Угарит

Из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­вал­ся миф о Кад­ме, сы­на фи­ни­кий­ско­го ца­ря, ко­то­рый при­был в Эл­ла­ду и обу­чил гре­ков ис­кус­ст­ву пись­ма. Уче­ные дав­но стро­и­ли до­гад­ки от­но­си­тель­но про­ис­хож­де­ния ал­фа­ви­та, и, на­ко­нец, в ма­лень­ком си­рий­ском мес­теч­ке бы­ло сде­ла­но од­но из круп­ней­ших от­кры­тий ХХ ве­ка.

Теп­лым мар­тов­ским ут­ром 1928 го­да кресть­я­нин па­хал по­ле. Вне­зап­но плуг уда­рил­ся о что-то твер­дое. Ког­да сня­ли верх­ний слой зем­ли, под ним об­на­ру­жил­ся свод бо­га­той гроб­ни­цы. На­ход­кой за­ин­те­ре­со­ва­лись ар­хео­ло­ги. Так был от­крыт го­род-го­су­дар­ст­во в Се­вер­ной Фи­ни­кии – Уга­рит.

Ког­да-то здесь был один из са­мых древ­них пор­тов. Еще в 11 ты­ся­че­ле­тии до н.э. лов­ко скро­ен­ные су­да пер­вых мо­реп­ла­ва­те­лей по­ки­да­ли эту га­вань. Они шли к бе­ре­гам Ев­ро­пы и Егип­та. Ра­бы спус­ка­лись по пыль­ной до­ро­ге из го­ро­да, не­сли кув­ши­ны,  на­пол­нен­ные олив­ко­вым мас­лом. Гру­зи­ли ог­ром­ные ке­д­ры, дре­вес­ную смо­лу для му­мий, ак­ку­рат­но скла­ды­ва­ли тю­ки шерс­ти, зна­ме­ни­тые пур­пур­ные тка­ни – гор­дость мест­ных ре­мес­лен­ни­ков. Фи­ни­кий­цы, ко­то­рых Маркс на­зы­вал по пре­иму­щест­ву тор­го­вым на­ро­дом, на сво­их не­боль­ших су­дах до­сти­га­ли бе­ре­гов со­вре­мен­ной Ан­глии и Фран­ции. Ис­пы­тав мас­су при­клю­че­ний, прой­дя сквозь бу­ри и штор­мы, по­гру­зив ино­зем­ный то­вар, мо­ря­ки воз­вра­ща­лись в род­ную га­вань.

Рас­цвет Уга­ри­та па­да­ет на 1400 – 1200 го­ды до н.э. В на­ча­ле Х11 ве­ка до н.э. он был раз­ру­шен «на­ро­да­ми мо­ря». Уга­рит на се­бе ис­пы­тал вли­я­ние ве­ли­ких куль­тур про­ш­ло­го (от Шу­ме­ра до Егип­та) и куль­тур, ему со­вре­мен­ных. Он имел тес­ный кон­такт с хет­та­ми и хур­ри­та­ми. Бла­го­да­ря мо­реп­ла­ва­нию жи­те­ли Уга­ри­та при­ни­ма­ли ши­ро­кое учас­тие в рас­прост­ра­не­нии вос­точ­нос­ре­ди­зем­но­мор­ской ци­ви­ли­за­ции, да и сам Уга­рит на­хо­дил­ся на пе­ре­се­че­нии древ­них куль­тур­ных до­рог.

Ар­хео­ло­ги об­на­ру­жи­ли сходст­во уга­рит­ских по­стро­ек с двор­цом Ми­но­са на Кри­те. Уга­рит­ская куль­ту­ра ис­пы­та­ла на се­бе и силь­ное вли­я­ние еги­пет­ской, осо­бен­но амар­н­ской..

Уга­рит был круп­ным ра­бов­ла­дель­чес­ким цент­ром, го­ро­дом-го­су­дар­ст­вом, тес­но свя­зан­ным с Егип­том, Ме­со­по­та­ми­ей и ост­ро­ва­ми Эгей­ско­го мо­ря. Один за дру­гим в нем вы­рас­та­ли ино­стран­ные квар­та­лы, про­цве­та­ли ре­мес­ла и тор­гов­ля.  В од­ном до­ме най­де­на рас­пис­ка,  в ко­то­рой древ­ний ре­мес­лен­ник под­тверж­да­ет по­лу­че­ние кув­ши­на олив­ко­во­го мас­ла в об­мен на ов­цу. В до­ме дру­го­го ре­мес­лен­ни­ка об­на­ру­же­ны от­лив­ки укра­ше­ний. На этой ули­це жи­ли тка­чи, шор­ни­ки, кра­силь­щи­ки. Ог­ром­ным успе­хом поль­зо­ва­лась вы­ра­ба­ты­ва­е­мая здесь пур­пур­ная крас­ка.

К со­жа­ле­нию, в то вре­мя, ког­да Си­рия бы­ла под­ман­дат­ной тер­ри­то­ри­ей Фран­ции, луч­шие экс­по­на­ты Уга­ри­та бы­ли вы­ве­зе­ны в Лувр. Здесь спе­ци­аль­но Уга­ри­ту отве­де­ны три за­ла.

