Каракорум – город на Орхоне. Крик далекого-далекого прошлого. Материальное воплощение мечты кочевников, понимающих, что надо же, кроме кибиток и юрт, иметь и постоянное пристанище. Не исключена возможность, что идея о возведении города-столицы в степной кочевнической стране возникла лишь после завоевательных походов монголов в страны Азии и Европы. По крайней мере, исторические источники донесли до нас следующие высказывания одного монгольского хана: «Хотя мы империю получили, сидя на лошадях, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно». Подобные рассуждения воплотились в решение о постройке города.
Посмотрим, что пишет про Каракорум Марко Поло. В его книге есть глава под названием «Здесь описывается город Каракорон» (Каракорум). Вот что сказано о нем: «Город Каракорон в округе три мили, им первым овладели татары, когда вышли из своей страны». Вот и все. Возникает вопрос: был ли в Каракоруме Марко Поло? Уж очень скупое описание. Великий путешественник, проживший семнадцать лет при дворе Хубилая, не владел грамотой, в своих описаниях допускал немало ошибок – не делал разницы, например, между Мадагаскаром и Занзибаром!
О Каракоруме упомянул и Иоанн де Плано Карпини в книге «История монголов». Этот монах францисканского ордена был послан в Монголию папой Иннокентием IV в 1296 году. «Но вод у речек, — писал он, — там немного, а реки очень редки, поэтому там нет селений, а также и каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракорон, но мы его не видели, а были почти за полдня пути от него, когда находились в Сыр-орде, каковая является главным двором их императора». В 1249 году Каракорум посетил посол французского короля Андрэ Лонжюмо.
Более подробное описание единственного тогда монгольского города оставил Вильгельм Рубрук, фамилия которого передается более чем в десяти вариантах. Некоторые ученые полагают, что он был фламандцем, основываясь на том факте, что во Фландрии имеется деревня Рубрук. В Монголию попал бывалый человек: Рубрук сопровождал короля Людовика IХ в шестом крестовом походе (1248), а потом поселился в Палестине. На Западе побаивались монголов. Короли Франции, а также папа римский, направляли к ним своих представителей с заданием просветить кочевников «светом веры христовой». Русский князь Даниил Галицкий вступил в переговоры с папой, готовясь объявить крестовой поход против татар. Это был один путь – религиозный. Из этой затеи, однако, ничего не вышло. Второй, более реальный выход, состоял в том, что миссионеры-путешественники предпринимали шаги к объединению всех христиан против монголов. Плано Карпини писал: «И не нужно щадить денег на приготовление оружия, чтобы иметь возможность спасти душу, тело, свободу и все прочее… Сено и солому надлежит жечь и крепко спрятать, чтобы татарские лошади не находили себе пищу для еды». Разоренные земли, подвергшиеся монгольскому нашествию, по которым они проезжали, производили на них удручающее впечатление. «Мучения затмили нам разум», — писал Рубрук.
Он отправился из Константинополя в начале мая 1253 года. Переплыл Черное море, проехал Крым. Добрался до ставки Батыя и несколько недель кочевал с ним. Наконец достиг Каракорума. И только летом 1255 года выехал из Монголии обратно. Его путешествие продолжалось, таким образом, более трех лет. Монголы, отмечает Рубрук, почитают Каракорум за царственный город и поблизости от него выбирают своего хана. На монгольском престоле тогда сидел Мункэ. При его дворе «толмачами были армяне из Великой Армении». Рубрук попал в Каракорум около пасхи, то есть в конце апреля: в это время все улицы города были занесены снегом. Вот его описание: «Там имеются два квартала: один сарацинов (так называли всех мусульман), в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, из-за обилья послов; другой квартал – китаев, которые все ремесленники. Вне этих кварталов находятся большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям. Там находится двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон Магомета, и одна христианская церковь на краю города. Город окружен глиняной стеною и имеет четверо ворот. У восточных продается пшено и другое ввозится; у западных продают баранов и коз; у южных продают быков и повозки; у северных продают коней».
