В первой четверти VII века в Мекке, небольшом торговом городе среди гор и каменистых полупустынь Западной Аравии, одно за другим произошли события, которым суждено было решительно повлиять на ход мировой истории, неожиданно и навсегда изменить судьбу не только язычников Аравии, но и многих других народов, вызвать к жизни одну из крупнейших цивилизаций мира.
Здесь, в Мекке Мухаммад сын Абдаллаха, сирота, пастух, а позднее – доверенный по торговым делам богатой вдовы Хадиджы, криком, обычно предупреждавшим об опасности («Йа сабаха-ху!»), созвал на холм ас-Сафа (место донесения информации среди мекканцев) своих соплеменников и возвестил им о ниспосланном ему свыше «Слове Аллаха». Его осыпают камнями, бранью и угрозами, а затем вынуждают покинуть родной город. Но крик Мухаммада вызвал обвал, и ничто уже не могло остановить событий: из «Слова Аллаха» родилась религия ислама. «Слово» привело к «делу». А «дело» обернулось для мира грандиозным движением народов, столетием бесчисленных сражений, гибелью великой Сасанидской империи в Иране и Вестготского королевства в Испании, неслыханным поражением Византийской империи, завоеванием арабами Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки.
Оказалось, что VII веку суждено было стать для этих стран столетием великих потрясений и перемен. Победоносное шествие ислама и арабов в VII – VIII вв. по всемирно-историческому значению его последствий стоит намного выше чем походы Александра Македонского в Азии и Великим переселением народов в Европе. Результатом его было возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и создание арабской культуры, определившей развитие культуры многих народов, внесший огромный вклад в формирование европейской цивилизации.
Вот почему неизмеримо большее значение для истории Византии и всего тогдашнего Ближнего Востока имело не столь шумное, как возвращение триумфатора Ираклия (победившего Сасанидский Иран после казалось бы сокрушительного своего недавнего поражения) в Константинополь в сентябре 629 г., а событие, которое произошло четыре месяца спустя, в начале января 630 года: некогда гонимый проповедник новой веры Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) вступил во главе своих отрядов в Мекку, столицу аравийского язычества. Аравия сделала первый шаг в мировую историю.
Пророк Мухаммад посредством ислама дал решение многих «наболевших» социальных, этико-правовых и обычно-бытовых проблем. Принятие ислама в 30-х годах VII в., в течение всего каких-нибудь двадцати трех лет, привели к переменам всемирно-исторического значения: на территории Аравии прекратил существование родоплеменной строй. Вместе с ним необратимо утратила моральный авторитет и вся система его мировоззрения, вся иерархия общепризнанных прежде социальных и духовных ценностей. Это была не исторически локальная «перемена вех». Закончился этап предыстории народа. Драматизм происходившего, трагическая напряженность событий этих лет, сопровождавших обретение новой веры, породили могучий эмоциональный импульс, ставший пружиной необычайной активности сотен тысяч людей.
Ислам как религия и как явление культуры утверждался принципиальным отрицанием язычества и его культурного наследства. Родоплеменная организация долго еще сохранялась во вновь основанных на чужбине поселениях, у осевших на завоеванных землях бедуинов, а на территории самой Аравии она сохраняется местами и до наших дней. Однако уже не ее идеология определяла основы духовной жизни. И все-таки долго еще ссылка на принадлежность человека к такому-то племени означала оценку его.
Распространяя ислам в Аравии, никто не грозил, не мучил, не истязал, не жег и не топил, как многие распространители христианства в Европе и особенно на ее окраинах. Аравийское язычество не знало мучеников. Поистине, правая вера побеждает сама. Аллах не просто приказывает, Он убеждает, как вождь на племенном сборище посредством Корана и пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!): Он приводит доводы, говорит притчи, Он обращает к язычникам привычный для них возглас: «Разве вы не видели?», «Разве вы не знаете?», которым широко пользовались племенные поэты и ораторы, убеждая не сколько логикой, а примером и прецедентом. Сопоставление его доводов с понятиями и образами, которыми обычно оперировали сознание и психология бедуинов, само по себе чрезвычайно любопытно. Оно показывает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) обращался не к темной толпе. Иногда ситуация во многом напоминала поздний Рим, теснимый первыми христианами. Многие тогда в Аравии принимавшие ислам были сродни римским патрициям, искушенным в науках и страстях и тем не менее принявшим христианство.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) принес новую систему, новый принцип организации духовной жизни, новые «точки отсчета» умственной деятельности, иные цели и другие устремления. Особенность происходившего состояла в том, что Аллах не дал первым мусульманам сразу и полностью готовую религиозную систему. Он ниспосылал Коран и прочие Откровения по частям, которые затем на глазах у всех воплощались практически.
Вместе с Кораном и исламом «бедуинский мир» как бы шагнул вспять от своей прагматической идеологии и в то же время вступил в другую историческую эпоху. Прогресс был прямолинейным движением от «неведения» к «знанию». Утраты и приобретения здесь часто взвешивают на весах разных систем. Современники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) восприняли происшедшее одни как катастрофу, другие как чудо. За каждой из этих реакций стоит особая традиция социально-культурного опыта.
С исламом не вдруг, но все-таки довольно быстро для значительной массы бедуинов – прежде всего для ушедших на завоевания – изменилось восприятие жизни, изменились критерии ее оценок. Утратив языческую трезвость видения жизни, вчерашние язычники Аравии обрели новые духовные горизонты, они объединились сами и породнились через Адама со всем миром. С принятием ислама бедуины стали одним народом – арабами, а арабы вошли в число «исторических» народов. VII век не знал более крупного события. Оно обозначило конец долгной эпохи перехода от древности к средневековью стран и народов на огромной терртории от Индии до Атлантического океана.