук, профессор кафедры
истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки
Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова
http://www.idmedina.ru/