Памятники мусульманской архитектуры: Мечети. Планы и разрезы мусульманских базилик. Сводчатая мечеть. Тюрбе. Принадлежности культа и подсобные здания при мечетях. Минареты. Мусульманские жилые дома. Странноприимные учреждения. Бани. Базары. Мосты. Фортификационные сооружения.
Архитектурные объекты: Мечеть Амру в Каире. Мечеть Ибн-Тулуна в Каире. Мечеть Мекки. Мечеть в Дамасске. Мечеть Эль-Акса в Иерусалиме. Мечеть в Амру. Кордовская мечеть. Мечеть Хассана в Каире. Мечеть Шах-Аббаса в Исфахане. Голубая мечеть в Тавризе. Мечеть Султаниэ. Мечеть Каитбея. Дворец Аммана в Сирии. Альгамбра в Севилье. Мост около Тавриза. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
МЕЧЕТЬ
Главные мусульманские здания — мечети — служат местом для молитвы, где верующие, разместившись длинными рядами, обращают взоры в сторону Мекки. Мечеть, подобно церкви, является залом для собраний, но ее главная ось имеет поперечное направление: вместо того чтобы простираться в глубину, она развертывается в ширину. И это обстоятельство, независимо от различия в стиле, придает мечети своеобразие, отличающее ее от христианских памятников.
Как мы уже говорили, в основу конструктивных принципов мечети положены, в зависимости от эпохи, или перекрытие на аркадах, или купольное перекрытие; как и церковь, она представляет две сменяющие друг друга формы: форму базилики и форму сводчатого сооружения.
|
Рис. 84 |
Период мусульманских базилик
План — На рис. 84 мы даем планы двух мечетей, отвечающих наиболее древним мусульманским традициям. А — план мечети Амру в Каире, основание которой восходит к первым годам мусульманской эры; ее современный вид относится, вероятно, к IX в., когда она была перестроена после пожара. Т — план мечети Ибн-Тулуна в Каире, датируемой X в. Мечеть Мекки принадлежала к этому же типу; большой зал с потолком на аркадах, а перед ним двор с портиками.
|
Рис. 85 |
Рис. 85 показывает план Дамасской мечети, воздвигнутой около 700 г. халифом Валидом из династии Оммайадов по тем же общим принципам, по которым за несколько лет до того Абд-эль-Мелек построил мечеть Эль-Акса в Иерусалиме. В мечетях Каира большой зал с многочисленными пролетами имел вид гипостилыюго зала, в Дамаске число пролетов сводилось к трем.
Этот общий вид, воспроизведенный в мечети Эфеса, напоминает план христианских базилик; за исключением различий в ориентации, сходство так велико, что Дамасскую мечеть смешивали с церковью, на месте которой она находится. (Согласно Саладэну (Manuel d’art musulman, I, «LArchitecture», стр. 80), мечеть в Дамаске — это церковь, построенная Феодосией в 379 г. на месте древнеримского храма, часть портиков которого сохранилась. Оммайадский халиф Эль-Валид приспособил ее под мечеть путем перестройки в 708 г. После больших пожаров 1069, 1400 и J 893 гг. мечеть подвергалась реконструкциям.). Известно даже, что Валид в силу своей веротерпимости, навлекшей на него упреки со стороны мусульман, допустил в этой мечети отправление христианских богослужений.
Во всех мечетях большой зал на аркадах сопровождается двором с портиками, оба крыла которого бывают различной глубины, причем более глубока та часть, которую освещает полуденное солнце. Передняя часть двора занята странноприимными учреждениями, школами и местами для омовения. Впереди возвышаются башни, или минареты, откуда раздается призыв к молитве.
Как и храмы Древнего Египта, мечети с портиками разрастались путем постепенных пристроек; так, например, в Кордовепервоначальная мечеть, близкая по типу к плану, приведенному на рис. 84, — только ядро более обширной мечети, пристройки которой имеют больше значения, чем основное здание.
Разрез — Рис. 86 показывает нам гипостильный зал IX в. (А), заменивший древнюю мечеть в Амру, и мечеть, построенную около 880 г. Ибн-Тулуном (В).
В обоих случаях крыша — это простая терраса. В мечети Амру арки почти полуциркульные; арка едва надламывается в замке и слегка походит на подкову снизу. Распор арок воспринимается затяжками, в конце каждого ряда арок — двойная колонна. В мечети Ибн-Тулуна ярко выражены стрельчатые арки, а устои сопровождаются пристенными колонками.