В Каракоруме Рубрук прожил январь, февраль, март, апрель и май: так долго он ждал приказа о выезде. За это время францисканский монах пригляделся к жизни и быту монголов. Он живо передает разговоры с сановниками хана, с прислугой, описывает самих ханов, их одежду, обряды, верования. «О море и океане, — отмечает Рубрук, — они не могли понять, что оно беспредельно или безбрежно». Пил кумыс, который ему понравился. При ханском дворе жили прорицатели. Они знали астрономию, предсказывали лунное и солнечное затмения.
Достопримечательностью дворца было «серебряное дерево», сооруженное парижским золотых дел мастером Вильгельмом, или Гильомом, Бушье. Это фонтан не совсем обычного назначения. У основания дерева стояли серебряные львы, пасти которых извергали кобылье молоко. Четыре трубы, укрытые внутри ствола, выходили наружу снизу и заканчивались позолоченными головками змей: из них лилось вино, кумыс, медовый напиток и рисовое пиво. Все это предназначалось для угощения приглашенных на пир. Ветки, листья плоды на дереве были изготовлены из серебра. «Серебряное дерево» венчала фигура ангела с трубой. Кроме того, Рубрук упоминает о том, что тот же мастер из Парижа изготовил часовню, которую возили на повозке. Рубрук крестил в Каракоруме венгров, русских, армян. «Именно мы, — свидетельствует Рубрук, — носили воздвигнутый крест по всему становищу с пением, отчего сарацины приходили в полное оцепенение».
Было от чего! В столице могущественный монгольский империи пришедшие невесть откуда люди, заодно с пленниками из различных стран, где утвердилось христианство, устраивали религиозные шествия с церковным песнопением! Такую веротерпимость, кажущуюся странной, можно объяснить, по всей вероятности, тем обстоятельством, что сами монголы в ту пору не имели никакой официальной религии, если не считать шаманизм, идолопоклонство. Руководители монгольского государства, полководцы, простые конники, столкнувшись во время многочисленных завоевательных походов с народами, исповедавшими все существовавшие в мире религии, стояли теперь перед выбором: какую из них предпочесть. Они как бы присматривались – чьи обряды, чьи верования более соответствуют монголам.
Рубрук оставил любопытное описание споров и бесед на религиозные темы. Один из слуг хана спросил его: «Разве вы были на небе, чтобы знать заповеди божьи?» Наконец хан распорядился так. В Каракоруме проживают и христиане, и магометане, и идолопоклонники. Каждые уверяют, что их закон лучше, что их книги самые правдивые. Хан пожелал, чтобы представители всех религий и верований собрались вместе и публично доказывали преимущества своего вероисповедания. Хан таким путем намеревался добиться истины. Диспут о вере в Каракоруме носил бурный характер. Дело доходило до потасовок, но так никто и не смог доказать преимущества той или иной религий. Хотя, как свидетельствуют исторические источники, отдельные знатные монголы и монголки уже тогда принимали христианство несторианского толка. Тот же Рубрук упоминает о «христианской госпоже», супруге хана. Плано Карпини рассказывает о Гуюке и «неотлучно с ним пребывающих» христианах. И тут же изливает свои сокровенные надежды: «Говорили нам также христиане, принадлежащие к его челяди, что они твердо веруют, что он должен стать христианином; и явный признак этого они видят в том, что он держит христианских клириков и дает им содержание, также перед большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню: и они поют всенародно, и открыто звонят часам, согласно обычаю греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа татар или также других людей; другие вожди этого не делают».
Но нет, не прижился христианский побег в монгольских степях. Надежды европейских монархов были наивными и рассеялись порывами степного ветра. Уже потом монголы заимствовали религию у Тибета, придав ей свой национальный колорит
Автор статьи — Н. Хохлов