Русская школа востоковедения

Относительная близость России к Востоку способствовало возникновению тесных отношений с регионом еще много столетий назад. В связи с этим, принято считать, что востоковедение возникло в России очень давно. Отношения между Россией и исламским миром восходят к периоду Аббасидов, когда обе империи имел свои дипломатические связи.

После присоединения России к себе некоторых мусульманских территорий интерес к арабо-мусульманскому Востоку значительно возрос.

Огромную выгоду в деле арабских и исламских исследований Россия получила от Европы, особенно от Франции, когда активно отправлялись будущие молодые ученые для обучения в Парижскую Восточную Языковую Школу.

Что касается конфликта между Россией и Турцией, то он имел скорее оттенок политической борьбы за влияние над Крымом и Черным Морем, но никогда не был мотивирован с религиозной точки зрения, никогда не было враждебности между восточным христианством и исламом, ведь русские с давних времен считали себя частью восточной культуры.

Арабский исламский мир был вне границ этого конфликта. Никогда не было столкновений между Россией и арабами. Не было экспансий или оккупаций арабских земель со стороны Российской Империи, не было военного присутствия, за исключением того периода, когда Англия хотела оккупировать египетское побережье, тогда царское правительство вынуждена была отправить российский флот, дабы воспрепятствовать десантированию английских морских пехотинцев в Александрию.

Одной из причин возникновения самостоятельного русского востоковедения, отдаленной от западноевропейского ориентализма и существовавшего антагонизма между Западом и исламским Востоком, является ни что иное как любопытство человеческого самопознания, основанном исключительно на научных исследованиях.

В разные эпохи, правительство России поощряло изучение арабо-исламской культуры, особенно на мусульманских территориях, бывших тогда под контролем России, в целях расширения знаний о мусульманских народах.

Арабское культурное наследие было важным источником знаний для народов Кавказа, Средней Азии и даже самих русских.

Многие российские ученые сегодня признают, что исламская цивилизация имело огромное влияние на формирование русской культуры. Востоковед Блондин говорит: «Мы, русские и все другие народности, живущие на бывших территориях Царской Империи, все мы являемся, по сути, восточными людьми. Часть наших границ проходит с Азиатским странами как Турция и Китай, а также с мусульманским регионами, которые когда-то были под влиянием Арабского халифата».

Первая арабская печатная пресса была основана в 1722 году в Самаре. В 1754 году Ломоносов поднял вопрос об учреждении факультета восточных языков. В 1763 году был опубликован первый русский перевод Тысячи и Одной Ночи [1]. Создание кафедр восточного языка в российских университетах повлияло на истоки и развитие российской школы востоковедов. В Харькове, в 1804 году была основана кафедра восточных языков, а в Казанском университете, в 1811, отделение по изучению восточных языков.

Известный русский востоковед Крачковский упоминает, что история русского «подхода к арабистике» начинается с университетского указа в 1804 году, поскольку в этом указе говорилось о внедрении преподавания восточных языков в программу высших учебных заведений.

В отличии от Западной Европы, где под понятием изучения восточных языков на первом месте стоял иврит, в России тесно интересовались арабским и персидским языками, как языками именно исламского Востока. А после указа 1804 года арабский язык стал основным языком обучения среди всех восточных языков [2].

Сегодня в России есть две, отличающиеся друг от друга, востоковедческие школы, одна из которых связана с министерством иностранных дел России. Эта школа помогает принятию политических решений, в рамках внешне политических интересов России, также проявляет интерес к политическим исследованиям в области религиозного фундаментализма.

Однако вместе с этим, есть и те, кто категорически настроен против каких-либо исследований различных фундаментальных сект, не имеющих, по их словам, любых исторических фактов, доказывающих право на их существование. Таких разнотипных трений сегодня мы не видим ни в каких восточных исследованиях за пределами России.

Вторая школа возникла в рамках сугубо научных интересов. Она возникла в Санкт-Петербурге и продолжает существовать и по сей день. Что бы достичь степени профессиональной свободы, а также отдаленности от публикаций, в сфере политической ориентации, учеными это школы были сделаны огромные усилия.

