Заря Ислама

В пер­вой чет­вер­ти VII ве­ка в Мек­ке, не­боль­шом тор­го­вом го­ро­де сре­ди гор и ка­ме­ни­с­тых по­лу­пу­с­тынь За­пад­ной Ара­вии, од­но за дру­гим про­изо­шли со­бы­тия, ко­то­рым суж­де­но бы­ло ре­ши­тель­но по­вли­ять на ход ми­ро­вой ис­то­рии, не­ожи­дан­но и на­всег­да из­ме­нить судь­бу не толь­ко языч­ни­ков Ара­вии, но и мно­гих дру­гих на­ро­дов, вы­звать к жиз­ни од­ну из круп­ней­ших ци­ви­ли­за­ций ми­ра.

Здесь, в Мек­ке Му­хам­мад сын Аб­дал­ла­ха, си­ро­та, пас­тух, а позд­нее – до­ве­рен­ный по тор­го­вым де­лам бо­га­той вдо­вы Ха­дид­жы, кри­ком, обыч­но пре­дуп­реж­дав­шим об опас­нос­ти («Йа са­ба­ха-ху!»), со­звал на холм ас-Са­фа (мес­то до­не­се­ния ин­фор­ма­ции сре­ди мек­кан­цев) сво­их соп­ле­мен­ни­ков и воз­вес­тил им о нис­по­слан­ном ему свы­ше «Сло­ве Ал­ла­ха». Его осы­па­ют кам­ня­ми, бранью и угро­за­ми, а за­тем вы­нуж­да­ют по­ки­нуть род­ной го­род. Но крик Му­хам­ма­да вы­звал об­вал, и ни­что уже не мог­ло ос­та­но­вить со­бы­тий: из «Сло­ва Ал­ла­ха» ро­ди­лась ре­ли­гия ис­ла­ма. «Сло­во» при­ве­ло к «де­лу». А «де­ло» обер­ну­лось для ми­ра гран­ди­оз­ным дви­же­ни­ем на­ро­дов, сто­ле­ти­ем бес­чис­лен­ных сра­же­ний, ги­белью ве­ли­кой Са­са­нид­ской им­пе­рии в Ира­не и Вест­гот­ско­го ко­ро­лев­ст­ва в Ис­па­нии, не­слы­хан­ным по­ра­же­ни­ем Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, за­во­е­ва­ни­ем ара­ба­ми Ира­на, Си­рии, Егип­та, Се­вер­ной Аф­ри­ки.

Ока­за­лось, что VII ве­ку суж­де­но бы­ло стать для этих стран сто­ле­ти­ем ве­ли­ких по­тря­се­ний и пе­ре­мен. По­бе­до­нос­ное шест­вие ис­ла­ма и ара­бов в VII – VIII вв. по все­мир­но-ис­то­ри­чес­ко­му зна­че­нию его по­след­ст­вий сто­ит на­мно­го вы­ше чем по­хо­ды Алек­сан­дра Ма­ке­дон­ско­го в Азии и Ве­ли­ким пе­ре­се­ле­ни­ем на­ро­дов в Ев­ро­пе. Ре­зуль­та­том его бы­ло воз­ник­но­ве­ние су­щест­ву­ю­щих и по­ны­не го­су­дарств Араб­ско­го Вос­то­ка и со­зда­ние араб­ской куль­ту­ры, опре­де­лив­шей раз­ви­тие куль­ту­ры мно­гих на­ро­дов, внес­ший ог­ром­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции.

Вот по­че­му не­из­ме­ри­мо боль­шее зна­че­ние для ис­то­рии Ви­зан­тии и все­го тог­даш­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка име­ло не столь шум­ное, как воз­вра­ще­ние три­ум­фа­то­ра Ирак­лия (по­бе­див­ше­го Са­са­нид­ский Иран пос­ле ка­за­лось бы со­кру­ши­тель­но­го сво­е­го не­дав­не­го по­ра­же­ния) в Кон­стан­ти­но­поль в сен­тяб­ре 629 г., а со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло че­ты­ре ме­ся­ца спус­тя, в на­ча­ле ян­ва­ря 630 го­да: не­ког­да го­ни­мый про­по­вед­ник но­вой ве­ры Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) всту­пил во гла­ве сво­их от­ря­дов в Мек­ку, сто­ли­цу ара­вий­ско­го язы­чест­ва. Ара­вия сде­ла­ла пер­вый шаг в ми­ро­вую ис­то­рию.

