Великий разоблачитель

Пос­ле раз­ва­ла СССР в стра­ны быв­ше­го Со­юза нескон­ча­е­мым по­то­ком хлы­ну­ли мис­сио­не­ры раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных те­че­ний. Осо­бен­ную ак­тив­ность в борь­бе за свой ку­сок «ду­хов­но­го пи­ро­га» про­яви­ла ка­то­ли­чес­кая цер­ковь, пред­ла­гая из­му­чен­ным от ате­из­ма на­ро­дам СНГ, свою «не­по­гре­ши­мую» ре­ли­ги­оз­ную док­три­ну. В на­шей стра­не так­же дей­ст­ву­ет хо­ро­шо сла­жен­ная сис­те­ма ка­то­ли­чес­ко­го при­зы­ва, ко­то­рая хо­чет отвра­тить ка­за­хов от ре­ли­гии их де­дов – ис­ла­ма.

Од­на­ко не сек­рет, что зна­ме­ни­тые лю­ди Ев­ро­пы уже дав­но до­ка­за­ли пол­ную не­со­сто­я­тель­ность ка­то­ли­чест­ва как ре­ли­ги­оз­ной док­три­ны, опи­ра­ясь на це­лую груп­пу фак­то­ров, до­ка­зы­ва­ю­щих это по­ло­же­ние.

В дан­ной статье, мы хо­те­ли бы осве­тить хит­ро­ум­ную ком­би­на­цию од­но­го из та­ких де­я­те­лей в де­ле раз­об­ла­че­ния по­ро­ков «свя­той» ка­то­ли­чес­кой церк­ви. Итак, в ап­ре­ле 1884 го­да…

В ап­ре­ле 1884 го­да па­па рим­ский Лев XIII об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим с по­сла­ни­ем, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние по пер­вым двум его сло­вам: «Род че­ло­ве­чес­кий». В этом по­сла­нии па­па при­зы­вал к ре­ши­тель­ной борь­бе про­тив всех, кто не при­зна­ёт ру­ко­во­дя­щей ро­ли рим­ско-ка­то­ли­чес­кой церк­ви. Эта эн­цик­ли­ка бы­ла свое­об­раз­ным при­зы­вом ко всем ка­то­ли­кам, ко­то­рые долж­ны бы­ли стать на­сто­я­щи­ми хо­зя­е­ва­ми ми­ра. Ка­ков же был вос­торг цер­ков­ных иерар­хов, ког­да им ста­ло из­вест­но, что по­сла­ние Льва XIII по­дей­ст­во­ва­ло да­же на вид­но­го идео­ло­ги­чес­ко­го вра­га церк­ви – фран­цуз­ско­го жур­на­лис­та Габ­ри­е­ля Па­же­са, пи­сав­ше­го под псев­до­ни­мом Лео Так­силь.

Габ­ри­ель Ан­ту­ан Жо­ган-Па­жес (1854-1907) ро­дом из Мар­се­ля, за ко­рот­кий срок при­о­брёл из­вест­ность це­лым ря­дом ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, ед­ко вы­сме­и­ва­ю­щих ка­то­ли­чес­кую цер­ковь. В юно­шес­кие го­ды он по­лу­чил вос­пи­та­ние у иезу­и­тов; пе­ред ним от­кры­ва­лась до­ро­га боль­шой цер­ков­ной карь­е­ры. Но он по­ки­нул сво­их «на­став­ни­ков» и стал страст­но раз­об­ла­чать их хан­жест­во, лжи­вость и при­кры­тое ли­це­ме­ри­ем свое­ко­рыс­тие. В 1879 го­ду, ког­да Па­же­су-Так­си­лю бы­ло 25 лет, вы­шла в свет его пер­вая ан­тик­ле­ри­каль­ная кни­га «До­лой скуфью!». За ней на про­тя­же­нии пя­ти лет по­сле­до­ва­ло еще де­сят­ка пол­то­ра хлёст­ких про­из­ве­де­ний («Лю­бов­ные по­хож­де­ния па­пы Пия IX», «Свя­тые лю­би­те­ли пор­но­гра­фии», «Се­мей­ст­во Бор­джиа», «Сын иезу­и­та» «От­ра­ви­тель Лев XIII и пять мил­ли­о­нов ка­но­ни­ков» и др.). С во­про­са­ми ис­то­рии ре­ли­гии и церк­ви, дей­ст­ви­тель­ным со­дер­жа­ни­ем и смыс­лом ре­ли­ги­оз­ных уче­ний Л. Так­силь был пре­крас­но зна­ком. Он блес­тя­ще ис­поль­зо­вал эти зна­ния в са­ти­ри­чес­ких про­из­ве­де­ни­ях и в пам­ф­ле­тах, на­прав­лен­ных на раз­об­ла­че­ние ка­то­ли­чес­кой за­ра­зы.

