Сирия

Си­рия – го­су­дар­ст­во на ближ­нем Вос­то­ке, гра­ни­ча­щее с Ли­ва­ном и Из­ра­и­лем на юго-за­па­де, с Иор­да­ни­ей на юге, с Ира­ком на вос­то­ке и с Тур­ци­ей на се­ве­ре. Омы­ва­ет­ся Сре­ди­зем­ным мо­рем на за­па­де.

На­се­ле­ние Си­рии со­став­ля­ет 20,2 млн. че­ло­век (по дан­ным на 2009 г.). Бо­лее по­ло­ви­ны си­рий­цев сун­ни­ты. Го­су­дар­ст­вен­ный язык – араб­ский. С 1963 го­да рес­пуб­ли­ка на­хо­дит­ся под управ­ле­ни­ем пар­тии «Ба­ас». Со­вре­мен­ная го­су­дар­ст­вен­ность Си­рии на­счи­ты­ва­ет не­мно­гим бо­лее 60 лет, но ци­ви­ли­за­ция за­ро­ди­лась здесь еще в чет­вер­том ты­ся­че­ле­тии до на­шей эры. Сто­ли­ца – Да­маск, один из древ­ней­ших по­сто­ян­но за­се­лен­ных го­ро­дов ми­ра. По утверж­де­нию уче­ных, Да­маск – древ­ней­шая из су­щест­ву­ю­щих сей­час сто­лиц ми­ра.

Ис­то­рия си­рий­ской ци­ви­ли­за­ции вос­хо­дит, как ми­ни­мум, к чет­вер­то­му ты­ся­че­ле­тию до н.э. Ар­хео­ло­га­ми до­ка­за­но, что Си­рия яви­лась ко­лы­белью боль­шин­ст­ва древ­них ци­ви­ли­за­ций ми­ра. Уже в 2400-2500 го­дах до н.э. ог­ром­ная Се­мит­ская им­пе­рия с цент­ром в Эб­ле прос­ти­ра­лась от Крас­но­го мо­ря до За­кав­казья. Язык Эб­лы счи­та­ет­ся древ­ней­шим в семье се­мит­ских язы­ков. В биб­лио­те­ке Эб­лы, об­на­ру­жен­ной в 1975, най­де­ны бо­лее 17 ты­сяч гли­ня­ных таб­ли­чек, по­свя­щен­ных про­мыш­лен­нос­ти, сель­ско­му хо­зяй­ст­ву и ис­кус­ст­ву. Сре­ди ве­ду­щих ре­ме­сел Эб­лы – об­ра­бот­ка де­ре­ва, сло­но­вой кос­ти, жем­чу­га. В Си­рии эти от­рас­ли про­мыш­лен­нос­ти про­цве­та­ют до сих пор. К про­чим из­вест­ным го­ро­дам эпо­хи от­но­сят­ся Ма­ри, Уга­рит и Ду­ра-Ев­ро­пос.

Си­рий­ские де­я­те­ли на­уки и ис­кус­ст­ва внес­ли ве­со­мый вклад в раз­ви­тие эл­ли­нис­ти­чес­кой и рим­ской куль­ту­ры. Сре­ди них – Ан­тиох Ас­ка­лон­ский, Тит Ли­вий и Плу­тарх.

Ис­лам за­кре­пил­ся в Си­рии в 636, ког­да Да­маск стал сто­ли­цей Араб­ско­го ха­ли­фа­та при Омей­я­дах. В это вре­мя ха­ли­фат уже был мо­гу­щест­вен­ным го­су­дар­ст­вом, прос­ти­рав­шим­ся от Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва до Цент­раль­ной Азии. Да­маск стал куль­тур­ным и эко­но­ми­чес­ким цент­ром все­го араб­ско­го ми­ра, уже в VIII ве­ке яв­ля­ясь од­ним из круп­ней­ших го­ро­дов ми­ра. В 750 Омей­я­ды бы­ли сверг­ну­ты ди­нас­ти­ей Аб­ба­си­дов, пос­ле че­го сто­ли­ца Ха­ли­фа­та пе­ре­мес­ти­лась в Баг­дад.

Из со­вре­мен­ной ис­то­рии Си­рии. В 1967 в хо­де Шес­тид­нев­ной вой­ны Го­лан­ские вы­со­ты бы­ли ок­ку­пи­ро­ва­ны Из­ра­и­лем. В 1973 в вой­не Суд­но­го дня Си­рия без­ус­пеш­но по­пы­та­лась вер­нуть их се­бе. По ре­ше­нию Со­ве­та Без­опас­нос­ти ООН по окон­ча­нии вой­ны 1973 со­зда­на бу­фер­ная зо­на, раз­де­ля­ю­щая Из­ра­иль и Си­рию. В на­сто­я­щий мо­мент Го­лан­ские вы­со­ты кон­тро­ли­ру­ют­ся Из­ра­и­лем, но Си­рия тре­бу­ет их воз­вра­ще­ния.

