Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо.
Оно – от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано:
“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными”».
[ан-Намль, 29-31].
Переписка между государствами как один из факторов международной дипломатии возникла уже в начале II тысячелетия до н.э. До наших дней сохранились исторические источники о переписке между древними царями. Естественно, пальма первенства в этом вопросе традиционно принадлежит Египту и Месопотамии. Рассмотрим некоторые характерные особенности международной переписки.
В переписке между собой дружественные независимые цари называли друг друга «братьями», если положение их было равным. Наряду с этим существовали и зависимые цари, относившиеся к более крупным, как к «отцам» или «господам». О них говорилось, что они «идут за таким-то царём», для которого они были его «рабами».
Культура Двуречья вообще стояла выше культуры Сирии и Палестины, и, испытывая нужду в письменности, обитавшие здесь племена, говорившие на западносемитических и хурритском языках, обычно пользовались готовой письменностью аккадцев, уже приспособленной к языку, близкому к западносемитическому. В связи с этим вавилонские международные обычаи и сам аккадский язык, как язык международных сношений, с созданием в Сирии и Палестине классового общества распространились там, а оттуда — ив Египте, и в Хеттской державе.
В середине II тысячелетия до н.э. при дворах царей крупнейших государств существовали уже целые дипломатические архивы. Так, нам известны архив египетских фараонов, найденный в Эль-Амарне, на месте столицы фараона Эхнатона, и архив хеттских царей, найденный в Хаттусе (Богазкёе). Документы в большинстве случаев были написаны клинописью по-аккадски. Хетты пользовались также своим, несийским языком, в особенности в переписке и договорах с государствами южной и западной части Малой Азии. В архивах хранилась не только переписка с независимыми державами, но и переписка с зависимыми государствами, входившими в область господства Египта и Хеттской державы, а также международные договоры.
Царьки Финикии, Сирии и Палестины поддерживали постоянную переписку со своими владыками. Наряду с изъявлениями преданности их письма содержали сообщения о военном и хозяйственном положении, просьбы о военной помощи, жалобы и доносы на соседних царьков и пр.
Нередко обменивались посланиями и цари более крупных держав. Иногда это были простые приветствия, как большинство писем митаннийского царя Тушратты к фараонам; или же письма касались переговоров относительно династического брака, который должен был соединить оба царства узами родства (как в случае того же Тушратты); или они содержали униженные просьбы о подарках (золоте) — такие письма посылал египетскому фараону его вавилонский «брат». Но иной раз эти послания служили и целям более широкой международной политики. Так, хеттский царь в письмах к вавилонскому верховному сановнику стремился поссорить Вавилонию с Ассирией; вавилонский царь выражал фараону протест против обращения последнего с ассирийским правителем как с равным, в то время как тот всегда якобы был «рабом» вавилонского царя.
Существовали определённые формы обращений при переписке между государствами. Например, зависимый царёк должен был начинать своё письмо со следующего обращения: «Царю, моему господину, моему Солнцу — так говорит твой раб Рибадди: к ногам моего господина, моего Солнца я припадаю семь и семь раз». Он называл себя при этом «собакой» своего господина. «Брат» же должен был выражать приветствие своему корреспонденту в такой форме: «Я благополучен — а ты, твои дома, твои жены, твои сыновья, твои кони, твои колесницы, твои войска, твоя страна, твои вельможи — да будут весьма благополучны».
Затрагивая эту тему, нельзя не упомянуть о переписке пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) с царями и правителями. Пророк ислама (да благословит его Аллах и приветствует!) в своей деятельности по распространению исламского призыва эффективно использовал те возможности, которые предоставляет дипломатическая переписка при международных отношениях.
Как общеизвестно из жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), после мирного договора в Худайбийе в конце VI года хиджры он (да благословит его Аллах и приветствует!) принимает решение направить письменные послания с призывом к исламу некоторым правителям того времени. Один из его сподвижников, имевший определенный дипломатический опыт, посоветовал ему запечатывать свои письма, так как цари не читают незапечатанные письма. Это послужило причиной того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) завел себе серебряный перстень, на котором были вырезаны слова «Мухаммад — посланник Аллаха». После этого, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) подбирает на роль посланцев некоторых своих сподвижников, которые имели опыт и знания в подобных делах. Письма с призывами принять ислам были направлены императору Эфиопии, правителю Египта, шаху Ирана, императору Византии, правителю Бахрейна, правителю Йамамы, наместнику Дамаска, правителю Омана.
С помощью этих посланий Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сумел довести свой призыв до сведения большинства царей того времени. Некоторые из них уверовали в него, а некоторые отказались от этого, однако и те, кто не уверовал, стали думать о нем, узнали его имя и получили представление о его религии.