К сожалению, самые ранние образцы миниатюры переходного периода и сведения об их художниках не сохранились. Но арабские источники сообщают о парадных сасанидских рукописях с царскими портретами. Важно отметить влияние сиро-христианской (несторианской) и манихейской традиций. Последняя к моменту возникновения ислама пустила корни по всей Евразии и создавала богато украшенные иллюминированные кодексы, поражавшие мусульман роскошью.
Изобразительное искусство того времени изобиловало изображениями живых существ. Однако известно, что в исламе даже хранение таких изображений порицается. Например, в одном из хадисов (изречений пророка Мухаммада) говорится, что в Судный день Бог прикажет владельцам оживить их. В другом утверждается, что ангелы не войдут в дом, где хранятся изображения живых существ. Арабы встречали изображения повсюду на покоренных ими бывших территориях Византии или империи Сасанидов, особенно на дорогих тканях, предметах торевтики , драгоценной утвари, иллюминированных рукописях. Обладание такими предметами, оформление помещений росписями считалось престижным среди вчерашних кочевников и стало показателем высокого статуса. Фигуративная живопись вторгалась даже в экстерьер мечети и на страницы Корана . Вообще, отношение к изображениям менялось в разные эпохи.
При дворах правителей постепенно начали формироваться книжные мастерские (на персидском — китабхана), ставшие центрами развития искусства. С миграциями мастеров в ходе крупных катаклизмов и политических изменений, таких как монгольское завоевание, походы Тимура (Тамерлана, 1336–1405), создание новых государств, центры книжного оформления перемещались в другие области.
Наличие миниатюр резко повышало цену книги. Оплатить роскошно выполненную рукопись могли только представители элиты. Они же и выступали главными заказчиками. Рукописи переходили от владельца к владельцу, что часто отражалось во владельческих пометах на первом листе. В роскошных рукописях, предназначенных для особо высокопоставленных заказчиков, каллиграфы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже художник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры . Часто пространство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живописные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у рукописи не появлялся состоятельный владелец, которому подобные затраты были по силам.
В более простых случаях миниатюр фигуры переносились методом трафарета: изображения, выполненные известными мастерами, копировались путем нанесения проколов по контуру рисунка на листе бумаги и присыпанием через проколы красного порошка (метод припороха).
Многие иллюминированные рукописи позже расшивались, продавались по отдельным листам (так они стоили значительно дешевле). Поэтому богато иллюстрированные сочинения, дошедшие целиком, — колоссальная редкость.
Миниатюра строго подчинена формировавшемуся веками классическому канону, базовые элементы которого сохранялись вплоть до XX века. Главная ее задача — отображение внутреннего, скрытого смысла вещей, поэтому в основном изображение лишено четкой привязки к тексту, воспроизводя некую альтернативную реальность.
Домонгольская персидская миниатюра
На миниатюре, изображающей сражение Варки с Раби‘, Гулшах (справа), переодетая мужчиной, наблюдает сцену конной битвы своего возлюбленного Варки (в центре) и его соперника Раби‘ (слева). Имена героев подписаны сверху, чтобы сориентировать читателя — эта традиция сохранится впоследствии в арабском лубке, адресованном простому зрителю.
Композиция ярких миниатюр к роману отличается строгим симметричным построением. Пейзаж выполняет в них сугубо декоративную функцию, художник не затрудняется его детальной прорисовкой. Изображения некоторых миниатюр размещены на сплошной орнаментированной поверхности и окрашенном фоне — в этом проступает влияние монументальной живописи.
Цветовая гамма, как и всё в миниатюре, имеет символическое значение: светлые тона маркируют положительных персонажей, темные — отрицательных.
Багдадская миниатюра ал-Васити и его школы
Единственная известная нам школа домонгольского времени — багдадская. Некоторые исследователи замечают влияние на нее христианских византийской или сирийской школ, другие утверждают, что мы имеем дело с самобытным явлением в арабском искусстве.
