Древние арабские государства

Древ­няя ис­то­рия ара­бов – од­на из ма­ло­ис­с­ле­до­ван­ных стра­ниц ис­то­рии че­ло­ве­чест­ва. Изо­ля­ция пле­мен Ара­вии, хо­тя и не­пол­ная, от та­ких цент­ров ци­ви­ли­за­ции, как Еги­пет, Ме­со­по­та­мия и дру­гие, обу­с­ло­ви­ла ори­ги­наль­ность и спе­ци­фич­ность ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия древ­не­а­ра­вий­ских об­ществ.

Изу­че­ние ис­то­рии Древ­ней Ара­вии на­ча­лось с пу­те­шест­вий, в хо­де ко­то­рых на­кап­ли­вал­ся эпи­гра­фи­чес­кий ма­те­ри­ал, со­би­ра­лись эт­но­гра­фи­чес­кие и кар­то­гра­фи­чес­кие дан­ные, за­ри­со­вы­ва­лись ру­и­ны и па­мят­ни­ки.

Ис­сле­до­ва­ние древ­ней ис­то­рии Ара­вии с XIX в. раз­ви­ва­ет­ся в не­сколь­ких на­прав­ле­ни­ях. Од­но из важ­ней­ших – сбор, пуб­ли­ка­ция и изу­че­ние эпи­гра­фи­чес­ко­го ма­те­ри­а­ла. Дру­гое на­прав­ле­ние – ар­хео­ло­ги­чес­кое ис­сле­до­ва­ние па­мят­ни­ков Древ­ней Ара­вии, ко­то­рое по­ка еще не до­стиг­ло зна­чи­тель­но­го раз­ви­тия. Изу­че­ны па­мят­ни­ки За­иор­данья, Юж­ной Па­лес­ти­ны и Се­ве­ро-За­пад­ной Ара­вии, пре­иму­щест­вен­но на­ба­тей­ские. В 50-60-е го­ды ХХ в. в Юж­ной Ара­вии про­во­дил­ся цикл ар­хео­ло­ги­чес­ких ра­бот аме­ри­кан­ской эн­цик­ло­пе­ди­ей: рас­коп­ки сто­ли­цы Са­бы Ма­ри­ба, окрест­ных па­мят­ни­ков и сто­ли­цы Ка­та­ба­на Тим­ны.

Пер­вые свод­ные тру­ды по ис­то­рии Ара­вии по­яви­лись в кон­це XIX в. ХХ век при­вел к зна­чи­тель­но­му раз­ви­тию от­рас­лей на­уки, за­ни­ма­ю­щей­ся изу­че­ни­ем древ­ней ис­то­рии Ара­вии (се­ми­то­ло­гии, ара­бис­ти­ки, са­бе­ис­ти­ки, на­зва­ние ко­то­рой про­ис­хо­дит от наи­ме­но­ва­ния од­но­го из круп­ных го­су­дарств Юж­ной Ара­вии – Са­бы). Бы­ли со­зда­ны и про­дол­жа­ют воз­да­вать­ся тру­ды, по­свя­щен­ные древ­ней ис­то­рии ара­бов в це­лом, от­дель­ным го­су­дар­ст­вам и на­ро­дам Ара­вии, а так­же наибо­лее важ­ным про­бле­мам: ис­то­ри­чес­кой гео­гра­фии, эко­но­ми­ке, по­ли­ти­чес­ко­му строю, куль­ту­ре и ре­ли­гии, хро­но­ло­гии, оно­мас­ти­ке и др. В Бель­гии, Фран­ции, Ав­стрии, США сло­жи­лись на­уч­ные шко­лы са­бе­ис­тов.

Опи­са­ния рус­ских пу­те­шест­вен­ни­ков (куп­цов, па­лом­ни­ков, дип­ло­ма­тов, уче­ных), по­бы­вав­ших в Ара­вии, из­да­ние в Рос­сии со­чи­не­ний за­ру­беж­ных пу­те­шест­вен­ни­ков по­ло­жи­ли на­ча­ло зна­ком­ст­ву с ее древ­нос­тя­ми и их изу­че­нию в на­шей стра­не в XIX – на­ча­ле ХХ в.

В со­вет­ское вре­мя та­кие круп­ней­шие уче­ные, как И.Ю. Крач­ков­ский и Н.В. Пи­гу­лев­ская, за­ло­жи­ли ка­пи­таль­ные ос­но­вы со­вет­ской ара­бис­ти­ки и са­бе­ис­ти­ки. В 60–80-е го­ды про­ш­ло­го ве­ка эта от­расль ис­то­ри­чес­кой на­уки до­стиг­ла вы­со­ко­го раз­ви­тия. Со­вет­ские, а позд­нее рос­сий­ские уче­ные успеш­но за­ни­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой про­блем со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний в юж­но­ара­вий­ском об­щест­ве, в хо­де ко­то­рой сде­лан прин­ци­пи­аль­но важ­ный вы­вод о ран­не­ра­бов­ла­дель­чес­ком ха­рак­те­ре это­го об­щест­ва, от­ме­че­ны со­хра­нив­ши­е­ся в нем тра­ди­ции ро­доп­ле­мен­но­го строя, вы­яв­ле­ны об­щие и осо­бен­ные чер­ты об­щест­ва Юж­ной Ара­вии в срав­не­нии с дру­ги­ми об­щест­ва­ми Древ­не­го Вос­то­ка и ан­тич­но­го ми­ра. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся про­бле­мам по­ли­ти­чес­ко­го строя го­су­дарств Юж­ной Ара­вии, куль­ту­ре и ре­ли­гии на­ро­дов, на­се­ляв­ших ее в древ­нос­ти, весь­ма слож­ной и еще не ре­шен­ной окон­ча­тель­но про­бле­ме хро­но­ло­гии Ара­вии. Из­да­ют­ся над­пи­си и изу­ча­ет­ся язык юж­но­ара­вий­ской пись­мен­нос­ти. В 80-е го­ды ми­нув­ше­го сто­ле­тия со­вет­ские уче­ные в со­ста­ве со­вет­ско-йе­мен­ской ком­плек­с­ной экс­пе­ди­ции (СОЙ­КЭ) про­во­ди­ли ар­хео­ло­ги­чес­кие и эт­но­гра­фи­чес­кие ис­сле­до­ва­ния на тер­ри­то­рии Йе­ме­на в рай­о­не Хад­ра­мау­та и на ост­ро­ве Со­кот­ра.



Оставить ответ