В осенний день 271 года Рим ликовал. С триумфом возвращался на Родину император Аврелиан. Процессия медленно двигалась через город под восторженные крики толпы. Замкнутое и надменное лицо Аврелиана не могло, однако скрыть радости. За колесницей императора двигалась толпа измученных пленников. Народ с любопытством смотрел на закованную в золотые цепи женщину. С трудом ступали по камням ее намученные ноги. Но ни длинные спутанные волосы, ни лохмотья не могли скрыть ее удивительной красоты. Современники утверждали, что она прекрасней Клеопатры: «Зубы ее были подобны жемчугу, а блестящие глаза полны неизъяснимого очарования». Имя пальмирской царицы Зенобии, идущей за колесницей, было известно всему Востоку. А по уму и смелости эта гордая женщина превосходила многих мужчин. Ее не посмели казнить, ибо она вызывала слишком глубокое уважение. Как упоминают тексты, Зенобия кончила свои дни пленницей.
Упоминания о городе встречаются на ассирийской табличке II тысячелетия до н.э и табличке из Мари. Аккадский текст говорит нам, что ассирийский царь Тиглатпаласар I шел походом на Тадмор (Пальмиру), чтобы бороться с арамейцами. Предшественниками арамейцев были ханааниты, которые ввели культ бога Бола, ставшего главным богом Пальмиры. Позже он ассимилировался с Белом – великим богом Вавилона. В течение раннего римского периода число арабов и арамейцев было равным в Пальмире. Племена, оседавшие в городе, были арабскими, говорили по-арабски, а писали по-арамейски. Арабы чувствовали себя хозяевами этих мест. Они приходили, строили свои жилища в Пальмире, и происходило это задолго до ислама. Далее, вплоть до I века до н.э., никаких сведений о Пальмире нет. Правда, в Ветхом завете упоминается, что Пальмирой правил Соломон (I тысячелетия до н.э.), который реконструировал этот город. Доисламский поэт аль-Набиха в поэме «Аль-Далейя» вспоминает арабскую легенду о том, как джинн построил Пальмиру для царя Соломона: «Бог приказал Соломону: «Встань и иди к людям, помоги им, освободится от ошибок, дай знать джинну, что я дал ему право построить прекрасные каменистые здания и колонны Тамдора»». Город был разрушен Навуходосором, но вскоре восстановлен. Название «Тамдор», под которым он известен арабам и другим семитским народам, имеет неизвестное происхождение. Под латинским именем «Пальмира» (пальма) город был широко известен в греко-римский период. Какое-то время Пальмира находилась в руках Селевкидов и независимость обрела в 64 году до н.э., тогда как остальная Сирия превратилась в римскую провинцию. С этого момента город играл роль буферного государства между персами и римлянами. Выгодное географическое и политическое положение позволило ему быть связующим звеном между средиземноморской культурой и культурой Персидского залива. К 40-му году он превратился в богатейший торговый центр. Сюда везли жемчуг, стеклянные изделия, вина, китайский шелк, индийскую слоновую кость, персидские ковры, статуи из Финикии. Бесчисленные караваны устремлялись к удивительному городу:
За верблюдом верблюд
Вереницей длинной мирно идут
Подперты горбом вьюки с добром;
Мешки с янтарем, в тюках парча,
Ларцы с алмазами, с жемчугом,
За верблюдом верблюд
Нагружены тяжко, идут, идут.
В пустынном ущелье, во тьме, в глубине,
Где сдвинулись горы стена к стене
И только утесов глыбы висят,
Караван в засаду неожиданно попал:
В блеске сабель предстал из-за голых скал
Разбойников горных лихой отряд:
«Погонщики, прочь! Верблюды, стой!
Мешки долой! Тюки долой!»
(Аветик Исаакян. «Аль-Маари»)
Нападения на караваны были обычным явлением. Поэтому жители Пальмиры стали предоставлять за плату проводников и конных лучников для охраны, а также продавать воду, представлявшую в пустыне большую ценность.
Богатство города привлекало к себе алчное внимание Рима. В одном из текстов, относящихся к 41 году до н.э., говорится, что Антоний, проконсул Рима в Египте, организовал грабеж города: «Когда Антоний послал своих всадников в Пальмиру и приказал разграбить ее, ему не в чем было обвинить пальмирцев, ибо они честны и занимаются только торговлей, покупая товары в Индии, Аравии, Персии и продавая их римлянам». В этот период город не был укреплен и в случае опасности жители, забрав свое добро, уходили на левый берег Евфрата. Плиний Старший (50-й год до н.э.) утверждает, что в его время Пальмира не была под римским контролем, но добавляет, что Рим контролировал главные торговые пути и порты по всей Сирии, а также в Египте и Малой Азии.