Иллюстрации к назидательным новеллам ал-Харири (1054–1122) — «Макамам» — сделаны багдадской школой художника Йахйи ибн Махмуда ал‑Васити. На миниатюрах мы видим многочисленные сцены городской жизни: покупку раба, похороны, проповедь в мечети, трапезу, отдых в саду, праздник, картины странствий (идущий караван или плывущее судно), — так что сочинение пользовалось большой популярностью среди простых горожан.
Ал-Васити расширяет сцены — композиция может выплескиваться на соседний лист. Он делает эскиз красным контуром, затем прорисовывает отдельные детали чернилами. Простоту рисунка подчеркивает простота палитры, составленной из нескольких чистых тонов.
В основном достижения и приемы багдадской школы были утрачены во время монгольских завоеваний, и с XIV века книжная миниатюра в арабских странах исчезает.
Монгольская миниатюра
Монгольская элита нуждалась в надежных знаниях о своей новой территории и заказывала сочинения по истории, географии, зоологии, а рукописи богато иллюстрировались. Искусство миниатюры перестало быть узкорегиональным явлением и постепенно распространилось на весь мусульманский мир.
На Ближний Восток пришла мода на китайское искусство — шинуазери. На миниатюре (не без помощи китайских художников) стали появляться такие традиционные атрибуты китайского искусства, как цветы лотоса, драконы, фениксы, стилизованные облака, характерные элементы костюма и прочее.
В этот период складывается классический стиль исламской миниатюры. Главным ее центром становится иранский Тебриз — столица монгольской династии Ильханидов (1256–1353). Правители этой династии чаще всего заказывали мастерам сочинения по истории. Самым известным таким трудом была многотомная история придворного историка Рашида ад-Дина «Собрание летописей» («Джами‘ ат-таварих»), первая «всемирная история». Ее центральная тема — история монголов и монгольского государства.
Большинство миниатюр — это история монгольских завоеваний и быт элиты. Они много рассказывают о внешнем облике, обычаях новых правителей, о сражениях, праздниках и придворном церемониале.
Так, миниатюра «Осада Багдада» посвящена центральному событию похода Хулагу — брата великого хана Мункэ, будущего правителя Ирана и основателя династии Ильханидов. В 1258 году его войска подступили к Багдаду, столице Аббасидского халифата. В результате осады город был разграблен и сожжен, население перебито или уведено в плен; последнего правящего халифа из рода ‘Аббасидов, ал-Муста‘сима, бросили под ноги монгольских коней. На миниатюре монголы стоят под стенами города, сверху их обстреливает гвардия халифа. Группа людей в лодке — даватдар Багдада со своими людьми. Он намеревался бежать водным путем, но монголы обстреляли суда, и беглец вернулся обратно в осажденную столицу. После этого события халиф пал духом и пошел на переговоры с осаждавшими.
Миниатюра XIV–XV веков: наследники монголов
После распада могущественной монгольской державы Ильханидов в Южном Иране, в городе Шираз, воцаряется династия Инджуидов (1336–1357). Как и предыдущие правители, они пытаются легитимизировать свое правление, демонстрируя преемственность от древних царей. Этому должна была способствовать рукопись «Шах-нама» («Книга царей»), написанная в 1010 году персоязычным поэтом Фирдауси, — эпическая история царей Ирана от древности до завоевания страны арабами в VII веке.
В тронной сцене два ангела держат над головой монарха по короне. Этот мотив легитимации царского правления уходит корнями в сасанидское искусство, как и сценка охоты и пира — необходимого атрибута царской жизни. Золотой парчовый халат царя напоминает модные в ту эпоху итальянские ткани в стиле шинуазери. Таким образом, пришедшая через монголов мода на китайское снова вернулась на Ближний Восток, но уже с юга Европы.