Пос­ле кон­чи­ны 10 июня 2000 Ха­фе­за аль-Аса­да, бес­смен­но ру­ко­во­див­ше­го стра­ной поч­ти 30 лет, пре­зи­ден­том стал его сын Ба­шар аль-Асад.

На­зва­ние Си­рия про­ис­хо­дит от древ­нег­ре­чес­ко­го на­зва­ния ко­ло­ний Ас­си­рии, об­ра­зо­ван­ных от се­мит­ско­го сло­ва «Си­ри­он». Мест­ность на вос­точ­ном по­бе­режье Сре­ди­зем­но­го мо­ря юж­нее Ки­ли­кин, меж­ду Егип­том и Ме­со­по­та­ми­ей, вклю­ча­ю­щую Ком­ма­ген­ду, Со­фе­ну и Адиа­бе­ну, Пли­ний Стар­ший опи­сы­ва­ет как «быв­шую Ас­си­рию». К то­му вре­ме­ни, как Пли­ний за­кон­чил свой глав­ный труд – «ес­тест­вен­ную ис­то­рию», этот ре­ги­он был раз­де­лен Рим­ской им­пе­ри­ей на не­сколь­ко про­вин­ций: Иудея (поз­же – Па­лес­ти­на, со­вре­мен­ный Из­ра­иль, ПНА и часть Иор­да­нии), Фи­ни­кия (со­вре­мен­ный Ли­ван), Ме­со­по­та­мия и По­лая Си­рия.

Струк­ту­ра го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния. Гла­ва го­су­дар­ст­ва – пре­зи­дент. Со­глас­но кон­сти­ту­ции пре­зи­дент Си­рии обя­зан быть му­суль­ма­ни­ном.

Су­деб­ная сис­те­ма пред­став­ля­ет из се­бя уни­каль­ное со­че­та­ние ис­лам­ских, ос­ман­ских и фран­цуз­ских тра­ди­ций. Ос­но­вой за­ко­но­да­тель­ст­ва Си­рии яв­ля­ет­ся, со­глас­но кон­сти­ту­ции ис­лам­ское пра­во, хо­тя фак­ти­чес­ки дей­ст­ву­ю­щее за­ко­но­да­тель­ст­во ба­зи­ру­ет­ся на Ко­дек­се На­по­лео­на. Су­щест­ву­ют три уров­ня су­дов: Суд пер­вой ин­стан­ции, Апел­ля­ци­он­ный суд и Кон­сти­ту­ци­он­ный суд, яв­ля­ю­щей­ся выс­шей ин­стан­ци­ей. Кон­сти­ту­ци­он­ный суд со­сто­ит из пя­ти су­дей, од­ним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся пре­зи­дент Си­рии, а че­ты­ре дру­гих на­зна­ча­ют­ся пре­зи­ден­том. Та­ким об­ра­зом, в ру­ках пре­зи­ден­та сос­ре­до­то­чен пол­ный кон­троль как за ис­пол­ни­тель­ной, так и за за­ко­но­да­тель­ной и су­деб­ной властью.

В до­пол­не­ние к это­му, сис­те­ма ре­ли­ги­оз­ных су­дов за­ни­ма­ет­ся во­про­са­ми семьи и про­чи­ми бы­то­вы­ми де­ла­ми.

Внеш­няя по­ли­ти­ка Си­рии ори­ен­ти­ро­ва­на преж­де все­го на уре­гу­ли­ро­ва­ние всех, в том чис­ле  тер­ри­то­ри­аль­ных – свя­зан­ных с воз­вра­ще­ни­ем Го­лан­ских вы­сот под юрис­дик­цию Да­мас­ка, спо­ров с Из­ра­и­лем. Хо­тя от­но­ше­ни­ям Си­рии с про­чи­ми араб­ски­ми стра­на­ми был на­не­сен ущерб пос­ле то­го, как Асад вы­сту­пил в под­держ­ку Ира­на во вре­мя ира­но-ирак­ской вой­ны, си­рий­ская дип­ло­ма­тия вся­чес­ки пы­та­ет­ся спло­тить араб­ский мир во­круг про­бле­мы ближ­не­вос­точ­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния.

