‘Ата ибн Абу Рабах родился в 647 г., в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана. Он родился в семье нубийцев и был вольноотпущенником одного из мекканских родов – Джумах или Фахр. Его отца звали Аслам или Салим, а мать – Барака. Впоследствии его семья переехала в Мекку, где и прошла остальная жизнь будущего богослова.
‘Ата выделялся среди остальных детей тем, что прихрамывал при ходьбе и был горбатым. Из-за особенностей физиологического строения и калечества ‘Ата оказался непригодным для работы, но при этом с раннего детства начал посещать лекции и уроки известных сподвижников пророка Мухаммада ﷺ в Заповедной мечети Аль-Харам в Мекке.
Именитые учителя ‘Ата ибн Абу Рабаха
‘Ата ибн Абу Рабах считается выдающимся знатоком хадисов и надёжным передатчиком. Он учился у известных асхабов и пересказывал хадисы со слов Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Амра, Абдуллы ибн аз-Зубайра, Му‘авийи, Усамы ибн Зайда, Джабира ибн ‘Абдаллаха, Зайда ибн Аркама и ‘Акиля ибн Абу Талиба (да будет доволен ими всеми Аллах). По некоторым данным, он встречался и передавал хадисы от 200 сподвижников.
Ценитель времени
‘Ата ибн Абу Рабах никогда не тратил впустую ни одной минуты своего времени. Именно это, как полагают многие знатоки ислама, и стало залогом преуспевания богослова в области обретения знаний.
Он разделял свой день на три части
Первую часть дня ‘Ата посвящал своей госпоже, выполняя её поручения.
Вторую часть времени Ата проводил в поклонении Аллаху — в намазах; согласно преданиям, он каждую ночь выстаивал около 200 ракаатов намаза и в течение жизни совершил хадж 70 раз.
В остальное время он всецело предавался учебе.
Госпожа, увидев искренность и стремление мальчика обрести исламские знания, даровала ему вольную. С этого момента в жизни будущего алима началась новая веха – веха погружения в религию Аллаха. В течение следующих двадцати лет ‘Ата получал знания, не покидая стен Заповедной мечети Аль-Харам в Мекке.
Он учился, как уже было сказано выше, у Аиши – матери правоверных, Абу Хурайры, Умму Саламы, также у Джабира и Ибн аз-Зубейра и у многих других (да будет доволен ими всеми Аллах). Мечеть превратилась в его дом, где он провёл детство и юношество.
Вскоре дело дошло до того, что ‘Ата был назначен муфтием Мекки.
Ученики ‘Ата ибн Абу Рабаха
Почти все знания по линии Ибн Аббаса и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха) замкнулись на ‘Ата ибн Абу Рабахе. Это сделало его бесценным источником знаний и объектом стремления для многих мутаалимов из различных мусульманских регионов халифата. В дальнейшем под его руководством обучались Абу Ханифа, Аль-Аузаи, Ал-Лайс и другие алимы, ставшие в будущем выдающимися учёными ислама.
Однако занятия ‘Ата ибн Абу Рабаха посещали не только требовавшие знаний мусульмане, но и государственные деятели, в том числе омеййадские халифы Аль-Валид ибн Абдул-Малик и Сулейман ибн Абдул-Малик.
Сидя на коленях, халиф Сулайман ибн Абд ал-Малик обучался у него правилам совершения хаджа, а затем приходил к своим детям и говорил: «Проявляйте усердие в изучении знаний. Из-за своего невежества я становлюсь на колени перед вольноотпущенником».
Мнения учёных о личности Ата ибн Абу Рабаха
Историк Ибн Са‘д пишет: «Мекканцы обращались за фетвами к ‘Ата ибн Абу Рабахе и Муджахиду, но к ‘Ата ибн Абу Рабахе обращалось больше людей. Он был учёным, обладал глубокими знаниями в исламском правоведении, рассказывал много хадисов и был надёжным и заслуживающим доверия передатчиком».
Мусульманский учёный, мухаддис и историк Ибн Хиббан пишет: «Он был одним из великих табиинов (последователей сподвижников), сторонился всего сомнительного, отличался добродетельностью и был учёным мужем».
Салама ибн Кухайл сказал: «Я видел троих желавших приобрести знания только для довольства Всевышнего Аллаха. Это ‘Ата, Муджахид и Тавус».
Аскетизм и благонравие ‘Ата ибн Абу Рабаха
‘Ата ибн Абу Рабах был известен благочестием и аскетизмом. В арабских летописях сохранились упоминания о его смелых и прямых наставлениях халифам, в которых он требовал справедливого отношения к подданным.
Рассказывают, что ‘Ата ибн Абу Рабах даже в старости регулярно совершал ночные намазы, читая в одном ракаате более двухсот аятов суры «Аль-Бакара». А когда люди посещали его на дому, он говорил: «Как изменилось время! Люди стали посещать таких, как мы».
Случай из жизни ‘Ата ибн Абу Рабаха
Однажды ‘Ата ибн Абу Рабах решил отправиться к правителю мусульман того периода Хишаму ибн Абдульмалику. Узнав, что в приёмной находится ‘Ата ибн Абу Рабах, халиф велел немедленно пригласить его.
Увидев благородного алима, Хишам горячо поприветствовал и усадил его в непосредственной близости от себя. Желая услужить именитому богослову, халиф поинтересовался у него о цели визита, и ‘Ата заговорил: «О повелитель правоверных, жители Мекки и Медины – рабы Аллаха и соседи Его Посланника ﷺ. Раздели между ними их удел и их оклады».
Выслушав его, халиф велел слуге исполнить просьбу алима и повторно поинтересовался, есть ли у того какое-нибудь иное пожелание. ‘Ата продолжил: «Жители приграничных городов и селений (первыми) встают против врага и убивают того, кто желает зла мусульманам. Выдай им их содержание. Потому что если погибнут они, то границы останутся без защиты».
И эта просьба богослова была удовлетворена халифом, который, желая оказать услугу лично ‘Ата, снова поинтересовался, есть ли у того ещё пожелание. На что ‘Ата ответил: «Не возлагайте на зиммиев (христиане и евреи, находящиеся под защитой Ислама) ничего непосильного для них, и то, что вы взимаете с них – это помощь вам против ваших врагов».
И с этой просьбой алима Халиф согласился, но, желая хоть как-то услужить учёному лично, снова спросил: «Есть ли у тебя другое желание, о Абу Мухаммад?»
На что ‘Ата добавил: «Да. Бойся Аллаха в отношении собственной души, о повелитель правоверных. И знай, что ты появился на свет в одиночестве и умрёшь в одиночестве, будешь собран (воскрешен) один и подвергнут расчёту в одиночестве. И, клянусь Аллахом, не будет с тобой никого из тех, кого ты видишь сейчас».
Сказав всё это, ‘Ата поднялся со своего места и покинул дворец халифа. А правитель, глубоко растроганный словами богослова, остался на своём месте, плача, опустив голову к полу.
Последние годы жизни ‘Ата ибн Абу Рабаха
‘Ата ибн Рабах прожил долгую жизнь – 87 лет. Жизнь его была наполнена знанием и трудом, благочестием и богобоязненностью и украшена равнодушием к тому, что принадлежало другим людям, и стремлением к тому, что у Аллаха.
Перед смертью ‘Ата ибн Абу Рабах полностью ослеп. Относительно точной даты его кончины есть разногласия. Согласно одним источникам, он скончался в 733 г. Но большая часть преданий указывает на то, что он умер в 732 г.
Автор: Махач Гитиновасов
Источник: http://islamdag.ru/