Рис. 86 |
Рис. 87 |
В Дамасской мечети (рис. 87) нефы разделены двумя рядами больших аркад; над ними — маленькие аркады, служащие для их разгрузки. Арки имеют полуциркульную, слегка подковообразную форму. Все сооружение ажурно, и его простое расположение, раскрывающееся по глубине нефов, создает впечатление грандиозности и величия.
На рис. 88 видны, конец одного из нефов Кордовской мечети и переплетающиеся аркады, поддерживающие купол святилища, или михраба. Здесь каждый неф был покрыт двускатной крышей, а желоба, расположенные над линиями аркад, обеспечивали сток воды. Аркады, столь динамичные по рисунку, построены по принципу, как мы видели, весьма рациональному. Несмотря на свой небольшой масштаб, эта постройка создает одно из наиболее захватывающих впечатлений, какое когда-либо производила архитектура. Переплетение арок вызывает зрительную иллюзию. Кажется, будто эти длинные ряды аркад, едва освещенные слабым светом, смягченным глубиной портиков, теряются в бесконечном пространстве; в глубине — прекрасный купол михраба, залитый светом, сверкает блеском своих мозаик на золотом фоне. Нефы первоначальной мечети относятся ко времени Абдерахмана (790), святилище — ко времени Хакема (960).
Кордовская мечеть является высшим достижением арабской архитектуры базиличного типа; для ознакомления с новой планировкой надо обратиться к XIV в., когда был введен тип сводчатой мечети.
Рис. 88 |
Рис. 89 |
Сводчатая мечеть
Если верить преданиям, которые, впрочем, вполне подтверждаются фактами, самая древняя сводчатая мечеть — это мечеть Хассана в Каире (1360). Ансамбль ее показан на рис. 89. Зал для молитвы, служащий одновременно и усыпальницей основателя мечети, — квадратное пространство, перекрытое куполом; по четырем его дворовым фасадам открываются четыре больших цилиндрических свода, заменяющие портики прежних мечетей. Эта широкая монументальная часть заимствована из Ирана; кроме некоторых вариантов в деталях, мы встретим ее в иранских мечетях XV и XVI вв.
Там величественное впечатление массивности усугубляется еще великолепием красок; проемы обрамлены глазурной орнаментикой, купола покрыты голубым фаянсом. В мечети Шах-Аббаса в Исфахане, в конце XVI в., этот план осуществлен в колоссальных размерах, и, хотя декорирование изразцовой мозаикой заменено в ней расписной майоликой, впечатление она производит необычайно сильное.
Иногда вся мечеть сводится к залу для молитвы; этот зал, выстроенный по плану, упрощающему сложность парусов, принимает форму многогранника. Так построена Голубая мечеть в Тавризе, так построена и большая часть надгробных мечетей, или «тюрбе» (тюрбе, прежде всего, — надгробный мавзолей и лишь иногда бывает местом для моления). К этому же типу относится и мечеть с деревянным куполом, возвышающаяся на месте Иерусалимского храма (рис. 66).
Тюрбе — Самые древние из дошедших до нас тюрбе относятся к эпохе сельджуков. Своды, покрывающие их, — конические купола, как в Конии и в Никее, или же ячеистые купола, как в гробнице Зобеиды. К группе мечетей-тюрбе и к блестящей эпохе XIV и XV вв. надо отнести и мечеть Султаниэ (рис. 70), а также мечеть Каитбея в Каирской равнине; эти здания со стрельчатым куполом изящного профиля, покрытые легкими скульптурными арабесками, — шедевр архитектуры, в которой прихотливый орнамент сочетается с безукоризненной правильностью линий.
Принадлежности культа и подсобные здания при мечетях
На рис. 88 мы показали маленькое здание, которым заканчивается главный неф Кордовской мечети. В большинстве мечетей это здание сводится к простой нише — михрабу; это единственное символическое украшение, допускаемое мусульманами. Его назначение — указывать направление, где находится священный город, к которому во время молитвы должны быть направлены взоры всех верующих. Кафедра для чтения корана находится рядом с михрабом. Обычно она делается из дерева и украшается коническим балдахином; к ней ведет прямая лестница. Для проповеди служат другие кафедры — простые эстрады. Остальная обстановка ограничивается циновками, коврами и пюпитрами для Корана. Венцы света от ламп, свисающих со сводов и с затяжек арок, невысоко над полом, все на одном уровне, производят впечатление огненной пелены над головами верующих.