Миниатюры инджуидской «Шах-нама» содержат ряд цитат сасанидского искусства. Изображения выполнены в плоскостной трактовке и лишены динамики и экспрессии. Крупные фигуры заполняют все поле. Палитра небогата, краски скорее мутны. На этом фоне особое впечатление производит обилие золота. Красный и желтый фон миниатюр иногда заполняется завитками. Эффект создается сочетаниями цветовых пятен, художник пишет мазками, а тонкая проработка деталей, ставшая чертой поздней традиции, отсутствует.
При дворах династий, сменивших Инджуидов, книжная миниатюра приобретает свой классический вид: она вытягивается, в композиции появляется несколько горизонтальных уровней; фигуры уменьшаются, освобождается место для пейзажа, возникают многофигурные и многоплановые сцены. Иллюстрация превращается в картину. Чаще всего иллюстрируются стихотворные сборники (диваны) и лирические поэмы современных авторов — Низами, Са‘ди, Хафиза, Амира Хусрава Дахлави, Хваджу Кирмани. Впечатление гармонии и красоты в них создается чистыми красками и изящными линиями, бескрайним пространством — приемами, которых был полностью лишен предшествующий период.
Тимуридская миниатюра
Во времена сына Тимура Шахроха и его внука принца Байсонкора в городе возник центр парадного «тимуридского» стиля. Рукописи гератской мастерской, которая часто называется Академией, отличаются изощренной техникой, щедрым применением позолоты и яркостью палитры.
Одним из самых известных миниатюристов этого стиля и истории мусульманского искусства вообще считается Бехзад (ок. 1450 — 1536). Он по-новомуподходит к осмыслению сложной композиции, будь то бытовая или батальная сцена, тщательно прорабатывает детали каждого элемента, сообщая яркие индивидуальные черты фигурам и связывая их в единое гармоничное целое. Персонажи наделяются индивидуальными чертами. Их позы становятся более разнообразными и естественными. Искусство расположения фигур в сценах не находит аналогов в предшествующей традиции. Точное следование иллюстрируемому тексту отступает на второй план перед реализмом. У Бехзада мы не видим выпадающих из заданной композиции, случайных компонентов. Особое внимание художник уделяет пейзажу, связывающему сюжет в одно целое.
Тебризская миниатюра XVI века
Тебризский стиль возник на основе гератского и богатого излишествами и деталями «туркменского» стиля государства Ак-Коюнлу . Но, по сравнению с предшествующими, эта школа отличается более яркой цветовой гаммой, четкостью линий, экспрессией, более сложной композицией.
Идеологией государства Сефевидов был шиизм, и особой популярностью у правителей пользовались сюжеты религиозного содержания, связанные с пророком Мухаммадом и имамами. Поскольку шиизм сосредоточен вокруг внутренней, скрытой стороны Священного Писания, тяготея к мистицизму, живопись начинает изобиловать намеками, которые должны вызвать у зрителя цепочку ассоциаций.
Кисти Султан-Мухаммада приписывается одна из самых известных в мире персидских миниатюр — «Вознесение (ми‘радж) пророка Мухаммада» для рукописи «Пятерицы» персидского поэта Низами Гянджеви (ок. 1141–1209). Сюжет связан с одним из центральных событий мусульманской истории — вознесением Мухаммада на небо: однажды, когда пророк спал около Каабы , к нему явился архангел Гавриил (Джибриль в мусульманской традиции), ведя под уздцы фантастическое верховое животное — Бурака. На нем посланник перенесся в Хеврон — к гробнице Авраама, в Иерусалим — к гробнице Давида, а затем к будущей мечети ал‑Харам аш-Шариф. Затем Мухаммад оставил Бурака и был вознесен Гавриилом на седьмое небо — к Богу. Он прошел через семь дверей семи небес и на седьмом небе предстал перед Творцом. Посланник увидел блаженство праведников в раю и мучения грешников в аду. Вернувшись, он увидел, что его постель не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода.