Про­рок Му­хам­мад по­сред­ст­вом ис­ла­ма дал ре­ше­ние мно­гих «на­бо­лев­ших» со­ци­аль­ных, эти­ко-пра­во­вых и обыч­но-бы­то­вых про­блем. При­ня­тие ис­ла­ма в 30-х го­дах VII в., в те­че­ние все­го ка­ких-ни­будь двад­ца­ти трех лет, при­ве­ли к пе­ре­ме­нам все­мир­но-ис­то­ри­чес­ко­го зна­че­ния: на тер­ри­то­рии Ара­вии пре­кра­тил су­щест­во­ва­ние ро­доп­ле­мен­ной строй. Вмес­те с ним не­об­ра­ти­мо ут­ра­ти­ла мо­раль­ный ав­то­ри­тет и вся сис­те­ма его ми­ро­воз­зре­ния, вся иерар­хия об­щеп­риз­нан­ных преж­де со­ци­аль­ных и ду­хов­ных цен­нос­тей. Это бы­ла не ис­то­ри­чес­ки ло­каль­ная «пе­ре­ме­на вех». За­кон­чил­ся этап пре­дыс­то­рии на­ро­да. Дра­ма­тизм про­ис­хо­див­ше­го, тра­ги­чес­кая на­пря­жен­ность со­бы­тий этих лет, со­про­вож­дав­ших об­ре­те­ние но­вой ве­ры, по­ро­ди­ли мо­гу­чий эмо­ци­о­на­ль­ный им­пульс, став­ший пру­жи­ной не­обы­чай­ной ак­тив­нос­ти со­тен ты­сяч лю­дей.

Ис­лам как ре­ли­гия и как яв­ле­ние куль­ту­ры утверж­дал­ся прин­ци­пи­аль­ным от­ри­ца­ни­ем язы­чест­ва и его куль­тур­но­го на­след­ст­ва. Ро­доп­ле­мен­ная ор­га­ни­за­ция дол­го еще со­хра­ня­лась во вновь ос­но­ван­ных на чуж­би­не по­се­ле­ни­ях, у осев­ших на за­во­е­ван­ных зем­лях бе­ду­и­нов, а на тер­ри­то­рии са­мой Ара­вии она со­хра­ня­ет­ся мес­та­ми и до на­ших дней. Од­на­ко уже не ее идео­ло­гия опре­де­ля­ла ос­но­вы ду­хов­ной жиз­ни. И все-та­ки дол­го еще ссыл­ка на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к та­ко­му-то пле­ме­ни озна­ча­ла оцен­ку его.

