Ас-сарф — по определению арабистов, изучает построение одного слова вне предложения.
Филолог доктор Камаль Башшар говорит: «любое изучение связанное со словом или его частью, являющаяся структурным звеном словосочетания или целого предложения относится к науке ас-сарф».[1]
Итак, чтобы правильно понимать ас-сарф, нам необходимо пройти через следующий смысловой порядок:
1 — Фонетика (наука языковых звуков), являющаяся основным элементом языка в целом, изучающая звук в отдельности или в сочетании с другими звуками.
2 — Наука ас-сарф, которая изучает «слово».
3 — Наука ан-нахву, которая изучает целое предложение.
Данный порядок говорит нам, что многие вопросы ас-сарфа не возможно понять не изучив науку языковых звуков, точно также многие вопросы ан-нахву не возможно понять не изучив ас-сарфа. Исходя из этой логики многие лингвисты считают, что необходимо ан-нахву и ас-сарф считать единым целым и называть их в общей сложности «грамматикой». Грамматика, по их определению, должна состоять из: а) ас-сарфа, т.е. мофологии; б) ан-нахву, т.е. синтаксиса.
По сути это утверждение является правильным, так как ас-сарф занимает роль «введения» в науку ан-нахву. Давайте для лучшего понимания сказанного разберем предложение на данном примере: زيد قارئ كتابا «Зейд читает книгу» либо в дословном переводе «Зейд — читающий книгу». Что бы понять, что كتابا есть «дополнение» с точки зрения синтаксиса, нам нужно знать морфологическое построение слова قارئ , и так с остальными примерами.
Следует учесть интересную вещь, средневековые ученые грамматисты полагали, что ан-нахву и ас-сарф являются единым целым, и что их делить нельзя. Старые рукописи начиная от книг Сибавейхи содержат в себе обе эти науки как единое целое. Более того, известный арабский филолог Абу аль-Фатх Усман бин Джунай утверждал, что ас-сарф необходимо изучить в начале, прежде чем приступать к ан-нахву. В своей книге «аль-мунассаф» он говорит: «Наука ас-сарф нам нужна что бы познать отдельно стоящее не подвижно «слово», тогда как через ан-нахву мы понимаем значение «слова», когда оно начинает изменять свое местоположение. Посудите сами на примере: قام بكر ، ورأيت بكرا ، ومررت ببكر подвергаясь фактору меняется лишь огласовка «Бакра» но не само слово. Для того, что бы понимать почему это происходит нам необходимо сначала изучить «слово» в его непоколебимом состоянии, что является обязательным процессом для того что бы понять «слово», в его уже подверженном иному фактору состоянии». [2]
Так или иначе, филологи арабисты говорят нам, что ас-сарф изучает слово, однако это слово должно иметь свойство подвергаться структурному изменению, к ним относятся имена, свойственные изменению по флексии; а также глаголы, которых можно спрягать так, как нам нужно.
Категория слов, не подвергающаяся структурному изменению является вне поля изучения науки ас-сарф, к ним относятся: предлоги; не изменяющиеся по флексии имена; и глаголы, не подвергающиеся спряжению.
[1] — Доктор Камаль Башшар: «Исследования в области филологии». 2 часть, стр. 85.
[2] — Ибн Джунай: «аль-мунассаф фи шарх китаб ат-тасриф аль-мазини». Каир 1954 г. стр 4.