Сцена изображает Мухаммада на Бураке (согласно канонам, лик пророка прикрывался завесой; Бурак изображался с человеческим лицом и в короне), от его фигуры исходит огненное сияние — аналог христианского нимба. Со всех сторон их окружают ангелы в разнообразных позах. Большинство протягивают всаднику дары. Венец в виде дара одного из ангелов демонстрирует святость пророка. Здесь также чувствуется влияние китайской живописи: это развевающиеся ленты и китайские облака.
С этого периода связь изображения и текста все более ослабевает. Мастера все чаще выходят за пределы ограничений, накладываемых повествованием, что приводит к тому, что миниатюры начинают создаваться на отдельных листах.
После смерти персидского поэта-мистика Джами в 1492 году завершается классическая персидская литература — время создания шедевров, дававших художникам невероятный простор для самовыражения. Мастера начинают поиск новых форм.
Исфаханская школа
После переноса столицы Сефевидского государства в Исфахан в 1598 году, здесь возникает самобытная культура, отразившая могущество и этническое разнообразие империи, протянувшейся от Кавказа до Персидского залива, от Ирака до Средней и Южной Азии. Не последнюю роль в формировании искусства этого периода играло европейское влияние, особенно голландское: мастера стали копировать образчики европейской живописи, во множестве попадавшие в Персию благодаря дипломатическим и торговым контактам.
Самый известный художник исфаханской мастерской — Риза-йи ‘Аббаси (ок. 1565 — 1635). Главным отличием в стиле художника стала тонкая линия контура, до этого отсутствовавшая в миниатюре. В палитре он сочетает контрастные цвета и мастерски их гармонизирует. Позднее творчество Риза-йи ‘Аббаси состоит из ряда портретов на отдельных листах. На них мы видим влюбленных, пастухов, европейцев. Преобладает изображение тюркских лиц, поскольку сефевидская элита — этнические тюрки. Лица молодых людей приобретают характерную женственность до такой степени, что в ряде случаев понять, кто перед нами — мужчина или женщина, довольно сложно (это непонимание усилено тем, что персидский язык не знает категории рода). Персонажи становятся более реалистичными, в отличие от субтильных полусказочных персонажей предшествовавших эпох. Через внешность Риза-йи ‘Аббаси впервые передает эмоции и внутренние переживания.
Изображение европейцев демонстрирует возрастание интереса к европейским модам и образу жизни. Такие художественные приемы, как перспектива и светотень, не прижились в персидском искусстве, однако новые элементы сильно преобразовали традиционную живопись.
Одно из лучших творений Риза-йи ‘Аббаси — диптих «Пиршество на лоне природы». Многофигурная композиция изображает знатного юношу в окружении свиты — видимо, это портрет заказчика рукописи. Музыканты, слуги, красавицы образуют единый ансамбль, расположенный на берегу ручья. Фигуры лишены схематизма и предельно реалистичны. Прижавшийся к спине женщины мальчик с любопытством взирает на происходящее в правой части, где над мужчиной, лежащим без чувств от чрезмерно выпитого вина, участливо склонился слуга. Несколько фигур в левой части выходят за рамку миниатюры.
Миниатюра этого периода сближается с живописью государства Великих Моголов. Она постепенно отделяется от книги и приобретает самоценность. Рисунки, выполненные клеевыми красками или тушью на отдельных листах, собирают в альбомы (муракка). В этот период в миниатюре определяются самостоятельные жанры. Декоративный жанр «цветов и птиц» станет особенно популярным в XVIII–XIX веках. Он проникнут смыслами суфийской поэзии, содержит мистические аллюзии, понятные просвещенному зрителю. Следуя европейской моде, мастера начали подписывать свои работы и ставить даты.
Миниатюра османской Турции
Османский стиль, пропитанный персидским влиянием, формировался постепенно, с привлечением мастеров со всех уголков огромной империи: Балкан, Закавказья, Ирака, Сирии, Египта. Важным компонентом миниатюрной живописи было изображение святых суфиев, братства которых получили интенсивное развитие в Османской империи.
