Алчность

В ста­ро­дав­ние вре­ме­на один уче­ный че­ло­век по­ехал пу­те­шест­во­вать по ми­ру в по­ис­ках зна­ния. В пу­ти, в зда­нии ка­ра­ван-са­рая, он по­встре­чал­ся с од­ним бо­га­тым куп­цом. Он был так бо­гат, что его то­ва­ры бы­ли на­вью­че­ны на сто пять­де­сят верб­лю­дов и ему слу­жи­ли со­рок че­ло­век. В од­ну из жар­ких но­чей уче­ный и ку­пец ста­ли вес­ти раз­го­вор о сво­их де­лах. Прав­да, на са­мом де­ле, раз­го­вор вёл толь­ко ку­пец. Уче­ный толь­ко слу­шал, по­то­му что не лю­бил пу­с­тых и бес­по­лез­ных раз­го­во­ров.

Ку­пец го­во­рил:

— Та­кой-то мой склад на­хо­дить­ся в Тур­кес­та­не, а та­кой-то мой груз хра­нит­ся в Ин­дии, а это – до­ку­мент на вла­де­ние та­кой-то зем­лей, а вот тот че­ло­век отве­ча­ет за та­кое-то иму­щест­во.

А еще он го­во­рил, что со­би­рал­ся по­ехать в Алек­сан­дрию, по­то­му что, как го­во­рят, там очень хо­ро­ший кли­мат.

По­том он го­во­рил:

— Нет, не по­еду я ту­да, по­то­му что у лю­дей бы­ва­ет на мо­ре мор­ская бо­лезнь.

— Эх, муд­рец, — ска­зал он не­мно­го по­го­дя, — я со­би­ра­юсь со­вер­шить од­но пу­те­шест­вие. Если оно бу­дет успеш­ным, то ведь оста­ток жиз­ни я смо­гу си­деть до­ма и со­всем не бу­ду ра­бо­тать.

— А что это за пу­те­шест­вие? – по­ин­те­ре­со­вал­ся уче­ный. – Рас­ска­жи мне о нём, я по­слу­шаю.

Он от­ве­тил:

— При­ве­зу из Па­ри­жа се­ру и отве­зу её в Ки­тай. Там она це­нит­ся очень до­ро­го. А из Ки­тая я вы­ве­зу ки­тай­ский фар­фор и пе­ре­прав­лю его в Рим. Там то­же хо­ро­шо за­ра­бо­таю. Из Ри­ма же отве­зу в Ин­дию шел­ко­вые тка­ни. Го­во­рят, это очень при­быль­ное де­ло. Из Ин­дии вы­ве­зу в Алеп­по сталь, а из Алеп­по в Йе­мен – стек­ло, а из Цей­ло­на при­ве­зу в Па­риж по­кры­ва­ла. Ну, а по­том бро­шу тор­го­вать.

Ког­да ку­пец уто­мил­ся и у не­го уже не бы­ло сил го­во­рить, он по­смот­рел с гор­достью на уче­но­го: «Смот­ри, мол, ка­кой я бо­га­тый и пре­ус­пе­ва­ю­щий!».

Уче­ный лишь спро­сил его:

— А что же ты де­ла­ешь с при­былью, ко­то­рые ты по­лу­ча­ешь от тор­гов­ли?

— Сек­рет мо­е­го бла­го­по­лу­чия в том, что я не даю ни дир­ха­ма ни­ко­му, да­же са­мым близ­ким родст­вен­ни­кам. Луч­ше ко­пить бо­гат­ст­во для то­го, что­бы обес­пе­чить се­бе без­бед­ную ста­рость. Ну и еще, что­бы оста­вить сво­им де­тям до­стой­ное на­следст­во, — от­ве­тил ку­пец и по­хвас­тал­ся еще раз. – Если ты то­же бу­дешь по­сту­пать как я, то очень ско­ро ста­нешь бо­га­тым че­ло­ве­ком!

— По­ис­ти­не, та­ко­го че­ло­ве­ка как ты я ви­жу впер­вые, — мно­го­зна­чи­тель­но от­ве­тил уче­ный и до­ба­вил. — По­слу­шай ме­ня, о ку­пец! По­ис­ти­не, Ал­лах не лю­бит хвас­ту­нов. Опом­нись, ведь ты не за­бе­рёшь с со­бой на тот свет свои сун­ду­ки с зо­ло­том и се­реб­ром, но они мо­гут при­нес­ти те­бе ог­ром­ную поль­зу в этом и ином ми­ре, если бу­дешь тра­тить часть сво­е­го бо­гат­ст­ва на добрые де­ла лишь ра­ди Од­но­го Ал­ла­ха.

Услы­шав та­кие ре­чи, ли­цо куп­ца сра­зу по­скуч­не­ло. Он мол­ча по­вер­нул­ся спи­ной к уче­но­му, да­вая по­нять та­ким об­ра­зом, что не хо­чет боль­ше раз­го­ва­ри­вать с ним.

…Про­шло не­мно­го вре­ме­ни и до уче­но­го до­шла весть о ги­бе­ли хваст­ли­во­го и ску­по­го куп­ца со всем его ка­ра­ва­ном в без­вод­ных пес­ках од­ной из пу­с­тынь. Пос­ле этой вес­ти уче­ный дол­го си­дел в ме­че­ти и раз­мыш­лял о лю­дях, ко­то­рые не за­па­са­ют добрые де­ла, для то­го что­бы за­слу­жить до­вольст­во Ал­ла­ха – Гос­по­да ми­ров!


В Ко­ра­не ска­за­но: «…Де­лай­те добро ро­ди­те­лям, родст­вен­ни­кам, си­ро­там, бед­ня­кам, со­се­дям, как родст­вен­ни­кам, так и не со­сто­я­щим с ва­ми в родст­ве, со­брать­ям [по ре­мес­лу], пут­ни­кам и тем, кем вы вла­де­е­те. Во­ис­ти­ну, Ал­лах не лю­бит гор­де­цов, спе­сив­цев, ко­то­рые [са­ми] ску­пы и [дру­гим] лю­дям ве­лят быть ску­пы­ми и ута­ива­ют то, что Ал­лах да­ро­вал им по щед­рос­ти Сво­ей…» [ан-Ни­са, 36-37].



1 комментарий

  1. Как это называется? Мания жадности?
    Я удивляюсь видя умных, образованных, красивых людей, как они стремятся к бессмыслице, подобно бизнесмену в рассказе. Неужели они видят смысл жизни в накоплении имущества в молодости и растрате в старости?

Оставить ответ