В од­ной из ком­нат двор­ца, при­над­ле­жав­шей пис­цам, где бы­ло сде­ла­но круп­ней­шее от­кры­тие ве­ка – най­ден из са­мых пер­вых в ис­то­рии че­ло­ве­чест­ва ал­фа­вит, кро­шеч­ный гли­ня­ный бру­со­чек с 30 бук­ва­ми. Сей­час он на­хо­дит­ся в На­цио­наль­ном му­зее Да­мас­ка. Уга­рит­ский ал­фа­вит пред­став­лял со­бой ог­ром­ный ска­чок впе­ред по срав­не­нию с пре­ды­ду­щи­ми фор­ма­ми пись­ма. В то вре­мя на Вос­то­ке име­ли рас­прост­ра­не­ние кли­но­пись и иеро­гли­фи­чес­кое пись­мо. Фи­ни­кий­цы из Уга­ри­та зна­чи­тель­но упрос­ти­ли сис­те­му пись­ма. Уга­рит­ский ал­фа­вит со­здан при­мер­но в 1600 го­ду до н.э. Уга­рит­цам при­над­ле­жит за­слу­га све­де­ния пись­мен­ных зна­ков в один по­сле­до­ва­тель­ный ряд. К пер­вым бук­вам их ал­фа­ви­та вос­хо­дят  гре­чес­кие «аль­фа», «ви­та», «гам­ма» и на­ши со­вре­мен­ные «а», «в», «г». Древ­ний ал­фа­вит со­сто­ял из од­них со­глас­ных букв.

Ал­фа­вит и мно­гие дру­гие уга­рит­ские над­пи­си бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ас­си­рио­ло­гом Чарь­зом Ви­рол­ло в 1928 го­ду. Трое уче­ных не­за­ви­си­мо друг от др­гуа при­сту­пи­ли к де­шиф­ров­ке не­зна­ко­мо­го язы­ка. Уга­рит­ские тек­с­ты мно­го­об­раз­ны по сво­е­му ти­пу: ад­ми­нист­ра­тив­ные и цар­ские по­сла­ния, школь­ные за­пи­си, эпи­чес­кие по­эмы, гим­ны, ми­фы. В них бур­лит на­сто­я­щая жизнь. Древ­ние ли­те­ра­тур­ные жан­ры про­ник­ли в ми­ро­вую ли­те­ра­ту­ру че­рез  ли­те­ра­ту­ру Уга­ри­та.

Во вре­мя рас­ко­пок най­де­но изо­бра­же­ние жре­ца в ту­ни­ке, не­су­ще­го на ру­ках ре­бен­ка. Страш­ные ле­ген­ды о де­тях, при­но­си­мых в жерт­ву фи­ни­кий­ца­ми, на­шли до­пол­ни­тель­ное под­тверж­де­ние. Ис­то­рик Диа­дор Си­ра­куз­кий (1 век до н.э.) упо­ми­на­ет о брон­зо­вых ста­ту­ях, в ру­ки ко­то­рых по­ме­ща­ют жерт­ву, от­ку­да она па­да­ла в го­ря­щий кос­тер. Сто­я­щие ря­дом родст­вен­ни­ки за­бо­ти­лись о том, что­бы ре­бе­нок не кри­чал. Жерт­вы при­но­си­лись бо­гу Мо­ло­ху. Фран­цуз­ский пи­са­тель Гус­тав Фло­бер, блес­тя­щий зна­ток куль­ту­ры и ис­то­рии Вос­то­ка, в ро­ма­не «Са­лам­бо» та­лант­ли­во вос­со­з­дал кар­ти­ну страш­ных жерт­воп­ри­но­ше­ний. Иног­да при­но­си­лись в жерт­ву и при­но­си­лись в жерт­ву и взрос­лые, ко­то­рых сжи­га­ли жи­вы­ми. В 61 го­ду до н.э. Це­зарь  за­пре­тил этот «вар­вар­ский обы­чай».

Ре­ли­ги­оз­ные воз­зре­ния уга­рит­цев вклю­чи­ли в се­бя свое­об­раз­ные пред­став­ле­ния по­тус­то­рон­нем ми­ре и по­смерт­ной судь­бе. Пред­по­ла­га­лось, что че­ло­век име­ет две ду­ши.  Од­на из них оста­ет­ся в мерт­вом те­ле, тре­бу­ет пи­щи, ис­пы­ты­ва­ет жаж­ду. Ар­хео­лог Клод Шеф­фер об­на­ру­жил в Уга­ри­те гли­ня­ные труб­ки по ко­то­рым жи­те­ли го­ро­да спус­ка­ли в скле­пы во­ду и мас­ло для мерт­вых. В скле­пах да­же най­де­на по­су­да, не­об­хо­ди­мая, как по­ла­га­лось, для за­гроб­ной жиз­ни. Что ка­са­ет­ся дру­гой ду­ши че­ло­ве­ка, то, в пред­став­ле­ний уга­рит­цев,  она ис­че­за­ла из те­ла в мо­мент смер­ти. По­хо­ро­ны умер­ших со­про­вож­да­лись тра­ди­ци­он­ны­ми ры­да­ни­я­ми, при­чи­та­ни­я­ми. Жен­щи­ны раз­ди­ра­ли в кровь ли­цо, рва­ли на се­бе одеж­ды. Ба­рель­еф на сар­ко­фа­ге ца­ря Си­до­на вос­со­з­да­ет эти сце­ны.

Тру­пы му­ми­фи­ци­ро­ва­лись, и им при­да­ва­лась по­за, в ко­то­рой при­бы­ва­ет ре­бе­нок в ло­не ма­те­ри. За­тем, они по­ме­ща­лись в спе­ци­аль­ные со­су­ды, верх­няя часть ко­то­рых до­де­лы­ва­лась уже пос­ле это­го. Как пра­ви­ло, уга­рит­цы хо­ро­ни­ли сво­их родст­вен­ни­ков в спе­ци­аль­ных скле­пах под по­лом до­ма.



Оставить ответ