В некоторых мечетях, как в Адрианопольской, вдоль внутренних стен идут трибуны, где пилигримы, направляющиеся в Мекку, оставляют на время паломничества свои ценности под охраной святого места. Обычно эти предметы складываются под портиками.
В мечетях-усыпальницах места погребений отмечаются саркофагами, убранными ценными тканями; часто мавзолеи святых бывают окружены гробницами, покрытыми плитами или украшенными стелами, осененными кипарисами.
Наиболее значительными подсобными сооружениями при мечетях являются школы, госпитали и странноприимные дома для пилигримов и бедных странников. Некоторые мечети лишены таких подсобных зданий, но лишь в редких случаях отсутствует источник для омовения и монументальные латрины, обильно снабженные водою.
Затем идет минарет-башня, где голос муэдзина заменяет христианские колокола, призывающие к молитве. На рис. 90показаны главные типы минаретов. Формы А и В, по-видимому, наиболее древние: дамасский минарет (А), вероятно, один из первых, построенных мусульманами. Детали его могли быть изменены во время реставраций, но к первоначальной постройке относится по крайней мере общая форма квадратной башни. Минарет с наружной спиральной лестницей (В) принадлежит мечети Ибн-Тулуна, относится к IX в. и является, по-видимому, подражанием священным башням Ирана. Минарет со стройной круглой башней (рис. 91, D) появляется в Иране около XIV в. и повторяется во всех больших мечетях, построенных шахом Аббасом в XVI в.
Рис. 90 |
Рис. 91 |
Минареты, как и колокольни, имеют свои географические признаки. Мы уже указывали на цилиндрический тип, свойственный Ирану; в Египте минарет принимает живописную и своеобразную форму, изображенную на рис. 91, С: ствол, из которого выступают многочисленные балконы, но ствол не круглый, а многогранный, с планом, изменяющимся на каждом этаже. Вероятно, это чередование многогранных планов было заимствовано египетскими мусульманами у Александрийского маяка, представляющею собою восьмиугольник, поставленный на квадрат.
Иранские минареты (D) возвышаются по сторонам главного входа мечети в Исфахане; египетский минарет Q — из мечети Каитбея в Каире. Тип минарета в виде квадратной башни повторяется повсюду, где укореняется династия Оммайадов, построившая дамасский минарет; таковы минареты Туниса, Алжира и Марокко. В Африке наилучший образец этого типа — минарет в Танжере, в арабской Испании — минарет Хиральда в Севилье; этот же тип христианская Испания воспроизводила в своих колокольнях.
Детальную классификацию минаретов по странам и по типам дает Creswell в своей работе «The evolution of the minaret with special Reference to Egypt» («The Barlington Magazine», 1926 г.).
ЖИЛИЩЕ
Арабское жилище обладает поразительным сходством с римским домом. Но здесь еще в большей степени, чем в римском доме, проведено разделение между приемными комнатами и жилыми: гарем всегда является совершенно отдельной частью.
Как и в римском доме, помещения группируются вокруг большого двора, своего рода атриума, в глубине которого находится большой приемный зал и боковые части которого заняты служебными помещениями и комнатами для гостей.
Благодаря чисто восточной замкнутости внешний фасад имеет в нижнем этаже только один проем — входную дверь. Лишь в верхних этажах выходят на улицу решетчатые балконы. Окна обращены, по возможности, во внутренний двор.
Можно ли допустить, что арабы позаимствовали план своего жилища непосредственно у римлян? По существу, этот план настолько же иранский, насколько и римский. Вероятно, римляне сами позаимствовали его через греков у азиатских народов, у которых с глубокой древности развились привычки к жизненным удобствам. Арабское жилище связано с иранским благодаря прямым и косвенным влияниям, которые Иран оказывал на страны с установившимся арабским господством.
На рис. 92 мы даем план одного из древнейших мусульманских жилищ — дворца Аммана в трансиорданской Сирии. От этого дворца сохранились только парадные покои. В глубине квадратного двора, являющегося центром композиции, находится приемный зал, перекрытый полукуполом, а со всех четырех сторон прямоугольные ниши, перекрытые стрельчатыми сводами, образуют открытые залы, ничем не отделенные от двора. Говорят, что мечеть Хассана (рис. 89) была подражанием азиатским дворцам, — и действительно, трудно найти более точную копию.