И вот про­изо­шло не­ве­ро­ят­ное: этот про­кля­тый цер­ковью «не­чес­ти­вец», «бо­го­от­ступ­ник», «зло­ре­чи­вый ху­ли­тель» церк­ви явил­ся к свя­щен­ни­ку од­ной из па­риж­ских церк­вей и, упав на ко­ле­ни, слез­но про­сил при­нять его вновь в ло­но ка­то­ли­чес­кой церк­ви, от ко­то­рой он так «лег­ко­мыс­лен­но» от­рёк­ся. Рас­ка­яв­ший­ся греш­ник мо­лил о ми­лос­ти к не­му. Даль­ней­шее пред­уга­дать бы­ло не слож­но…

Выс­шие чи­ны ка­то­ли­чес­кой церк­ви тут же пред­ло­жи­ли Так­си­лю об­ра­тить своё та­лант­ли­вое пе­ро про­тив воль­но­мыс­лия, в за­щи­ту ре­ли­гии и церк­ви. Рас­ка­яв­ший­ся греш­ник с пол­ной го­тов­ностью со­гла­сил­ся на это и стал рев­ност­ным ре­ли­ги­оз­ным де­я­те­лем. С фа­на­ти­чес­кой не­на­вистью клей­мил он воль­но­мыс­лие лю­дей и их от­па­де­ние от ло­на ка­то­ли­чес­кой церк­ви.

Так­си­лю уда­лось «вы­рвать из ког­тей дья­во­ла» и «вер­нуть к Бо­гу» не­сколь­ко че­ло­век, в том чис­ле не­кую Диа­ну Во­ган. Об­ра­ще­ние Диа­ны Во­ган из «бе­сов­ско­го со­сто­я­ния» в хрис­ти­ан­ст­во вы­зва­ло шум­ный вос­торг в ка­то­ли­чес­ком ла­ге­ре. Слёзы уми­ле­ния – ис­крен­ние и при­твор­ные – тек­ли ре­кой в тех слу­ча­ях, вспо­ми­на­ли ис­то­рию «спа­се­ния» де­ви­цы, «из­бе­жав­шей пред­на­зна­чав­ших­ся ей ад­ских му­че­ний». Выс­шие чи­ны церк­ви ста­ра­лись в сво­их по­сла­ни­ях ободрить Диа­ну, ко­то­рая сде­ла­ла та­кой му­жест­вен­ный по­сту­пок. Сам па­па Лев XIII при­слал ей че­рез кар­ди­на­ла Па­роч­чи своё «свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние».

Так­си­лю, так шум­но рек­ла­ми­ро­вав­ше­му ре­ли­гию и цер­ковь, так кра­соч­но опи­сы­вав­ше­му коз­ни дья­во­ла, по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли очень вли­я­тель­ные лю­ди, в том чис­ле и сам па­па рим­ский. Де­ло до­шло до то­го, что Лев XIII при­нял Так­си­ля в ва­ти­кан­ском двор­це. «Не­по­гре­ши­мый на­мест­ник Хрис­та» до­пус­тил Так­си­ля к це­ло­ва­нию сво­ей «свя­той» туф­ли. Па­па рас­хва­ли­вал и об­лас­кал но­во­го бор­ца за уси­ле­ние ка­то­ли­циз­ма. Он ми­лос­ти­во со­об­щил Так­си­лю, что с осо­бым удо­воль­ст­ви­ем чи­тал его кни­ги, и бла­го­сло­вил это­го «рев­ни­те­ля ве­ры» на даль­ней­шие «труд­ные по­дви­ги» про­тив вра­гов ка­то­ли­чес­кой церк­ви.

А за­тем… за­тем раз­ра­зил­ся страш­ный скан­дал. 19 ап­ре­ля 1897 го­да на мно­го­люд­ном со­бра­нии в боль­шом за­ле Гео­гра­фи­чес­ко­го об­щест­ва в Па­ри­же Габ­ри­ель Па­жес – Л. Так­силь прост­ран­но и кра­соч­но рас­ска­зал о том, как он на про­тя­же­нии 12 лет об­ду­ман­но и по­сле­до­ва­тель­но мис­ти­фи­ци­ро­вал слу­жи­те­лей церк­ви, как он шаг за ша­гом уси­ли­вал и раз­но­об­ра­зил свои фан­та­зии, ви­дя, что са­мые не­ве­ро­ят­ные его вы­мыс­лы с вос­тор­гом при­ни­ма­лись па­пой, кар­ди­на­ла­ми и всей ка­то­ли­чес­кой по­пов­щи­ной. С раз­об­ла­че­ни­я­ми вы­сту­па­ли и при­вле­чен­ные Так­си­лем к этой мис­ти­фи­ка­тор­ской де­я­тель­нос­ти его со­рат­ни­ки. Кон­фуз в ста­не ка­то­ли­ков был гран­ди­о­зен. Как го­во­рит­ся, ком­мен­та­рии из­лиш­ни.



Оставить ответ