Гео­гра­фи­чес­кие осо­бен­нос­ти. Пло­щадь Си­рии со­став­ля­ет 185,2 ты­сяч км². Гор­ная цепь Ан­са­рия (Ан-Ну­сай­рия) раз­де­ля­ет стра­ну на влаж­ную за­пад­ную часть, и за­су­ш­ли­вую вос­точ­ную. Пло­до­род­ная при­бреж­ная рав­ни­на рас­по­ло­же­на на се­ве­ро-за­па­де Си­рии и прос­ти­ра­ет­ся на 130 км с се­ве­ра на юг вдоль бе­ре­га Сре­ди­зем­но­го мо­ря от ту­рец­кой до­ли­ны до ли­ван­ской гра­ни­цы. Здесь сос­ре­до­то­че­но прак­ти­чес­ки все сель­ское хо­зяй­ст­во стра­ны боль­шая же часть си­рий­ской тер­ри­то­рии рас­по­ло­же­на на за­су­ш­ли­вом пла­то, ис­пещ­рен­ном гор­ны­ми це­пя­ми Да­жабль-ар-Ру­вак, Джа­баль-Абу-Руд­ж­майн и Джа­баль-Баш­ри. Сред­няя вы­со­та пла­то над уров­нем мо­ря ко­леб­лет­ся от 200 до 700 мет­ров. К се­ве­ру от гор рас­по­ло­же­на пу­с­ты­ня Ха­мад, к югу – Хомс.

На вос­то­ке Си­рию пе­ре­се­ка­ет Ев­ф­рат. В 1973 в верх­нем те­че­нии ре­ки бы­ла по­стро­е­на дам­ба, что ста­ло при­чи­ной об­ра­зо­ва­ния во­дох­ра­ни­ли­ща, на­зван­но­го Озе­ром Аса­да. В рай­о­нах, рас­по­ло­жен­ных вдоль те­че­ния Ев­ф­ра­та, рас­прост­ра­не­но сель­ское хо­зяй­ст­во.

Си­рия де­лит­ся на 14 про­вин­ций (му­ха­фа­зат, в ед. чис­ле — му­ха­фа­за), гла­ва ко­то­рых на­зна­ча­ет­ся ми­нист­ром внут­рен­них дел пос­ле утверж­де­ния ка­би­не­та ми­нист­ров. В каж­дой про­вин­ции вы­би­ра­ет­ся мест­ный пар­ла­мент. Про­вин­ция Ку­нейтра ок­ку­пи­ро­ва­на Из­ра­и­лем с 1973, часть про­вин­ции на­хо­дит­ся под управ­ле­ни­ем ООН.

Голанские высотыТер­ри­то­рия Го­лан­ских вы­сот со­став­ля­ет си­рий­скую про­вин­цию Ку­нейтра с цент­ром в од­но­имен­ном го­ро­де. Из­ра­иль­ский вой­ска за­хва­ти­ли Го­лан­ские вы­со­ты в 1967, и до 1981 ре­ги­он на­хо­дил­ся под управ­ле­ни­ем Ар­мии обо­ро­ны Из­ра­и­ля. В 1974 в ре­ги­он бы­ли вве­де­ны Чрез­вы­чай­ные во­ору­жен­ные си­лы ООН. Не­по­сред­ст­вен­но по вос­точ­ной гра­ни­це про­вин­ции Ку­нейтра бы­ла про­ве­де­на раз­гра­ни­чи­тель­ная ли­ния и со­зда­на де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ная зо­на. В рай­о­не ба­зи­ру­ют­ся Си­лы ООН по на­блю­де­нию за разъ­еди­не­ни­ем.

В 1981 го­ду Кнес­сет Из­ра­и­ля при­нял «За­кон о Го­лан­ских вы­со­тах», где в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке был про­воз­гла­шен су­ве­ре­ни­тет Из­ра­и­ля на этой тер­ри­то­ри­ей. Ан­нек­сия бы­ла при­зна­на не­дей­ст­ви­тель­ной Ре­зо­лю­ци­ей Со­ве­та Без­опас­нос­ти ООН от 17 де­каб­ря 1981 го­да и осуж­де­на Ге­не­раль­ной Ас­сам­бле­ей ООН в 2008 го­ду.