Рис. 92 |
Рис. 93 |
Альгамбра в Севилье, начатая в XIII в. халифом Мухаммедом-бен-Альхамаром, состоит из двух главных дворов, где были, без сомнения, два дворца, пристроенные один к другому. На рис. 93 показан план одного из этих дворцов.
Пропорции Альгамбры иные, чем во дворце Аммана; стиль ее характеризуется деталями аркад, изображенными на рис. 63. Во дворце Аммана стиль строг и близок к античному, в Гренаде — пышная архитектура, со сталактитами, фестонами, обилием красок; но и тут и там план один и тот же — план римских зал, расположенных вокруг атриума.
Наряду с этими планами, позаимствованными из древних цивилизаций оседлых народов, встречаются и планы, навеянные воспоминаниями кочевой жизни. Мусульманское население, первым жилищем которого была палатка, стремилось воспроизвести ее образ в изолированных павильонах среди садов. В Адрианопольском дворце сохранилось несколько таких павильонов; они со всех сторон открыты в окружающие сады и представляют собой палатки, в которых протекала жизнь султанов, но палатки уже не переносные.
Иногда, наоборот, потребность обеспечить безопасность придавала этим павильонам вид маленьких крепостей. Норманнские короли Сицилии, очень напоминающие арабских эмиров, оставили нам в Палермо образцы обоих типов: Зиза(Зиза построена в X в. как дворец и перестроена в 1154 г.) и Куба — тип обнесенного стенами павильона; Куббола — тип совершенно открытого киоска.
Вода, столь драгоценная в жарких странах, составляет роскошь арабского жилища. Главный зал Зизы устроен наподобие античного грота. В Альгамбре вода бьет фонтанами в бассейны и стекает во двор по открытым канавкам. Середина одного из этих дворов целиком покрыта зеркальной поверхностью воды, в которой отражаются портики. В Дамаске все жилые помещения оживляются журчанием освежающих струй фонтанов.
Фасады дворцов, по крайней мере частично, облицованы фаянсовыми плитками. В домах Алжира вертикальные бордюры и горизонтальные фризы из фаянса разделяют стены на большие панно в цветных рамах.
Для внутреннего украшения зал делают кессонные потолки, инкрустации из фаянса, иногда даже накладные украшения с позолотой на фоне из олова, — таков обычный орнамент дамасских домов. Адрианопольские киоски сохранили свои многоцветные фаянсовые стены, в которых преобладает голубой цвет; и в наше время дома в Алжире обычно украшаются внутри фаянсом желтых, голубых или зеленоватых тонов.
Окна редко бывают застеклены: решетка, заменяющая стекла, оставляет свободный доступ для воздуха. Для вентиляции устраиваются под потолком отверстия, снабженные решеткой и допускающие обмен воздуха между душными залами и прохладными портиками. И как последнее воспоминание о палатке, двор почти повсюду защищен навесом из парусины.
Таково жилище богатых мусульман. Только в редких случаях оно состоит из двух этажей. Для людей среднего достатка жилище занимает меньшую площадь, но зато поднимается в высоту: увеличивается число этажей, постепенно нависающих над улицей. Верхние этажи отводятся для женщин, и здесь устраиваются балконы с решеткой. Народы Азии предпочитают тесниться, но не делить дом между несколькими семействами: гаремные привычки плохо уживаются с наемным помещением. Каждый имеет свой дом, хотя бы и хижину; у каждого — собственное жилье.
СТРАННОПРИИМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, БАНИ, БАЗАРЫ
Гостеприимство, составляющее одну из первейших обязанностей мусульманина, способствовало созданию прекраснейших архитектурных композиций: хан, или караван-сарай, — это настоящий дворец. План его очень прост: квадратный двор, обнесенный двухэтажными зданиями. Нижний этаж отведен под конюшни, верхний занят рядом келий и широкой верандой.