У истоков появления русской арабистики, а также других областей науки стояли западные ученые, когда царь Петр I начал реформы в политике, науке, армии и различных аспектах жизни в России. В своих работах он опирался на европейский опыт, в частности таких стран как Франции, Германии и Англии. В те времена, арабистика бурно черпала знание из арабо-мусульманской культуры, существовал культурный обмен между русскими и другими народностями исповедующих ислам. В этих целях по приказу царя, были основаны военные гарнизоны в окрестностях реки Волги, а также на берегу Черного Моря, в Кавказе и близ Центральной Азии.

Что касается Кавказа, то арабский язык там актуален и по сей день, он проживает жизнь не только в книгах, но и является живим языком, на котором могут изъясняться многие, получившие базовое религиозное образование.

Мусульманские народы в Средней Азии и их непосредственный контакт с россиянами сыграли важную роль в российском развитии арабистики, без необходимого склонения ученых к помощи Запада в этом вопросе. Это послужило правильному формированию представления об арабо-мусульманском Востоке, без каких-либо очернений, нежели в других странах Запада.

Присутствие русских военных-востоковедов на Кавказе способствовало переводу многих арабо-исламских литературных памятников. В их состав входят генерал Д.Н. Богуславский, переведший Коран с арабского на русский язык [3], а также российские востоковеды как Казембек А. К.,[4] принявший ислам, исследовавший рукописи Якуби и другие.

Стоит также упомянуть Крымского А. Ф. (1871-1941) [5], востоковеда арабиста, основавшего большую библиотеку в Московском университете.

Среди самых известных русских востоковедов почетное место занимает Крачковский И.Ю.,[6] (1883-1951 гг.), который уже в детские годы проявлял интерес к восточным культурам, самостоятельно изучал восточные языки. Позднее он много посещал арабские страны такие как Египет, Сирию и Палестину. К достижениям Крачковского можно с достоинством отнести перевод Корана на русский язык.

Таким образом, всю школу русско-советской арабистики можно обобщить наиболее важными характерными чертами, а именно:

  • Особое внимание уделяется арабской литературе.
  • Происходит очевидное колебание между серьезной объективностью и вопиющей враждебностью.
  • Народы Средней Азии являются базой для развития востоковедения.
  • Происходит отдаленность от религиозной проповеди через арабский язык, вместо нее идет распространение социалистической идеологии в надежде укрепить свое влияние в арабском мире.
  • Идет работа над классификацией рукописных трудов.

[1] Яхья Мурад: там же, стр. 35.

[2] См. Крачковский: «История русского толкования».

[3] Фатима Абдель Фаттах: Иллюстрации по изучению русского востоковедения — публикации Союза арабских писателей 2000 года.

[4] Александр Касимович Казем-БекМирза Казым-Бек (22 июля 1802 года, Решт, Персия — 27 ноября 1870 года, Санкт-Петербург) — азербайджанский и русский учёный-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Восточный факультет СПбГУ). Иногда называется одним из организаторов российского востоковедения.

[5] Агафа́нгел (Агата́нгелЕфи́мович Кры́мский: русский востоковед, закнчил Московский университет (1892 по 1896 гг.). Свободно владел арабским и персидским языками, жил в Сирии с 1896 по 1898 год, работал преподавателем арабского языка и литературы в Лазаревском колледже и преподавателем арабского языка в Казани с 1898 года до В 1918 году. Был секретарем Украинской академии наук и возглавлял училище в Харькове после большевистской революции 1917 года. Его произведениями были: (Исламский мир и его будущее, 1889), «История ислама в 1904 году» и «Современная арабская литература в XVIII и XIX веках» , Москва, 1906).

[6] Игна́тий Юлиа́нович Крачко́вский, русский востоковед, родился 16 марта 1883 года и провел свое детство в Ташкенте, изучал узбекский язык, изучал классический греческий и латинский языки, начал изучать арабский язык самостоятельно. В 1901 году поступил в Восточноязычную школу Санкт-Петербургского университета. Изучал исламскую историю в руках востоковеда Бартольда, посещал многие арабские и исламские страны, в том числе Турцию, Сирию, Ливан и Египет. Он был знаком со многими флагманами арабской исламской мысли, включая шейха Мохаммеда Абдо, шейх Мохаммед Курд Али и другие, интересовался арабской поэзией эпохи Омейядов и Аббасидов. Автор перевода Корана на русский язык.

 



Оставить ответ