Аль-Джазри был одним из величайших инженеров в истории. Его изобретения дали толчок к появлению многих машин, сыгравших ключевую роль в промышленной революции Европы, которая позже стала колыбелью современной цивилизации.
Его имя Абу Изз бин Исмаил бин Раззаз аль-Джазри. Родился он в 1136 году на острове Ибн Омара и оттуда получил свое прозвище «аль-Джазри». Этот остров когда то был частью Леванты, сегодня он входит в территорию Турции и расположен на границе с Сирией. И хотя остров этот не омывается морем назван он был «джазира» т.е. островом по причине множества рек его охватывающих. Однако существует и другое мнение относительно названия острова. В нем говорится, что слово «джазира» происходит от древнего сирийского слова «джазирта» что означает далекий, которая с течением времени входит в состав арабского языка как «джазира» т.е. остров.
Этот инженер является одним из первых, кто придумал механизмы, работающие без физического вмешательства человека. В своей книге, известная как «китаб аль-хияль«, (книга трюков) он изложил чертежи для более чем 100 механических машин и подробно дал объяснение как их собрать. Аль-Джазри использовал текущую воду в качестве силы для движения своих машин и изобретений.
Историки считают, что Аль-Джазри является важным звеном в истории развития машиностроения. Он воспользовался идеями своих предшественников и активно развил их. Однажды он пришел к мнению, что «кругообразное движение способно дать силу, толкающую вперед», которое послужило в дальнейшем основой любой механики.
Его открытие привело к изобретению распределительного вала, которая придает силу двигателю и заставляет двигаться современный автомобиль. Аль-Джазри использовал валы при строительстве водяных насосов, где движение не основывалось на человеческой силе, либо силе любого другого животного, как это было по традиции. Данные насосы широко применялись при династии турков, правящих районами Диярбакыра, где аль-Джазри был высоко уважаемым и востребованным инженером.
Европейцы активно скупали изобретения инженера в течении двухсот лет, пока не изобрели двигатель, и не начался век паровых машин, ставший основой эпохи Возрождения и европейской промышленной революции в средние века.
Считается, что аль-Джазри значительно облегчал использование сельхозтехники тех времен. К придуманным валам он смог приделать цепи, что давали механизму выдаче сконцентрированной силе, приводящей машину в движение. Данное изобретение легло в основу появлению цепям в коленчатых валах сегодняшних двигателей.
Пожалуй одним из самых его лучших изобретений можно назвать часы, измеряющие скоротечность какого либо действия. Сегодня это называется «секундомер». По словам британского инженера Дональда Хилла это самое точное изобретение своего времени.
Для своих часов он использовал простые свечи. Свечи эти были установлены на облегченном блюдце, которая ставилась на слегка толкающие помпы. Каждый раз, когда при сгорании свечи становились легче помпы поднимали блюдце вверх, что давало возможность измерять истечение определенного времени. В этих часах инженер использовал нехитрые разъемы, применение которых используется и по сей день.
Для современных механических часов аль-Джазри дал два основных своих изобретений. Первый называется сегодня «зубчатый вал». Второй «балансир», без которого этот зубчатый вал не работал бы в одном темпе. Балансир не дает часам возможности забегать вперед и опаздывать.
В области робототехники он сделал первую примитивную версию кукол похожих на человека. Куклы эти находясь на воде могли издавать мелодии того, или иного инструмента, что весьма завлекало гостей султанского двора в Диярбакыре.
«В отличие от греков, арабские примеры робототехники отражают не только детальную разработку дизайна, но и стремление использовать извлекаемые ресурсы, для человеческого комфорта», — сказал Марк Э. Ричман, автор книги «История развития роботов».
И наконец, самым знаменитым изобретением аль-Джазри считаются «часы со слоном». В его дизайн инженер вложил все многообразие культур той эпохи, как арабской, египетской, китайской, греческой, индийской и африканской.
Механизм часов приводился в движение через систему проточной воды, скрытую в брюхе слона. В свое время с него было сделано множество копий. Репродукции этих часов хранятся во многих музеях мира, в частности одна из которых находится в Дубае.
Аль-Джазри посвятил своей книге «аль-джамиъ байн аль-ильми валь амали ан-нафиъ фи аль-хияль» (сборник научных трактатов и полезных деяний в области трюков) целых двадцать пять лет. В нем он подробно изложил все инструкции к своим чертежам, желая тем самым показать, что они принадлежат всем, кто интересовался и будет интересоваться механикой после его смерти.
Книга была издана в 16 веке печатным двором средневековой династией Медичи, правящей в итальянской Флоренции, которые кстати были покровителем Леонардо Да Винчи, который, по утверждению британской национальной энциклопедии, черпал свои знания из трудов аль-Джазри.