Характерная иллюстрация этого периода связана с эпизодом из жизни популярного суфийского персоязычного поэта Джалала ад-Дина Руми (1207–1273), жившего еще в сельджукской Анатолии, в городе Конья. Согласно преданию, случайная встреча знаменитого богослова с бродячим дервишем Шамсом ад-Дином Табризи полностью перевернула жизнь Руми и обратила его на стезю экстатического суфизма. Ученики Руми отнеслись к Шамсу недоброжелательно, вынудили его бежать, а затем убили. Свою тоску по другу Руми выразил в поэтическом диване.
На миниатюре мы видим Руми, сопровождаемого толпой учеников. Руми сидит на коне с богатой сбруей, что подчеркивает его высокий статус, равно как и огромная белоснежная чалма. Носить такой пышный головной убор представители элиты стали именно в османское время. Совсем иначе изображен Шамс. Его одеяние, вдетые в уши серьги и босые ноги демонстрируют принадлежность к сообществу каландаров — бродячих мистиков, распространившихся к XIII веку по всему Ближнему и Среднему Востоку. Один из учеников Руми смотрит на Шамса с явным неодобрением, однако учитель полностью поглощен речью незнакомца и уже готов сойти с коня.
С середины XVIII века искусство османской миниатюры постепенно сходит на нет вследствие переориентации элиты на европейскую манеру живописи.
Миниатюра могольской Индии
Книжная миниатюра отличается подчеркнутым реализмом, мастерством работы с естественной палитрой, филигранной прорисовкой мельчайших деталей. В изображении пейзажей, животных и людей проступают элементы фотографичности. Мы видим здесь опять обращение правителей к излюбленным историческим сюжетам с целью провести преемственность со знаменитыми царями прошлого. Так, коранический образ царя Соломона (Сулаймана) и, в частности, сцена «царь на троне», воплощали царское могущество и мудрость. Правитель, заказывавший такое изображение, отождествлял себя с легендарным царем. Не были исключением и Великие Моголы.
Трон одного из могольских императоров, Шаха-Джахана (1628–1657), воспроизводил легендарный трон Соломона. Композиция следовала сложившемуся живописному канону, начиная с шестиугольной формы трона, украшенного драгоценными камнями. Шестигранный навес обнаруживает явную параллель с изображением шатра императора Акбара (1556–1605), одного из самых ярких могольских правителей. Традиционно Соломон изображался в окружении свиты, состоящей из ангелов, людей, демонов, птиц и зверей.
Однако тут появляется ряд инноваций: например, звери и птицы реалистичны, они обитают в Индии (излюбленным персонажем именно могольской миниатюры станет слон). На переднем плане демоны складывают дары к подножью трона царя в знак подчинения. На изображениях ангелов и демонов лежит печать могольского стиля, равно как и на фигуре мальчика-слуги с опахалом.
Следуя традиции, миниатюра делится на несколько уровней. Центральное место занимает Соломон и его приближенные, нижний — животные, верхний — парящие птицы (их крылья, согласно описаниям, всегда создавали тень для царя). Среди птиц мы видим легендарную птицу Симург, пришедшую из персидской живописи и иконографически восходящую к китайскому фениксу. Взор царя обращен на удода, который, согласно легенде, возвестил о прибытии Билкис (царицы Савской). Миниатюра приписывается художнику Мадху Ханазаду.
В связи с угасанием могольского могущества в XVIII веке эта школа миниатюры полностью выродилась, растворившись в более «индийской» раджпутской традиции. Вообще в XVIII–XIX веках искусство книжной миниатюры угасает. Живопись уходит со страниц рукописей и начинает существовать на отдельных рисунках, вплоть до портретов, картин в рамах и масляной станковой живописи по европейскому образцу. Постепенно на мусульманском Востоке появляются европейские школы живописи.
Подготовил Павел Башарин
Источник: https://arzamas.academy