Караванный путь в Мекку отмечен длинной линией караван-сараев. В Иране встречаются величественные ханы. Так, например хан Лаодикеи в Лике, выстроенный из мраморов древнего города, украшен с невиданной роскошью. Встречаются такие, дворы которых покрыты одним широким сводом: хан Хайрат, близ Афиун-Кара-Гиссара, с большим нефом и цилиндрическими сводами, перерезанными подпруж-ными арками, похож на романские церкви Франции. Хан Ортма в Багдаде, выстроенный в эпоху сельджуков, перекрыт сводами на арках, как сасанидский дворец в Таг-Эйване. В Кашанском караван-сарае своды превращены в купола с широкими круглыми отверстиями в вершине.
Базар, агора (рыночная площадь в Греции) мусульман, имеет вид то крытой улицы, то хана со сводчатым двором. Мы упоминали уже (рис. 64, А) о деревянных крышах, покрывающих улицы дамасского базара. Валишах в Ширазе — один из самых великолепных образцов сводчатого базара; его конструкция напоминает хан в Кашане. Часто базар является одновременно и караван-сараем и рынком.
В Севилье есть арабский госпиталь, состоящий из ряда зал, двумя этажами окружающих квадратный двор и выходящих на портики, что придает больнице вид монастыря.
Другой вид сооружений, создаваемых по мотивам благочестия — общественные фонтаны, — обычно расположены так же, как киоски или как места для отдыха.
Перейдем, наконец, к баням (паровым), планы которых, по-видимому, заимствованы у римских терм. Центральный зал отапливается при помощи подземной печи; его покрывает купол, освещаемый люками с выпуклыми стеклами. Предбанник смягчает переход от внешней температуры к температуре бани.
|
Рис. 94 |
МОСТЫ
Рис. 94 воспроизводит, по данным Дьёлафуа, иранский мост близ Тавриза. Арки благодаря большой стреле подъема дают незначительный распор. Только главные арки сводов возведены на кружалах, самое же заполнение свода выложено рядами без кружал. С целью уменьшения распора, о чем мы уже упоминали, когда говорили об общих приемах сооружения коробовых сводов, пяты свода возводятся напуском на возможно большую высоту. Наконец, чтобы уменьшить вертикальную нагрузку сводов, сплошная забутовка мостового покрытия заменена сводиками, которые расположены на стенках, выложенных в своей нижней части в виде разгрузочных арок.
Деталь А заимствована из моста, построенного в Адрианополе во времена османского владычества, и, по-видимому, связана с иранским искусством: легкий выступ с обтесанным ребром заменяет карниз и позволяет установить парапет моста на весу; у этого парапета также скошен край, и он как бы отодвинут, чтобы возможно меньше загромождать проход.
ВОЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Фортификационное искусство было, по-видимому, сильно развито у иранцев: форты Верамина и Тавриза — правильные сооружения, квадратные в плане, с полукруглыми башнями для флангового прикрытия.
Арабы, бывшие прежде кочевым народом, научились строить укрепления только благодаря византийцам и иранцам. Испанские крепости, и среди них Альказар в Сеговии, воспроизводят двойные стены по константинопольскому образцу. Бойницы обычно бывают зубчатые, а башни выступают за плоскость стен. На поверхности стен встречается орнамент в виде органных труб, взятый из древней архитектуры Ирана. В Иерусалиме крепостная стена состоит из зубчатой куртины с квадратными башнями по обеим сторонам. Каменный парапет, выступающий и снабженный машикулями, появился в арабской военной архитектуре, по-видимому, задолго до XIV в., т. е. до эпохи, когда он окончательно укоренился во французских крепостях.
Почти во всех арабских городах Африки имеется цитадель, называемая «касбах», которая служит защитой от внутренних восстаний в не меньшей мере, чем от нападений извне. В целях внутренней обороны многие города Сирии, и среди других Дамаск, разделены на обнесенные стенами кварталы, всякое сообщение между которыми может быть моментально прервано.
За этими стенами в беспорядке громоздятся дома в несколько этажей, с балконами, обнесенными решетками и нависающими над узкими и извилистыми улицами, а также крытые базары, где теснится пестрая молчаливая толпа. Среди лачуг высятся мечети со стройными минаретами; в садах растут пальмы, на кладбищах — кипарисы. Почти все памятники — в развалинах: народам Азии чужда мысль об их сохранении. Беспорядочное нагромождение зданий, заброшенных вскоре после их сооружения, — вот какое зрелище представляли собою большие города, начиная от Исфахана и до Кордовы, во времена господства мусульман.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Источник: http://arx.novosibdom.ru