Однако по-настоящему подчинилась Риму Пальмира только в первом столетии нашей эры. Она вошла в состав римской провинции Сирии, будучи автономной и представляя собой олигархическую республику. В 60-е годы III века Пальмира вновь стала фактически независимой.
С III века начинает фигурировать имя Оденат, наследники которого сыграли важную роль и истории Пальмиры. Первым человеком, носящим это имя, был римский сенатор, казненный за участие в бунте. Его сын Хайран получил титул принца пальмирского. Сын последнего Оденат, муж знаменитой Зенобии (Зубайдат), в 258 году стал консулом и полновластным правителем Пальмиры. В 260 году он нанес поражение Шапуру I , в 262-267 годах во главе пальмирских и римских армий одержал ряд побед над персами. Получил от римских императоров высокие звания дукса и императора, присвоил себе титул «царя царей». Слава и военные успехи Одената стали вызывать зависть у римских государственных деятелей. При таинственных обстоятельствах в 267 году он был убит. Пальмирская корона перешла к младшему сыну Одената, еще младенцу, который унаследовал все титулы и звания отца. Зенобия, ставшая регентшей при сыне, захватила власть в свои руки. Образованная, волевая, чрезвычайно честолюбива. После смерти Клавдия II Римская империя пережила тяжелый кризис. Рим с трудом отражал набеги готов. Зенобия избрала именно этот период для вторжения в Египет. Победив римские войска в Египте, она осуществила и свои планы захвата все Передней Азии. Неукротимая царица проникла в Малую Азию вплоть до Босфора: ей удалось овладеть вторым морским путем, который создавал неслыханные возможности для ее подданных. Летом 271 г. Зенобия и ее сын провозгласили себя императрицей и императором Востока. Это было время наивысшей славы Зенобии. Пальмира чеканила монеты с изображением ее и сына.
Осенью 271 года римский император Аврелиан начал против Зенобии военные действия. Они развернулись прежде всего в Египте. Так как пальмирское господство не пользовалось особой популярностью, Аврелиан победил быстро. Он вернул все города, покоренные Пальмирой, и без особых трудностей дошел до Сирии. Персидский царь, ожесточенный враг Рима, к этому времени постарел и не смог помочь императрице, оказавшейся в тяжелом положении. Аврелиан перешел Оронт и выиграл два решительных сражения (в Антиохи и Хомсе). Войска Зенобии бежали в Пальмиру, найдя убежище за ее могучими стенами. Город был осажден. Ночью Зенобия бежала из города на верблюде, пытаясь добраться до Персии и добиться помощи бывшего союзника, но была схвачена. Пальмира сдалась. Зенобия следовала в качестве пленницы за колесницей Аврелиана в процессии триумфа. В Хомсе были казнены советники Зенобии, среди которых был и Кассий Лонгин, философ и оратор, глава школы неоплатоников и приближенный Зенобии.
Едва победитель Аврелиан достиг Европы, как Пальмира восстала, римский гарнизон во главе с губернатором был перебит. Аврелиан вынужден был вернуться, следствием чего явилось разграбление города и разрушение его стен. При Диоклетиане стены были восстановлены, а при Юстиниане появилось значительное количество новых сооружений. Однако в борьбе против Рима Пальмира потеряла былую славу.
Арабы заняли Пальмиру (Тамдор) в 643 году. Возвращаясь из Ирака после победы на реке Ярмук, знаменитый полководец Халед ибн аль-Валид осадил и взял город. В 745 году город восстал против династии Омейядов. Мерван II, последний омейядский халиф, разрушил все укрепления Пальмиры. После перенесения центра халифата из Дамаска в Багдад (начало правления Аббасидов) Пальмира пережила еще один период упадка. В начале X столетия город был сильно разрушен землетрясением.
В начале XII века влияние Пальмиры снова усиливается. В конце этого века он был присоединен к эмирату Хомса. В 1177 году храм Бала (памятник II-III веков) был превращен в укрепленную крепость, о чем говорит надпись на воротах. Затем была восстановлена южная стена города. Вокруг него один за другим вырастали арабские замки. Но город вновь теряет свое значение после вторжения Тимура и падения крупных северных городов Евфрата, которые были связаны с ней торговыми отношениями. Землетрясение и набеги бедуинов завершают дело его разрушения и опустошения, так что новое знакомство с Пальмирой (уже с ее развалинами) происходит только в XVII-XVIII веках.