Рас­прост­ра­няя ис­лам в Ара­вии, ни­кто не гро­зил, не му­чил, не ис­тя­зал, не жег и не то­пил, как мно­гие рас­прост­ра­ни­те­ли хрис­ти­ан­ст­ва в Ев­ро­пе и осо­бен­но на ее окра­и­нах. Ара­вий­ское язы­чест­во не зна­ло му­че­ни­ков. По­ис­ти­не, пра­вая ве­ра по­беж­да­ет са­ма. Ал­лах не прос­то при­ка­зы­ва­ет, Он убеж­да­ет, как вождь на пле­мен­ном сбо­ри­ще по­сред­ст­вом Ко­ра­на и про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!): Он при­во­дит до­во­ды, го­во­рит прит­чи, Он об­ра­ща­ет к языч­ни­кам при­выч­ный для них воз­глас: «Раз­ве вы не ви­де­ли?», «Раз­ве вы не зна­е­те?», ко­то­рым ши­ро­ко поль­зо­ва­лись пле­мен­ные по­эты и ора­то­ры, убеж­дая не сколь­ко ло­ги­кой, а при­ме­ром и пре­це­ден­том. Со­пос­тав­ле­ние его до­во­дов с по­ня­ти­я­ми и об­ра­за­ми, ко­то­ры­ми обыч­но опе­ри­ро­ва­ли со­зна­ние и пси­хо­ло­гия бе­ду­и­нов, са­мо по се­бе чрез­вы­чай­но лю­бо­пыт­но. Оно по­ка­зы­ва­ет, что Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) об­ра­щал­ся не к тем­ной тол­пе. Иног­да си­ту­а­ция во мно­гом на­по­ми­на­ла позд­ний Рим, тес­ни­мый пер­вы­ми хрис­ти­а­на­ми. Мно­гие тог­да в Ара­вии при­ни­мав­шие ис­лам бы­ли срод­ни рим­ским пат­ри­ци­ям, ис­ку­шен­ным в на­уках и страс­тях и тем не ме­нее при­няв­шим хрис­ти­ан­ст­во.

По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) при­нес но­вую сис­те­му, но­вый прин­цип ор­га­ни­за­ции ду­хов­ной жиз­ни, но­вые «точ­ки от­сче­та» умст­вен­ной де­я­тель­нос­ти, иные це­ли и дру­гие устрем­ле­ния. Осо­бен­ность про­ис­хо­див­ше­го со­сто­я­ла в том, что Ал­лах не дал пер­вым му­суль­ма­нам сра­зу и пол­ностью го­то­вую ре­ли­ги­оз­ную сис­те­му. Он нис­по­сы­лал Ко­ран и про­чие От­кро­ве­ния по час­тям, ко­то­рые за­тем на гла­зах у всех во­пло­ща­лись прак­ти­чес­ки.

Вмес­те с Ко­ра­ном и ис­ла­мом «бе­ду­ин­ский мир» как бы шаг­нул вспять от сво­ей праг­ма­ти­чес­кой идео­ло­гии и в то же вре­мя всту­пил в дру­гую ис­то­ри­чес­кую эпо­ху. Про­гресс был пря­мо­ли­ней­ным дви­же­ни­ем от «не­ве­де­ния» к «зна­нию». Ут­ра­ты и при­о­бре­те­ния здесь час­то взве­ши­ва­ют на ве­сах раз­ных сис­тем. Со­вре­мен­ни­ки Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) вос­при­ня­ли про­ис­шед­шее од­ни как ка­та­стро­фу, дру­гие как чу­до. За каж­дой из этих ре­ак­ций сто­ит осо­бая тра­ди­ция со­ци­аль­но-куль­тур­но­го опы­та.

С ис­ла­мом не вдруг, но все-та­ки до­воль­но быст­ро для зна­чи­тель­ной мас­сы бе­ду­и­нов – преж­де все­го для ушед­ших на за­во­е­ва­ния – из­ме­ни­лось вос­при­я­тие жиз­ни, из­ме­ни­лись кри­те­рии ее оце­нок. Ут­ра­тив язы­чес­кую трез­вость ви­де­ния жиз­ни, вче­раш­ние языч­ни­ки Ара­вии об­ре­ли но­вые ду­хов­ные го­ри­зон­ты, они объ­еди­ни­лись са­ми и по­род­ни­лись че­рез Ада­ма со всем ми­ром. С при­ня­ти­ем ис­ла­ма бе­ду­и­ны ста­ли од­ним на­ро­дом – ара­ба­ми, а ара­бы во­шли в чис­ло «ис­то­ри­чес­ких» на­ро­дов. VII век не знал бо­лее круп­но­го со­бы­тия. Оно обо­зна­чи­ло ко­нец долг­ной эпо­хи пе­ре­хо­да от древ­нос­ти к сред­не­ве­ковью стран и на­ро­дов на ог­ром­ной тер­р­то­рии от Ин­дии до Ат­лан­ти­чес­ко­го оке­а­на.



Оставить ответ