Древний Восток

Все­го в ми­ре су­щест­ву­ют и всег­да, с са­мо­го на­ча­ла су­щест­во­ва­ли сле­ду­ю­щие ци­ви­ли­за­ции: Ближ­не­вос­точ­ная, Ев­ро­пей­ская (пер­во­на­чаль­но — ан­тич­ная), Ин­дий­ская, Даль­не­вос­точ­ная, ци­ви­ли­за­ция Чер­ной Аф­ри­ки и ци­ви­ли­за­ция До­ко­лум­бов­ской Аме­ри­ки. Су­щест­во­ва­ли так­же и «не­со­сто­яв­ши­е­ся» ци­ви­ли­за­ции, вро­де, на­при­мер, Инд­ской (Мо­хенд­жо-Да­ро и Ха­рап­па). При­чем ис­то­рия Древ­не­го Вос­то­ка – это на­ча­ло ми­ро­вой ис­то­рии. Имен­но на Древ­нем Вос­то­ке бе­рут свое на­ча­ло та­кие важ­ней­шие яв­ле­ния ми­ро­вой ис­то­рии, как го­род, го­су­дар­ст­во, пись­мен­ность, на­ука, фи­ло­со­фия, ли­те­ра­ту­ра, пра­во, все су­щест­ву­ю­щие ны­не ре­ли­гии, од­ним сло­вом – все со­став­ные час­ти лю­бой со­вре­мен­ной куль­ту­ры. От­ту­да же (и да­же из вре­мен пер­во­быт­нос­ти) про­ис­хо­дят мно­гие пред­рас­суд­ки, суе­ве­рия, обы­чаи и осо­бен­нос­ти мен­та­ли­те­та от­дель­ных лю­дей и це­лых на­ро­дов. Со­вре­мен­ные лю­ди – на­след­ни­ки не толь­ко до­сти­же­ний лю­дей Древ­не­го Вос­то­ка, но и их бед­ст­вий и за­блуж­де­ний.

Имен­но пер­вым ци­ви­ли­за­ци­ям Вос­то­ка при­над­ле­жат те важ­ней­шие куль­тур­ные до­сти­же­ния че­ло­ве­чест­ва, ко­то­рые сде­ла­ли воз­мож­ным его даль­ней­шее раз­ви­тие и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пре­доп­ре­де­ли­ли ха­рак­тер и на­прав­ле­ние это­го раз­ви­тия. По­нят­но, что все это бы­ло под­го­тов­ле­но до­сти­же­ни­я­ми пре­ды­ду­ще­го пе­ри­о­да – пер­во­быт­но­об­щин­но­го, ког­да бы­ли осво­е­ны зем­ле­де­лие, жи­вот­но­вод­ст­во, на­чат­ки ме­тал­лур­гии и дру­гих ре­ме­сел, воз­ник­ли пред­став­ле­ния о ка­лен­да­ре и мно­гое дру­гое. Все это, ра­зу­ме­ет­ся, бы­ло усо­вер­шен­ст­во­ва­но в пе­ри­од древ­нос­ти, но Древ­ний Вос­ток сде­лал сю­да до­бав­ле­ния  ре­ша­ю­щей важ­нос­ти. К их чис­лу от­но­сят­ся, во-пер­вых, изо­бре­те­ние, усо­вер­шен­ст­во­ва­ние и ши­ро­кое рас­прост­ра­не­ние пись­мен­нос­ти. Че­ло­ве­чест­во об­ре­ло, та­ким об­ра­зом, бес­смерт­ную кол­лек­тив­ную па­мять, спо­соб­ную вмес­тить не­о­гра­ни­чен­ный объ­ем ин­фор­ма­ции. Рань­ше зна­ния пе­ре­да­ва­лись из уст в ус­та и хра­ни­лись в ин­ди­ви­ду­аль­ной па­мя­ти об­ла­да­те­лей этих зна­ний. Од­на­ко ин­ди­ви­ду­аль­ная  па­мять име­ет огра­ни­чен­ные воз­мож­нос­ти, а це­поч­ка изуст­ной пе­ре­да­чи зна­ний мо­жет лег­ко пре­рвать­ся из-за ги­бе­ли их об­ла­да­те­ля по тем или иным при­чи­нам. Те­перь же ста­ло воз­мож­но бес­ко­неч­ное на­коп­ле­ние зна­ний, в свя­зи с чем воз­ник­ла но­вая про­фес­сия от­кры­ва­те­ля, на­ко­пи­те­ля, хра­ни­те­ля и рас­прост­ра­ни­те­ля зна­ний, раз­де­лив­шая за­тем на груп­пы кон­крет­ных про­фес­сий. Но де­ло не толь­ко в бес­ко­неч­ном ко­ли­чест­вен­ном на­коп­ле­нии зна­ний. По­яв­ле­ние и раз­ви­тие пись­мен­нос­ти при­ве­ло к ка­чест­вен­ным из­ме­не­ни­ям в ха­рак­те­ре зна­ний и да­же в са­мом мыш­ле­нии. Имен­но от­сю­да бе­рет свое на­ча­ло аб­стракт­ное мыш­ле­ние, на­шед­шее свое вы­ра­же­ние в сис­те­ма­ти­за­ции зна­ния (по­яв­ле­ние все­воз­мож­ных спра­воч­ни­ков и ком­пи­ля­ций) и в ма­те­ма­ти­ке (по­зи­ци­он­ные сис­те­мы за­пи­си чи­сел по­на­ча­лу без ну­ля, а за­тем и с ну­лем, до ко­то­ро­го до­ду­ма­лись ин­дий­ские ма­те­ма­ти­ки, со­зда­ние раз­лич­но­го ро­да вы­чис­ли­тель­ных таб­лиц и т.п.). Мож­но на­блю­дать пер­вые про­яв­ле­ния сво­бод­ной иг­ры ума – по­лу­че­ния удо­воль­ст­вия от умст­вен­ной де­я­тель­нос­ти без вся­кой праг­ма­ти­чес­кой це­ли. Так, древ­ние ва­ви­ло­ня­не уме­ли ре­шать за­да­чу, для ре­ше­ния ко­то­рой это мог­ло бы по­на­до­бить­ся. В ре­зуль­та­те во всех ци­ви­ли­за­ци­ях по­яв­ля­ет­ся осо­зна­ю­щая се­бя и гор­дя­ща­я­ся со­бой умст­вен­ная эли­та об­щест­ва, за­няв­шая в нем не ме­нее важ­ное мес­то, чем до­блест­ные во­и­ны и уме­лые мас­те­ра.  Глу­бо­кое ува­же­ние к зна­нию – ха­рак­тер­ная чер­та всех древ­них ци­ви­ли­за­ций. Об­раз «куль­тур­но­го ге­роя», снаб­див­ше­го лю­дей зна­ни­я­ми, ко­то­рые н от­крыл или по­хи­тил у бо­гов, при­сут­ст­ву­ет в лю­бой древ­ней ми­фо­ло­гии. Для  этих же ми­фо­ло­гии ти­пич­но пре­вра­ще­ние ре­аль­ных ис­то­ри­чес­ких лиц в бо­жест­вен­ных муд­ре­цов.  На­ко­нец в свя­зи с изо­бре­те­ни­ем пись­мен­нос­ти по­яв­ля­ет­ся но­вое об­щест­вен­ное уч­реж­де­ние – шко­ла, а так­же хра­ни­ли­ще зна­ний – биб­лио­те­ка. Древ­ней­шие пись­мен­нос­ти бы­ли очень слож­ны, изу­че­ние их осу­щест­вля­лось пу­тем пе­ре­пи­сы­ва­ния и за­учи­ва­ния  боль­шо­го ком­плек­са текс­тов – так на­зы­ва­е­мо­го школь­но­го ка­но­на. За­им­ст­во­ва­лись они вмес­те с этим школь­ным ка­но­ном, бла­го­да­ря че­му и рас­прост­ра­нял­ся аре­ал ци­ви­ли­за­ции, со­здав­шей дан­ную пись­мен­ность и дан­ный ка­нон: Ки­тая – на весь Даль­ний Вос­ток, Ме­со­по­та­мии – на всю Пе­ред­нюю Азию. Все со­вре­мен­ные пись­мен­нос­ти и ка­лен­дар­ные сис­те­мы про­ис­хо­дят с Древ­не­го  Вос­то­ка.