Цент­ром из­ра­иль­ских Го­лан стал го­род Кац­рин. Боль­шин­ст­во не­ев­рей­ско­го на­се­ле­ния в Го­ла­нах – дру­зы, со­хра­ня­ю­щие си­рий­ское граж­дан­ст­во (им пре­до­став­ле­но пра­во по­лу­чить граж­дан­ст­во Из­ра­и­ля). В Си­рии они поль­зу­ют­ся не­ко­то­ры­ми при­ви­ле­ги­я­ми, в част­нос­ти, им га­ран­ти­ро­ва­но бес­плат­ное выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

В 2005 на­се­ле­ние Го­лан­ских вы­сот со­став­ля­ло при­мер­но 40 ты­сяч  че­ло­век, в том чис­ле 20 ты­сяч дру­зов, 19 ты­сяч ев­ре­ев и око­ло 2 ты­сяч ала­ви­тов. Круп­ней­ший на­се­лен­ный пункт в рай­о­не – друз­ская де­рев­ня Мад­ж­даль Ша­ме (8800 че­ло­век). Пер­во­на­чаль­но пра­во сво­бод­но­го пе­ре­дви­же­ния меж­ду Си­ри­ей и Из­ра­и­лем име­ли лишь слу­жа­щие СО­ОННР. Но в 1988 из­ра­иль­ские влас­ти раз­ре­ши­ли друз­ским па­лом­ни­кам пе­ре­хо­дить на тер­ри­то­рию Си­рии, да­бы те по­лу­чи­ли воз­мож­нос­ти по­се­щать храм Аве­ля, рас­по­ло­жен­ный в со­сед­ней про­вин­ции Да­ра. Так­же, с 1967 друз­ски­ми не­вес­там, раз­ре­шив­шим вый­ти за­муж за си­рий­ца, раз­ре­ше­но пе­ре­хо­дить на си­рий­скую сто­ро­ну, при­чем, пра­ва на воз­вра­ще­ния они уже те­ря­ют. Си­рия и Из­ра­иль де-юре на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии вой­ны, так как мир­ный до­го­вор меж­ду эти­ми стра­на­ми не под­пи­сан до сих пор. Этот фе­но­мен под­роб­но опи­сан в филь­ме Эра­на Рик­ли­са «Си­рий­ская не­ве­с­та».

В ав­гус­те 2007 Из­ра­иль впер­вые с 1967 на­чал по­этап­ное со­кра­ще­ние во­ен­но­го при­сут­ст­вия на Го­ла­нах.
В со­вре­мен­ном Си­рий­ском об­щест­ве осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся ин­сти­ту­ту семьи и ре­ли­гии, а так­же об­ра­зо­ва­нию.

Со­вре­мен­ная жизнь Си­рии тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с древ­ни­ми тра­ди­ци­я­ми. Так, в ста­рых квар­та­лах Да­мас­ка, Алеп­по и дру­гих си­рий­ских го­ро­дов со­хра­ня­ют­ся жи­лые по­ме­ще­ния, рас­по­ло­жен­ные по гре­чес­кой тра­ди­ции во­круг од­но­го или не­сколь­ких дво­ров, как пра­ви­ло, с фон­та­ном в цент­ре с цит­ру­со­вы­ми са­да­ми, ви­но­град­ны­ми ло­за­ми, и цве­та­ми. За пре­де­ла­ми круп­ных го­ро­дов жи­лые квар­та­лы час­то объ­еди­ня­ют­ся в не­боль­шие по­сел­ки. Зда­ния в та­ких рай­о­нах в ос­нов­ном очень ста­рые (час­то на­счи­ты­ва­ют­ся не­сколь­ко со­тен лет), они по­сто­ян­но пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

Си­рий­цы внес­ли су­щест­вен­ный вклад в раз­ви­тие араб­ской ли­те­ра­ту­ры, в осо­бен­нос­ти по­э­зии, и му­зы­ки. Си­рий­ские пи­са­те­ли XIX ве­ка, мно­гие из ко­то­рых поз­же им­миг­ри­ро­ва­ли в Еги­пет, внес­ли ре­ша­ю­щий вклад в воз­рож­де­ние араб­ской куль­ту­ры (не­кий «ана­лог» эпо­хи Ре­нес­сан­са в Ев­ро­пе — Нах­да). К на­ибо­лее  из­вест­ным си­рий­ским пи­са­те­лям XX ве­ка, внес­шим круп­ней­ший вклад в об­ще­а­раб­скую куль­ту­ру, от­но­сят­ся Адо­нис, Га­да аль-Сам­ман, Ни­зар Каб­ба­ни и За­ка­рийя Та­мер.

Фо­то: http://www.kalachov.com



2 комментария

  1. Oleg Kalachov on

    На­ру­ша­е­те ав­тор­ские пра­ва, фо­то­гра­фия Го­лан­ских вы­сот долж­на со­про­вож­дать­ся ссыл­кой на ав­то­ра.

Оставить ответ