Ибн Халдун как основатель общественных наук

Такие дисциплины, как ведение исторических писаний, имели место еще две тысячи лет назад в  Китае, Индии, Персии, Греции и Риме. Но чаще всего эти писания велись по поручениям правителей в угоду их ведомой политики  либо представляли собой банальное изложение дат и событий, без какого-либо глубокого контекстуального объяснения или анализа.

Другие социальные науки, такие как экономика и социология, не существовали вообще.

Но благодаря работе североафриканского араба андалузского происхождения Ибн Халдуна, работавшего в Тунисе, Марокко, Алжире, Гранаде и, наконец, Египте в 14-15 веках все изменилось. Хотя Ибн Халдун постоянно испытывал искушение вмешиваться в политику и королевские интриги — что приводило его к тюремным заключениям и изгнаниям — близость к рычагам власти на столь широком участке земли позволила ему разработать первые современные теории социального поведения.

К его перу принадлежит известная работа, под названием — « История мира» ,  она по праву считается рождением современной историографии. В ней он впервые начинает объяснять тенденции и причины исторических событий, а не просто перечисление дат и происшествий или отражение заказанных историй. В ходе своих исследований он вывел теорию в которой говорится, что подъем и неизбежный упадок правящих классов, зависит от военных агрессий неких сил извне. Он назвал эти силы «варварами» и отметил, что они будут покорять общества, которые достигли высокого прогресса, в области искусства и архитектуры.

Варвары станут причиной нового  возрождение и оживления завоеванного общества, пока в свою очередь, не придут другие варвары и не уничтожат все достижения прежнего общества.

Он также сформулировал теории социальной сплоченности, объясняя это тем, что общества возникают из общей этнической или племенной идентичности, но затем могут стать большими и универсальными благодаря некоторым влияниям, в частности религии.

На западе Ибн Халдуна называют также протомарксистом, потому что он пытался описать теорию экономики с добавленной стоимостью, основанную на стоимости труда. Он сказал, что труд является ключевым фактором повышения ценности продукта или услуги. Он также стремился разделить такие понятия как прибыль и средства к существованию.

Ибн Халдун, по мнению британского историка 20-го века Арнольда Тойнби является величайшим философом истории на всем протяжении веков, а экономист 20-го века Артур Лаффер считает Ибн Халдуна создателем кривой Лаффера. Кривая Лаффера говорит, что повышение налоговых ставок не обязательно увеличивает налоговые поступления, так как они могут снизить экономическую активность и уменьшить поток налогооблагаемых доходов. Эта теория была основной для экономической политики 20-го века в США при Рональде Рейгане и Великобритании при Маргарет Тэтчер. Политика, которую они придерживались, гласила, что снижение налоговых ставок может фактически увеличить налоговые поступления, вкладывая больше денег в продуктивное использование и стимулируя экономический рост.

Ибн Халдуну также приписывают первое введение научного метода при изучении истории.  Франц Розенталь о его «истории мусульманской историографии»  говорит следующее:

«Мусульманская историография всегда была тесно переплетена с развитием других наук в исламском социуме и полная осведомленность об исторических событиях оказало решающие влияние на становление новой науки как история.  Мусульмане шагнули далеко вперед по сравнению с предыдущим историческим и социологическим пониманием общества, а также в области введения систематизации и историографии. Развитие современного исторического письма, значительно ускорилось благодаря использованию мусульманской литературы. Она открыла многие возможности для западных историков с 17-го века, которые увидели большую часть мира чужими глазами. Мусульманская историография помогла косвенно сформировать современное историческое мышление «.



Оставить ответ