Вто­рым важ­ным до­сти­же­ни­ем пер­вич­ных ци­ви­ли­за­ций сле­ду­ет при­знать опыт ор­га­ни­зо­ван­но­го кол­лек­тив­но­го тру­да зна­чи­тель­ных че­ло­ве­чес­ких кол­лек­ти­вов. Хо­тя кол­лек­тив­ный труд при­ме­нял­ся и во вре­ме­на пер­во­быт­но­об­щин­но­го строя (на­при­мер, для со­ору­же­ния кур­га­нов и ме­га­ли­ти­чес­ких по­стро­ек), толь­ко ци­ви­ли­за­ции сде­ла­ли кол­лек­тив­ный труд ос­но­вой сво­е­го су­щест­во­ва­ния. Имен­но кол­лек­тив­ный труд сво­бод­ных лю­дей (а не ра­бов, как об этом на­пи­са­но в ста­рых учеб­ни­ках и до сих пор по­ла­га­ют от­дель­ные ли­те­ра­то­ры) со­зда­вал оро­си­тель­ные сис­те­мы, хра­мы, гроб­ни­цы, двор­цы и го­род­ские сте­ны. С кол­лек­тив­ным тру­дом свя­за­но по­яв­ле­ние но­вых про­фес­сий – ор­га­ни­за­то­ров, пла­ни­ров­щи­ков, упра­ви­те­лей, учет­чи­ков. Прин­цип ор­га­ни­за­ции со­вер­шил пе­ре­во­рот и в во­ен­ном де­ле: вой­на из мас­со­вой дра­ки или се­рии по­един­ков пре­вра­ти­лись в схват­ку еди­но­об­раз­но эки­пи­ро­ван­ных и по­стро­ен­ных в чет­кие бое­вые по­ряд­ки во­и­нов, что рез­ко уве­ли­чи­ло си­лу лю­бо­го во­ен­но­го от­ря­да, а опол­че­ние пре­вра­ти­лось в вой­ско. И здесь по­яви­лись но­вые про­фес­сии – про­фес­сии во­и­на и пол­ко­вод­ца.

На­ко­нец, имен­но на Древ­нем Вос­то­ке воз­ник­ли все су­щест­ву­ю­щие до сих пор фор­мы по­ли­ти­чес­кой ор­га­ни­за­ции: граж­дан­ская об­щи­на, го­су­дар­ст­во, им­пе­рия), фор­мы прав­ле­ния (рес­пуб­ли­ка и мо­нар­хия). Там же воз­ник­ли и су­щест­ву­ю­щие до сих пор фор­мы об­щест­вен­но­го  со­зна­ния – ре­ли­ги­оз­ные и фи­ло­соф­ские уче­ния.



Оставить ответ